Задание №1 Управленческий стиль
Необходимость для бизнеса не откладывая в долгий ящик реагировать на изменения предполагает поиски большей организационной гибкости, а ожесточенная конкуренция обусловливает стремление к быстрой адаптации (приспособленность к местным условиям означает большую степень децентрализации, но требует одновременно высокой степени интеграции, чтобы получить прибыль от экономии, обусловленной ростом масштаба производства). Будут увеличиваться претензии к иерархическим органам власти, а также будут возрастать требования широкого участия всех групп населения в процессе принятия решений на всех уровнях. Это приведет к значительным сдвигам в стилях управления.
Подумайте
Þ Перечислите пять изменений, которые, по вашему мнению, окажут наибольшее влияние на банки. Почему эти изменения самые важные?
Типичные причины перечислены ниже.
Среда
Ø изменение потребительских вкусов,
Ø увеличение числа конкурентов,
Ø правовые и налоговые изменения, влияющие на продукты или услуги,
|
|
Ø уменьшение доли на рынке,
Ø новые благоприятные возможности на рынке,
Ø экономический рост или спад,
Ø отмена государственного регулирования.
Техника и материалы
Ø старение имеющейся техники;
Ø новые разработки в технике, дающие значительные преимущества в экономике и таким образом обеспечивающие превосходство в конкуренции;
Ø технические разработки, дающие возможность оказания новых или лучших по качеству услуг.
Задача
Ø главное изменение экономических возможностей, которые требуют полного изменения определения «миссии» организации, например, превращение банков, обслуживающий мелкий бизнес и отдельных граждан, в «финансовые супермаркеты», предлагающие гораздо более широкий спектр услуг.
Структура
Ø принятие решений плохого качества вытекает из сложности структуры;
Ø высокая стоимость/громоздкие административные системы;
Ø сверхжесткие механизмы контроля, возникающие из нежелания рисковать;
Ø система планирования, которая не предусматривает и не допускает изменений, что ведет к ее незначительной гибкости;
Ø неясные роли, так что ответственность и отчетность плохо определены;
Ø рабочие задания так построены, что вызывают скуку и однообразие.
Люди
Ø неспособность привлекать к работе и удерживать людей, обладающих необходимыми качествами;
Ø отсутствие возможности продвижения по службе;
Ø скучная и монотонная работа;
Ø изменение устремлений служащих; они ожидают большего участия в принятии решений;
|
|
Ø ненужная квалификация;
Ø слишком много служащих;
Ø низкая производительность труда.
Можно привести и многие другие факторы, которые обуславливают изменения в организациях. Важно помнить, что одно изменение вызывает другое. В своей книге «В поиске совершенства» Петерс и Ватерман выделяют семь факторов (см. схема). Они обращают внимание на тот факт, что изменение в одной области сказывается на другой.
Схема1. Факторы, влияющие на организационные изменения
Например, изменения в типах систем, используемых по всей организации, будут иметь последствия для комплектования числа служащих, структуры и, возможно, стиля управления, квалификации служащих и даже стратегии и высших целей организации, если системные изменения значительны. Эти логические изменения должны обдумываться, а их воздействие следует тщательно оценивать, если изменения нужно ввести с минимальным нарушением равновесия. Применение информационной технологии и вытекающие из этого изменения в банковской системе служат хорошей иллюстрацией необходимости уделять внимание уже названным факторам. Если этого не делать, то, возможно, все положительные результаты от этого изменения не будут достигнуты.
Подумайте
Þ Банковское дело переживает период глубоких перемен. Каковы причины этого?
Þ Посмотрите на недавнюю перемену, затронувшую вас, и подумайте о значении семи факторов. Проявлялись ли они в то время?
Þ Обдумайте самые последние изменения, которые произошли в вашем банке.
Схема 2. Новый взгляд на организацию
ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕМЕН
При планировании изменений менеджеры имеют ряд альтернативных вариантов. Они могут использовать любой из внутренних факторов – рабочее задание, технику, структуру и людские ресурсы (схема).
ЗАДАЧА
Основными переменами в заданиях трудно управлять, потому что они влекут за собой главные сдвиги в организации и ресурсах и могут вызвать важные изменения в структуре, рабочих местах, числе служащих и их квалификации. Например, если банки становятся финансовыми супермаркетами, то должны развиваться новые услуги, оказываемые компаниям и отдельным лицам. Вся организационная структура в целом, включая сеть филиалов, должна быть перестроена с учетом основных выводов для структуры, систем, кадров, квалификации и стиля. На другом уровне перемены в задачах иногда используются, чтобы вызвать изменения в поведении служащих. Одним из примеров служит повышении статуса профессии. Создание рабочих мест может усилить заинтересованность и обеспечить рост мотивации.