Специфика товара «медицинская услуга» и ее влияние на механизм функционирования рынка медицинских услуг

В чем особенность товара на главном рынке здравоохранения – рынке медицинских услуг? Охарактеризуем медицинскую услугу с позиций общей экономической теории – по потребительной стоимости и по стоимости.

Потребительная стоимость, как способность удовлетворять потребность в здоровье – с одной стороны неосязаема, с другой – в сильнейшей степени зависит от исполнителя и потребителя одновременно. В системе общественного разделения труда только высокотворческие виды деятельности столь индивидуализируют и определяют потребительский результат.

Стоимость услуги как способность выражать в обмене определенные пропорции труда – с одной стороны, не может сохраняться и значит, фиксироваться, измеряться так же, как стоимость материальных продуктов. С другой – она чрезвычайно высока, поскольку сопоставима с ценностью жизни.

В экономике здравоохранения есть понятие – Статистическая Стоимость Жизни, которая определяется следующим образом:

Валовой Внутренний Продукт / Количество населения

В России это – 1445 дол.

В США – 4800 дол.

В Европе – 3100 дол.

Для анализа рынка медицинской услуги существенно важна отраслевая специфика происхождения товара медицинская услуга. В этом отношении можно отметить следующее:

во-первых, в отрасли производство и потребление услуги происходят слитно, нераздельно в пространстве и во времени (в отличие от материального производства);

во-вторых, результат медицинского труда выступает в основном неосязаемым и каждый раз – почти абсолютно новым для пациента (и врача), что соответствует поговорке «Дважды в одну реку войти нельзя». Это серьезно искажает саму возможность сопоставимости результатов, как это имеет место в материальном производстве в качестве условия измерения в обмене;

в-третьих, объект отношений в здравоохранении – здоровье[1] – на уровне потребности – комплексное, а на уровне результата – многофакторное явление По данным ВОЗ здоровье зависит от четырех основных групп факторов. Это:

а) медицина (≈ 10-15%);

б) наследственность (≈ 20-25%);

в) окружающая среда (≈ 20%);

г) образ жизни (≈ 50-55%).

Есть и более детальные классификации, по которым, например, на такой фактор, как финансовая составляющая (по данным НПО «Медсоцэкономинформ»), в нашей практике приходится всего 8%. Не так много как принято приписывать менталитету российского пациента.

Значимость классификации факторов здоровья при рассмотрении рынка в том, что медицина не является единственным фактором, выступает наряду с другими факторами, определяющими здоровье. Как же на рынке выделить и оценить медицинский вклад в этот феномен?

Все указанные отраслевые особенности обусловливают специфику рынка медицинских услуг в сравнении с другими рынками экономики.

Проанализируем с помощью графиков особенности спроса, предложения и цены на рынке медицинских услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: