Рациональный подход

Характерной чертой интерпретационной фазы консультиро­вания и психотерапии является акцент на рациональных про­цессах. В рамках этой традиции Эллис разработал подход, ко­торый назвал «рациональной психотерапией» '.Мы уверены, что • данная система имеет ценность для определенных типов кли-, ентов, особенно для тех, кто отличается ясностью и гибкостью, мышления. Поскольку подход Эллиса имеет немалое значение для нашего обсуждения методов интерпретации, мы помещаем краткое изложение его взглядов.

Рациональная психотерапия «основана на той посылке, что у человеческих существ эмоциональные расстройства, как пра­вило, возникают вследствие усвоения ими иррациональных и нелогичных мыслей, философских идей и установок»2. Психо­терапевт анализирует такие чувства клиента, как обида, гнев, страх, чувство вины, и показывает «что эти чувства обусловле­ны не событиями прошлого и не внешними ситуациями, а его нынешними иррациональными установками или алогичными страхами относительно этих событий или ситуаций» [ibid., p. 3]. У Эллиса, таким образом, «сами эмоции понимаются, в первую очередь, как определенная разновидность (искаженная, предвзя­тая разновидность) мыслей» [ibid., p. 3].

____________

1 Albert Ellis. Rational Psychotherapy. /. Gen. Psych. (1958), 59, 35-49.

2Albert Ellis. «The Treatment of a Psychopath with Rational Psychotherapy (Лечение психопатии с помощью рациональной психотерапии). Опубликовано в итальянском издании Quaderni di Criminologia Clinica (1949), 2, 1-11, p. 3.

Некоторые из основных алогичных идей и философских тези­сов, которые усвоены путем научения и в которые продолжают верить психологически неблагополучные люди в западной куль­туре, описаны Эллисом в цитируемом ниже отрывке. Мы приво­дим его целиком, чтобы читатель мог получить более полное пред­ставление о тех ценностях и идеях, которые Эллис предлагает в качестве замены в мышлении, которое зачастую расценивается как иррациональное. Мы также отсылаем читателя к обсужде­нию ценностей в главе 6 и к обсуждению семантики в главе 10 настоящего издания. Приведенная ниже выдержка служит ил­люстрацией к проблеме расширения возможностей клиента в сфе­ре ценностей и мировосприятия, с тем чтобы он нашел наиболее эффективные способы истолкования обстоятельств своей жиз­ни.

«1. Представление о том, что взрослому человеку необходимы всеоб­щая любовь и одобрение, что бы он ни делал, вместо того, чтобы сосредо­точиться на самоуважении, на поисках одобрения только в необходимых случаях (например, для профессионального продвижения) или больше на том, чтобы любить, чем быть любимым.

2. Представление о том, что определенные действия неправильны, по­рочны, мерзки, и что люди, совершающие такие действия, заслуживают сурового наказания, вместо идеи, что определенные действия неадекват­ны или антисоциальны, и что люди, совершающие такие действия, неиз­менно глупы, невежественны или эмоционально ущербны.

3. Представление о том, что все ужасно, кошмарно, чудовищно, если что-то идет не так, как хотелось бы человеку, вместо идеи о том, что весь­ма прискорбно, если что-то идет не так, как хотелось бы человеку, и он, безусловно, обязан попытаться изменить или взять под свой контроль об­стоятельства, чтобы они стали для него более комфортными. Если изме­нение или контролирование неприятной ситуации невозможно, то луч­ше примириться с ее существованием и прекратить твердить себе, как все ужасно.

4. Представление о том, что несчастья человека в значительной мере обусловлены внешними причинами и навязаны ему окружающими людь­ми и событиями, вместо представления о том, что несчастья практически полностью обусловлены или питаются его отношением к окружающим обстоятельствам, а не окружающими обстоятельствами как таковыми.

5. Представление о том, что когда что-то является или может стать опас­ным, устрашающим, то человек должен быть ужасно этим озабочен, вмес­то представления о том, что когда что-то является или может стать опасным, устрашающим, то человек должен взглянуть этому прямо в глаза и превратить в неопасное, а если последнее невозможно, то подумать о дру­гих вещах и прекратить твердить себе, в какой кошмарной ситуации он находится или может оказаться.

6. Представление о том, что жизненных трудностей легче избегать, чем бороться с ними и брать на себя ответственность, вместо представления о том, что так называемые легкие пути в конечном счете неизбежно оказы­ваются намного труднее, и что единственный способ решить трудные про­блемы — честно взяться за их решение.

7. Представление о том, что человек нуждается в ком-то или в чем-то, более сильном и значительном, нежели он сам, вместо представления о том, что обычно гораздо лучше стоять на собственных ногах, твердо веря в себя и свою способность справиться с трудными жизненными обстоятельствами.

8. Представление о том, что человек должен быть совершенно компе­тентным, адекватным, интеллигентным и преуспевшим во всех мыслимых аспектах, вместо представления о том, что человек должен просто делать, а не пытаться всегда делать хорошо, и ему следует относиться к себе, как к весьма несовершенному созданию, которому присущи общечеловеческая ограниченность и специфические слабости.

9. Представление о том, что коль скоро на жизнь человека однажды силь­но повлияло что-либо, то оно теперь и будет влиять нескончаемо, вместо представления о том, что человек должен учиться на опыте прошлого, но не становиться его рабом.

10. Представление о том, что для нашего существования жизненно важ­но то, что делают другие люди, и мы должны предпринимать титанические усилия, чтобы изменить их в желательном направлении, вместо представ­ления о том, что недостатки других людей по большей части суть их пробле­мы, и что нажим на них с целью изменить их обычно окажется наименее удачным способом помочь им измениться.

11. Представление о том, что личного счастья можно достичь инертно­стью и бездействием, вместо представления о том, что людям свойственно быть счастливыми, когда они активно и энергично погружаются в творче­ские занятия, или когда они посвящают себя служению другим людям или поднимаются над собой.

12. Представление о том, что человек практически не властен над свои­ми эмоциями, не в силах не испытывать определенные чувства, вместо представления о том, что человек приобретает колоссальный контроль над своими эмоциями, коль скоро решит работать над тем, чтобы их контро­лировать, и практиковаться в том, чтобы говорить самому себе правиль­ные слова» (Ellis. Rational Psychotherapy. P. 40—41).

Эллис добавляет, что предназначение психотерапии состо­ит в чем-то большем, нежели изменение некоторых убежде­ний, но, по-видимому, не считает необходимым, в отличие от психоаналитиков, сосредотачиваться на событиях прошло­го, чтобы показать пациенту, каким образом он дошел до рас­стройства. Эллис, скорее, полагает, что после оказания ка­кой-то необходимой поддержки, «вентилирования чувств», основное внимание следует уделять атаке на иррациональ­ные убеждения клиента, демонстрации клиенту того факта, что он, продолжая в них верить, подкрепляет свой невроз. Затем клиента учат, как заново вербализовать и продумать эти идеи, чтобы превратить их в более логичные и полезные для себя. И наконец, психотерапевт поощряет клиента перейти к действиям, которые докажут валидность его вновь сформи­рованных и вновь обоснованных предпосылок относительно жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: