Особенности детей с церебральным параличом раннего возраста. Своеобразие раннего развития ребенка с церебральным параличом. Характеристика основных причин. Формы проявления психической активности. Трудности диагностики особенностей психического развития в раннем возрасте. Состояние двигательной сферы (задержка развития цепных выпрямительных рефлексов, усиление патологической двигательной активности, незрелость произвольной моторики рук). Состояние артикуляционного аппарата (нарушения иннервации мышц губ и языка, гиперкинезы, рефлексы орального автоматизма), особенности дыхания (поверхностность, аритмичность) и голоса (истощаемость, малая выразительность, немодулированность). Влияние состояния артикуляции и дыхания на особенности вскармливания детей. Особенности голосовой активности (характер крика, специфика гуления, лепета, первых слов и фраз). Характеристика состояния зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации. Особенности эмоционального реагирования. «Комплекс оживления» (формы активности ребенка, их усложнение). Четыре уровня доречевого развития детей с церебральным параличом (по Е.Ф.Архиповой).
Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста.