Деятельность – специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности; активность, направленная на удовлетворение потребностей.
Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие; от содержания цели, ее значимости и ясности и т.д. зависит характер волевых действий человека.
Действие – акт целенаправленной деятельности человека, регулируемой представлением ее результата, условий и способов достижения.
Операция – способ, которым выполняется действие в определенных условиях.
Навык - действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля; автоматизированный способ выполнения действия.
Ведущая деятельность - деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.
|
|
Игра (детская) – вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.
Учение -–организованная познавательная деятельность, в процессе которой учащиеся проходят путь от незнания к знанию, от знания неполного к более полному и совершенному, опираясь при этом на чувственное восприятие, абстрагирование и практику.
Труд – целесообразная деятельность людей, направленная на создание потребительских стоимостей; один из основных видов активности человека наряду с игрой, познанием, общением.
Общение - взаимодействие субъектов, в тором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, умениями и навыками, являющееся необходимым условием развития и формирования личностей и групп.
Рекомендуемая литература
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. -М.: Просвещение, 1986. - С.83-96.
2. Гриншпун И.Б.Введение впсихологию - М.: Институт практической психологи, 1996. - С.75-77.
3. *Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности.// Хрестоматия по психологии. Под ред. проф. А.В.Петровского.- М.: Просвещение, 1977. - С.206-214.
4. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского.- М.: Просвещение, 1986.- С.93-126.
Практическое занятие № 5
Тема: Психология познавательных процессов. Ощущение и восприятие Внимание
Вопросы для рассмотрения
1. Понятие об ощущении. Роль ощущений в жизнедеятельности людей.
2. Физиологические основы ощущений. Понятие об анализаторе.
3. Классификация ощущений.
4. Психологические механизмы внимания.
|
|
5. Физиологические механизмы внимания.
6. Виды внимания и их характеристика.
7. Свойства внимания.
8. Методы изучения внимания.
Методические рекомендации:
1. Ответить на вопросы семинара.
2. При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): анализатор, рецептор, аккомодация, ощущение, порог чувствительности, адаптация органов чувств, сенсибилизация, синестезия, восприятие.
3. Законспектируйте статьи к семинару.
4. При ответе на вопрос № 6 заполните таблицу № 1 «Свойства восприятия»:
№ | Свойства восприятия | Определение свойств восприятия |
Объем восприятия | ||
Константность восприятия | ||
Целостность восприятия | ||
Предметность | ||
Категориальность |
5. При ответе на вопрос № 6 заполните таблицу № 2 «Законы восприятия»:
№ | Законы восприятия | Определение законов восприятия |
Закон фигуры и фона | ||
Закон транспозиции | ||
Закон близости | ||
Закон константности |