Целое и часть - философские категории, выражающие отношение между
совокупностью предметов и связью, которая объединяет эти предметы и приводит
к появлению у совокупности новых свойств и закономерностей, не присущих
предметам в их разобщенности. Через эту связь задается Ц., по отношению к
которому отдельные предметы выступают в качестве частей. Эти категории
характеризуют также общее движение познания, которое обычно начинается с
целого объекта, затем переходит к анализу, его расчленению на части и
завершается воспроизведением объекта в мышлении в форме конкретного Ц. Эта
проблема была выдвинута Платоном и позднее Аристотелем. Материалистические
направления, ориентированные на науку, были связаны с механистическим
пониманием Ц., заимствованным из механики (позднее из классич. физики).
Идеалистические концепции делали упор на несводимость целого к сумме частей;
подлинно целостными считались продукты духовной деятельности, а материальные
образования трактовались как механические, мертвые агрегаты. В нем. класс.
философии (Шеллинг, Гегель) проводится различие неорганичного (механического)
и органичного (саморазвивающегося) Ц., что связано с развитием духа, а не
материи. Маркс сформулировал принципы изучения органичного Ц. - метод
восхождения от абстрактного к конкретному, диалектическое понимание анализа и
синтеза и т.п. Он - основоположник методологии научного исследования общества
как Ц. Диалект. материализм обобщает данные теоретических концепций и
дисциплин, основанных на целостном подходе к объектам. Новый подход позволил
рационально объяснить диалектику Ц. и Ч. Теоретически и экспериментально было
показано, что для сложноорганизованных объектов Ц. не сводимо к сумме частей.
Ц. характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущим отдельным
частям, но возникающими в результате их взаимодействия в определенной системе
связей. Это свойство интегративности является важнейшим признаком всех таких
образований, позволяющим понять и все остальные специфические черты Ц. Это
возникновение нового в процессе развития; появление новых типов целостности;
возникновение новых структурных уровней и их иерархия; разделение целостных
систем на органичные (биологические и социальные объекты - свойства частей
определяются свойствами Ц.) и неорганичные (атом, молекула и т. п., где
свойства частей определяют свойства Ц.). Современное познание частей и целого
происходит одновременно: выделяя части, мы анализируем их как элементы Ц., а
в результате синтеза Ц. выступает как диалектически расчлененное, состоящее
из частей. Целостность - внутреннее единство объекта, его отделённость от
окружающей среды, а также сам объект, обладающий такими свойствами. Однако,
сам объект может обладать множеством связей со средой, существует лишь в
единстве с ней. В истории философии можно выделить две тенденции в трактовке
этого понятия: целостность как полнота, как охват всех свойств, сторон и
связей объекта (подобно конкретности) и целостность как внутренняя
обусловленность объекта, его уникальность и специфика (подобно сущности). Это
понятие важно, когда задача исследования заключается в получении
синтетического знания об объекте, а сам объект сложен. Целостность помогает
выявить внутреннюю детерминацию свойств объекта и недостаточность объяснения
и специфики объекта извне. Сейчас это понятие применяется не только к
объектам, но и процессам в сложных системах. Форма и содержание - философские
категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной
реальности: определенным образом упорядоченной совокупности элементов и
процессов, образующих предмет или явление, т.е. С., и способа существования и
выражения этого С., его различных модификаций, т.е. Ф. Ф. употребляется и в
значении внутренней организации С. В идеалистической философии Ф. сводилась к
структуре, а С. - к неупорядоченной совокупности элементов и свойств
(материей). Это способствовало о примате Ф. над С. В материалистической
диалекте проводится деление между С. и материей. Это важно для анализа
социально-экономических отношений, где все природные определения вещи имеют
значение Ф. существования и проявления иного, социального С. Необходимость
различения материи и С. сохраняется и для при родных явлений: С. здесь
составляет определенный субстрат, характерные этому явлению. Структура -
необходимый компонент С. С изменением структуры существенно меняется С.
объекта, его физ. и хим. свойства. Ф., фиксируя многообразные модификации С.,
способы его существования и проявления, также обладает определенной
структурой. Взаимодействие С. и Ф. в процессе развития обязательно включает
как воздействия различных компонентов С. на Ф., так и различных компонентов
Ф. на С. с учетом их субординации. С. представляет ведущую сторону объекта, а
Ф. ту сторону, которая модифицируется, изменяется в зависимости от изменения
С. и конкретных условий его существования. В свою очередь Ф.,обладая
относительной самостоятельность, оказывает обратное активное воздействие на
С. Ф. может тормозить или ускорять развитие С. Взаимоотношение С. и Ф. -
случай отношения противоположностей, характеризующихся как единством С. и Ф.,
так и противоречиями и конфликтами между ними. Единство С. и Ф. относительно,
преходяще, в ходе развития неизбежно возникают конфликты и противоречия между
ними. В результате по является несоответствие между С. и Ф., которое в
конечном счете разрешается сбрасыванием старой и возникновением новой Ф.,
адекватной С. Возникновение, развитие и преодоление противоречий между С. и
Ф., их борьба, наполнение старой Ф. новым содержанием и наоборот - важный
компонент диалектической теории развития. Это особенно сложно и диалектически
противоречиво во взаимоотношении С. и Ф. в развитии общества. Противоречия С.
и Ф. в способе производства, базисе и надстройке, экономике, политике и др. -
одна из важнейших движущих сил общественного развития.