Мир как упорядоченность Говоря о мифологическом бытии, мы отметили одну из основных функций мифа – то, что он подтверждает, более того – устанавливает некоторый порядок. Но не только мифологическое мышление связано с преставлением о порядке. Какую бы область культуры мы ни взяли, можно заметить, что в основе человеческой деятельности здесь лежит представление о некотором порядке, некоторой регулярности, законосообразности. Науки (прежде всего естественные) прямо основаны на понятии закона, то есть на понятии повторяющегося, непреложного отношения между явлениями. Художественная деятельность также подчинена – правда, меняющимся во времени и от страны к стране – представлениям о красоте. Мораль в сущности есть набор правил поведения людей. Религии также – хотя вы только в ритуальной сфере – свойственны определенные правила.
Естественное и сверхъестественное
Во многих культурах существенным оказывается и следующее различие. Мир подчинен законам, установленным некой высшей силой. Но есть и другой мир, в котором данные нашему миру законы не действуют, мир, в кагором действуют иные законы. Каждая культура так или иначе различает этот, естественный и иной мир - мир иных законов. То, как проводится это различение, что оказывается по эту сторону границы, посюсторонним, а что оказывается иным, сверхъестественным, потусторонним, - это одна из важных характеристик культуры.
Можно предполагать, что в древнейшие времена мифологического бытия человека такого различения этого и того мира не было. По многим фрагментам мифологических текстов или позднейших производных от мифа – скажем, в эпических произведениях как "Илиада" – мы можем предполагать, что эта граница размыта, ее почти нет, боги очень легко переходят эту границу, прямо вмешиваясь в человеческие дела. Наш мир подчинен миру иному так, что в отношении нашего мира возможен некоторый произвол или во всяком случае такое воздействие, смысл которого надо искать не здесь, но в высшей воле.
Перейти в мир иной позволяется и человеку. Так, Орфей посетил загробный мир, чтобы вернуть умершую Эвридику. Примеров такого взаимопроникновения этого и другого мира очень много. Переход из этого мира в мир высший, хоть и воспринимается как явление сверхъестественное, все же происходил достаточно часто.