1. Что такое тифлопсихология? Что является её предметом и объектом?
2. Кто относится к категории детей с нарушением зрения: степень выраженности зрительного дефекта и время его возникновения?
3. В чём заключается современная теория компенсации слепоты? Возрастные аспекты формирования компенсации.
4. В чём специфика психического развития незрячих и слабовидящих?
5. Расскажите, что представляет собой психологическая реабилитация лиц с нарушением зрения?
Литература
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями развития. – М., 1973.
2. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. – Л., 1982.
3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – 1995.
4. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М., 1990.
5. Каплан А.И. Детская слепота. Цветовое остаточное зрение. – М., 1979.
6. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб., 1998.
7. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. – М., 1997.
|
|
8. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. – М., 2002.
9. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М., 1980.
12. Психологические особенности детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Предмет и задачи психологии детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. История развития учения о двигательных нарушениях. Детский церебральный паралич как основная форма нарушений опорно-двигательного аппарата. Симптоматика, этиология, формы детского церебрального паралича. Структура двигательного дефекта при детском церебральном параличе. Специфика двигательного развития при детском церебральном параличе. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (внимание, ощущение и восприятие, осязание, память, мышление, речь). Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы.
Тестовые вопросы и задания
1. Определите понятие «детский церебральный паралич».
2. Укажите основные причины детского церебрального паралича.
3. В каких формах может проявляться детский церебральный паралич?
4. В чём проявляются нарушения высших психических функций при детском церебральном параличе?
5. Дайте характеристику задержки психического развития у детей с церебральным параличом в возрастном аспекте и с учётом форм заболевания.
6. Что такое нейроонтогенетический подход к диагностике и коррекции двигательных и речевых нарушений у детей с церебральным параличом?
Литература
1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М., 1975.
|
|
2. Бадалян Л.О. Детская невропатология. – М., 2003.
3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М., 1962.
4. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития \\ Дефектология. – 1987. - №3.
5. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. – М., 1991.
6. Скворцов И.А. Роль перивентрикулярной области мозга в нейроонтогенезе в норме и при детском церебральном параличе \\ Исцеление. – 1995. – Вып.5.
13. Психология детей с множественными нарушениями развития. Предмет и задачи психологии детей со сложными нарушениями развития. Причины сложных нарушений развития. Классификация детей со сложными нарушениями развития. Специфика проявлений сочетанных нарушений развития. Особенности развития познавательной сферы у детей с множественными нарушениями развития (внимание, ощущение и восприятие, осязание, память, мышление, речь). Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы. Сочетанность сенсорных нарушений: слепоглухонемота. Особенности психического развития слепоглухонемых детей.