Как и большинство мыслителей своей эпохи, родоначальник эмпиризма Фрэнсис
Бэкон (1561-1626), считая задачей философии создание нового метода научного
познания, переосмысливает предмет и задачи науки, как ее понимали в средние
века. Цель научного знания - в принесении пользы человеческому роду. Бэкон
подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое
оправдание. Бэкон отрицает понимание науки как самоцели и как пути к более
углубленному и просветленному разумом созерцанию природы. Наука - средство;
ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений ради
использования этих явлений для блага людей. Разрабатывая свой метод, Бэкон
прежде всего останавливается на основных ошибках и препятствиях, стоящих на
пути человека, находящегося в научном поиске. Он называет эти препятствия
идолами и выделяет четыре вида идолов:
1. Идол рода - главное препятствие на пути к познанию. Возникает из-за
несовершенства человеческого разума. Голова - как кривое зеркало. Человек
судит по своей природе, что и приводит к ошибкам. Человеку свойственно искать
факты, совпадающие с его мнением, и отбрасывать отрицательные инстанции. Для
устранения 1-го идола Бэкон рекомендует сверять показания чувств с реальными
объектами.
2. Идол пещеры. Возникает за счет субъективной оценки идей. Каждый человек
имеет свою нишу (пещеру) интеллектуального развития. Человек проецирует свой
духовный уровень на других. Решение: самокритичная оценка своих способностей.
3. Идол площади. Связан с неправильным употреблением терминов, слов, языка
науки, что ведет к ложным идеям и результатам. Решение: критическая оценка
соответствия терминов определяемых ими вещей.
4. Идол театра - ссылка на ложные авторитеты. Решение: неприятие никаких
выводов без доказательства кем бы они не были сформулированы. В средние века
и в античности используется главным образом дедуктивный метод (мысль движется
от аксиом к частным выводам). По Бэкону же всякое познание и изобретение
должно опираться на опыт, т. е. должны двигаться от изучения единичных фактов
к общим положениям (индуктивный метод). Можно выделить два случая индукции:
полная (когда перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается
присущее им свойство) и неполная индукция (когда на основе наблюдения
конечного числа фактов делается общий вывод относительно всего класса
явлений). В науке главным образом приходится прибегать к неполной индукции.
Заключение, сделанное на ее основе, носит лишь вероятностный характер и не
обладает строгой необходимостью. Пытаясь сделать метод неполной индукции по
возможности более строгим, Бэкон считает необходимым искать не только факты,
подтверждающие определенный вывод, но и факты опровергающие его. Таким
образом индуктивный метод Бэкона - это обобщение эмпирических фактов и
выводов. Причем, Бэкон считает, что базис научного знания составляют те
положения, которые возникли на основании обобщения опытных фактов и доказаны
экспериментально. Это вовсе не означает, что он отрицает теорию и дедуктивный
метод. Он рассматривает два типа опытов:
1. Опыты "плодоносные". Они приносят сиюминутную пользу.
2. Опыты "светоносные". Их истинность объясняется на основе теории.
И без ее применения они не могут дать истины. Выделение отрицательных
субстанций (т.е. поиск фактов опровергающих определенный вывод) требует
усложнение опыта. Ставится новый опыт с новыми условиями, что невозможно без
наличия теории. Таким образом основным принципом метода Бэкона является
единство теории и практики. Можно выделить основное отличие философии Бэкона
от античной философии. В античной философии происходит идеализирование общего
(мир идей Платона). Аристотель критикует Платона, но придерживается взгляда,
что истина - от общего к частному, и что о единичном не может быть знания.
Бэкон же говорит, что процесс познания может происходить путем обобщения
опытных данных и таким образом может быть получено знание об общем.