Основные понятия. Деятельность – специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности

Деятельность – специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности; активность, направленная на удовлетворение потребностей.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие; от содержания цели, ее значимости и ясности и т.д. зависит характер волевых действий человека.

Действие – акт целенаправленной деятельности человека, регулируемой представлением ее результата, условий и способов достижения.

Операция – способ, которым выполняется действие в определенных условиях.

Навык - действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля; автоматизированный способ выполнения действия.

Ведущая деятельность - деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.

Игра (детская) – вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

Уче­ние -–организованная познавательная деятельность, в процессе которой учащиеся проходят путь от незнания к знанию, от знания неполного к более полному и совершенному, опираясь при этом на чувственное восприятие, абстрагирование и практику.

Труд – целесообразная деятельность людей, направленная на создание потребительских стоимостей; один из основных видов активности человека наряду с игрой, познанием, общением.

Общение - взаимодействие субъектов, в тором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, умениями и навыками, являющееся необходимым условием развития и формирования личностей и групп.

Рекомендуемая литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. -М.: Просвещение, 1986. - С.83-96.

2. Гриншпун И.Б.Введение впсихологию - М.: Институт практической психологи, 1996. - С.75-77.

3. *Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности.// Хрестоматия по психологии. Под ред. проф. А.В.Петровского.- М.: Просвещение, 1977. - С.206-214.

4. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского.- М.: Просвещение, 1986.- С.93-126.

Практическое занятие № 5

Тема: Психология познавательных процессов. Ощущение и восприятие Внимание

Вопросы для рассмотрения

1. Понятие об ощущении. Роль ощущений в жизнедеятельности людей.

2. Физиологические основы ощущений. Понятие об анализаторе.

3. Классификация ощущений.

4. Психологические механизмы внимания.

5. Физиологические механизмы внимания.

6. Виды внимания и их характеристика.

7. Свойства внимания.

8. Методы изучения внимания.

Методические рекомендации:

1. Ответить на вопросы семинара.

2. При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): анализатор, рецептор, аккомодация, ощущение, порог чувствительности, адаптация органов чувств, сенсибилизация, синестезия, восприятие.

3. Законспектируйте статьи к семинару.

4. При ответе на вопрос № 6 заполните таблицу № 1 «Свойства восприятия»:

Свойства восприятия Определение свойств восприятия
  Объем восприятия  
  Константность восприятия  
  Целостность восприятия  
  Предметность  
  Категориальность  

5. При ответе на вопрос № 6 заполните таблицу № 2 «Законы восприятия»:

Законы восприятия Определение законов восприятия
  Закон фигуры и фона  
  Закон транспозиции  
  Закон близости  
  Закон константности  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: