Комплексная цель: сформировать у студентов систематические знания и общие представления о дисгармоническом психическом развитии в детском возрасте.
Дисгармоническое психическое развитие
Предмет и задачи психологии детей дисгармоничным складом личности. История развития идей о дисгармоничном складе личности. Психопатия как форма дисгармонии личности. Психология детей с дисгармоничным складом личности. Причины дисгармоничного развития. Типология патологических характеров (основные критерии выделения психопатий: Ганнушкин П.Б.). Акцентуация личности. Понятие «психопатические личности» и «акцентуированные личности» (К. Леонгард, А.В. Личко). Признаки психопатических черт характера. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. Патохарактерологическое развитие личности. Понятие невроза. Формы неврозов. Неврозы у детей и подростков.
Тестовые вопросы и задания.
1. Проанализируйте акцентуация характера с точки зрения крайнего варианта нормы.
2. Какие типы акцентуаций характера - по А.Е. Личко?
|
|
3. Опишите развитие и трансформации личности при дисгармоническом психическом развитии.
4. Приведите формы школьной дезадаптации в младшем школьном и подростковом возрасте в связи с дисгармоническим психическим развитием.
5. Охарактеризуйте школьные неврозы и пограничные состояния.
Литература.
1. К. Леонгард. Акцентуированные личности.- Киев, 1981.
2. А.Е. Личко. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Тексты.- М, 1982.
3. Личко A.Е. Подростковая психиатрия. - Л., 1983.
4. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактереологический диагностический опросник для подростков.- М., С.-Петербург,- 1994.
5. Немов Р.С. Психология. т.1.- М., 1995.
Проектное задание: Проведите дифференциальную категоризацию видов дисгармонического психического развития, ядерным признаком которых являются пограничные нарушения личности. Систематизируйте основные понятии (необходимые виды дисгармонического психического развития) в таблице:
Виды: | Этиология | Характеристики развития | Возможности компенсации |
1. | |||
2. | |||
… | |||
… |