Методологическая роль

О.Б. и О.С. - две стороны, материальной и духовной жизни общества,

находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Под О.Б.

марксизм понимает материальное отношение людей к природе в процессе

воспроизводства материальных благ и те отношения, в которые люди вступают в

процессе этого воспроизводства. Вопрос о взаимоотношении О.Б. и О.С.

является конкретизацией основного вопроса философии в применении к обществу.

До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об

определяющей роли сознания в жизни общества. В действительности же О.С. есть

не что иное, как "осознанное бытие", т.е. отражение в духовной жизни людей их

О.Б. Первую формулировку этого положения дали Маркс и Энгельс в "немецкой

идеологии": "...люди, развивающие свое материальное производство и свое

материальное общение, изменяют вместе с этой деятельностью также свое

мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь

определяет сознание". Марксизм показал, что взаимоотношения О.Б. и О.С.

сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной

жизни. Если на первых ступенях истории О.С. формируется как непосредственное

порождение материальных отношений людей и как бы "вплетено" в материальную

деятельность, то в дальнейшем, с расчленением общества на классы,

возникновением политики, права, политической борьбы, О.Б. воздействует

определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев,

каковыми являются государство и гос. строй, правовые и политические отношения

и т.п. О.С. обладает сложной внутренней структурой, изучение которой имеет

методологическое значение для анализа его различных образований с учетом их

специфики, социальных функций и т.п. В самом общем виде в структуре О.С.

выделяют его уровни и формы. Уровнями О.С. являются обыденное, эмпирическое

сознание, непосредственно вырастающее из повседневных условий жизни масс,

отдельных социальных групп, и научно-теоретическое сознание, включающее

идеологию как духовное выражение коренных интересов общественных классов.

Формы О.С. представляют собой различные способы духовного освоения

действительности и включают политическое и правовое сознание, мораль,

религию, искусство, науку, философию. О.С. и его формам присуща относительная

самостоятельность, хотя есть и зависимость от О.Б. Самостоятельность

выражается в том, что изменения в материальной жизни общества никогда не

создают заново продукты О.С., ибо научные, философские. художественные и

прочие идеи зависят от накопленного ранее мыслительного материала и

подчиняются определенной внутренней логике своего развития. Кроме того,

изменения в материальных отношениях не могут вызвать мгновенного,

автоматического изменения О.С., т.к. духовным представления людей свойственна

значительная сила инерции, только борьба между новыми и старыми идеями

приводит закономерно к победе тех, которые вызываются решающими потребностями

изменившейся материальной жизни, нового бытия. В то же время необходимо

видеть и учитывать большую роль О.С. и его воздействия на развитие самого

О.Б. Абсолютное противопоставление этих 2-х сторон жизни людей

действительно лишь в рамках основного вопроса о том, что первично и что

вторично. За пределами этого вопроса такое абсолютное противопоставление

теряет смысл, а в те или иные периоды зрелости материальных предпосылок

общественных преобразований и при создании соответствующих социальных форм

для подготовки этих предпосылок роль О.С. может стать и становится решающей,

хотя и тогда оно в конечном счете определяется и обусловлено О.Б. Диалектико-

материалистическое решение вопроса в отношении О.Б. и О.С. и их природы имеет

большое методологическое значение, помогает научно ставить и практически

решать проблемы общественной жизни.

(Методологическая роль О.Б. в том чтобы научить человека жить здесь и сейчас.

Методологическая роль О.С. в том чтобы рассказать человеку о том как жить

завтра.

Поэтому О.Б. базис для О.С. Они так же взаимосвязаны как прошлое и будущее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: