Целое и часть. Принципы целостности. Форма и содержание

Целое и часть - философские категории, выражающие отношение между

совокупностью предметов и связью, которая объединяет эти предметы и приводит

к появлению у совокупности новых свойств и закономерностей, не присущих

предметам в их разобщенности. Через эту связь задается Ц., по отношению к

которому отдельные предметы выступают в качестве частей. Эти категории

характеризуют также общее движение познания, которое обычно начинается с

целого объекта, затем переходит к анализу, его расчленению на части и

завершается воспроизведением объекта в мышлении в форме конкретного Ц. Эта

проблема была выдвинута Платоном и позднее Аристотелем. Материалистические

направления, ориентированные на науку, были связаны с механистическим

пониманием Ц., заимствованным из механики (позднее из классич. физики).

Идеалистические концепции делали упор на несводимость целого к сумме частей;

подлинно целостными считались продукты духовной деятельности, а материальные

образования трактовались как механические, мертвые агрегаты. В нем. класс.

философии (Шеллинг, Гегель) проводится различие неорганичного (механического)

и органичного (саморазвивающегося) Ц., что связано с развитием духа, а не

материи. Маркс сформулировал принципы изучения органичного Ц. - метод

восхождения от абстрактного к конкретному, диалектическое понимание анализа и

синтеза и т.п. Он - основоположник методологии научного исследования общества

как Ц. Диалект. материализм обобщает данные теоретических концепций и

дисциплин, основанных на целостном подходе к объектам. Новый подход позволил

рационально объяснить диалектику Ц. и Ч. Теоретически и экспериментально было

показано, что для сложноорганизованных объектов Ц. не сводимо к сумме частей.

Ц. характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущим отдельным

частям, но возникающими в результате их взаимодействия в определенной системе

связей. Это свойство интегративности является важнейшим признаком всех таких

образований, позволяющим понять и все остальные специфические черты Ц. Это

возникновение нового в процессе развития; появление новых типов целостности;

возникновение новых структурных уровней и их иерархия; разделение целостных

систем на органичные (биологические и социальные объекты - свойства частей

определяются свойствами Ц.) и неорганичные (атом, молекула и т. п., где

свойства частей определяют свойства Ц.). Современное познание частей и целого

происходит одновременно: выделяя части, мы анализируем их как элементы Ц., а

в результате синтеза Ц. выступает как диалектически расчлененное, состоящее

из частей. Целостность - внутреннее единство объекта, его отделённость от

окружающей среды, а также сам объект, обладающий такими свойствами. Однако,

сам объект может обладать множеством связей со средой, существует лишь в

единстве с ней. В истории философии можно выделить две тенденции в трактовке

этого понятия: целостность как полнота, как охват всех свойств, сторон и

связей объекта (подобно конкретности) и целостность как внутренняя

обусловленность объекта, его уникальность и специфика (подобно сущности). Это

понятие важно, когда задача исследования заключается в получении

синтетического знания об объекте, а сам объект сложен. Целостность помогает

выявить внутреннюю детерминацию свойств объекта и недостаточность объяснения

и специфики объекта извне. Сейчас это понятие применяется не только к

объектам, но и процессам в сложных системах. Форма и содержание - философские

категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной

реальности: определенным образом упорядоченной совокупности элементов и

процессов, образующих предмет или явление, т.е. С., и способа существования и

выражения этого С., его различных модификаций, т.е. Ф. Ф. употребляется и в

значении внутренней организации С. В идеалистической философии Ф. сводилась к

структуре, а С. - к неупорядоченной совокупности элементов и свойств

(материей). Это способствовало о примате Ф. над С. В материалистической

диалекте проводится деление между С. и материей. Это важно для анализа

социально-экономических отношений, где все природные определения вещи имеют

значение Ф. существования и проявления иного, социального С. Необходимость

различения материи и С. сохраняется и для при родных явлений: С. здесь

составляет определенный субстрат, характерные этому явлению. Структура -

необходимый компонент С. С изменением структуры существенно меняется С.

объекта, его физ. и хим. свойства. Ф., фиксируя многообразные модификации С.,

способы его существования и проявления, также обладает определенной

структурой. Взаимодействие С. и Ф. в процессе развития обязательно включает

как воздействия различных компонентов С. на Ф., так и различных компонентов

Ф. на С. с учетом их субординации. С. представляет ведущую сторону объекта, а

Ф. ту сторону, которая модифицируется, изменяется в зависимости от изменения

С. и конкретных условий его существования. В свою очередь Ф.,обладая

относительной самостоятельность, оказывает обратное активное воздействие на

С. Ф. может тормозить или ускорять развитие С. Взаимоотношение С. и Ф. -

случай отношения противоположностей, характеризующихся как единством С. и Ф.,

так и противоречиями и конфликтами между ними. Единство С. и Ф. относительно,

преходяще, в ходе развития неизбежно возникают конфликты и противоречия между

ними. В результате по является несоответствие между С. и Ф., которое в

конечном счете разрешается сбрасыванием старой и возникновением новой Ф.,

адекватной С. Возникновение, развитие и преодоление противоречий между С. и

Ф., их борьба, наполнение старой Ф. новым содержанием и наоборот - важный

компонент диалектической теории развития. Это особенно сложно и диалектически

противоречиво во взаимоотношении С. и Ф. в развитии общества. Противоречия С.

и Ф. в способе производства, базисе и надстройке, экономике, политике и др. -

одна из важнейших движущих сил общественного развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: