Знаниевый компонент

Психология семейных отношений как научная дисциплина: предмет, цели и задачи курса. Основные понятия курса: семья, брак, семейные отношения. Проблематика изучения семейных отношений в психологии. Прикладные проблемы семейной психологии.

Генезис семьи как социального института. Эволюция брачно-семейных отношений. Виды брачно-семейных отношений в первобытный период человечества. Промискуитет. Групповой брак. Неделимая семья, сегментарная семья, индивидуальная семья. Переход от полигамии (гетеризмом, полигиния, полиандрия) к моногамии. Создание устойчивых парных связей как фактор, препятствующий полному уничтожению раннего человеческого сообщества. Нормативные модели семьи, порожденные различными культурами на разных этапах развития человеческой истории. Модели детско-родительских отношений на протяжении истории (Де Моз Л.): инфантицидный, бросающий, амбивалентный, навязчивый, социализирующий, помогающий стили. Современный кризис традиционной семьи и его признаки. Альтернативные формы семьи и брака.

Семейные отношения как система социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством, их обусловленность социокультурными функциями семьи и производность от образа жизни семьи и семейного уклада. Анализ исторического перехода семейных функций к другим социальным институтам. Проблема ответственности. Этологический подход. Четыре системы брачных отношений в историческом периоде: групповой брак, полигиния, полиандрия и моногамия, их естественный характер и изменчивость. Гипотеза об изначальной моногамности предков человека, длительном сосуществовании программ моногамного и группового брака. Эмпирический подход. Семья как малая социальная группа, имеющая свою историю возникновения, функционирования и распада. Семейные отношения на основе эмоциональной близости членов семьи, на их потребностях и влечениях. Понятие психотерапевтического исследования семейных отношений и основные подходы (психоаналитический, экспериентальный, системный и т.д.).

Психология взаимоотношений общества и семьи. Семья как важнейший базовый элемент социума. Общество как нормирующая система и жизненная среда семьи. Общественные, нормы, стереотипы как шаблон для сравнения отношений. Модель семьи как социального института, имеющего основной задачей обслуживание социума (Парсонс), как место трансмутации социальных процессов в психологические последствия (де Гольжак). Посредничество между индивидом и обществом, обеспечивающее развитие социума посредством адаптации (ролевой и культурной) индивида к социуму. Экологическая модель: семья как автономная подсистема в системе взаимоотношений "социум - семья - индивид" и сложная система интер - транс-персональных взаимоотношений между ее членами, как место завоевания автономии личности. Самодетерминация и собственная логика развития семьи. Понятие внешних границ семьи. Здоровые, жесткие и слишком свободные внешние границы семьи при взаимодействии с социальной средой.

Социальные детерминанты проблем семьи. Влияние экономического и культурно – исторического контекста на процессы в семье. Современные тенденции развития семьи. Социально-демографические изменения и их следствия для психологии семейных отношений: материальное благополучие семей, демографическая ситуация, репродуктивность населения, уровень социального благополучия населения, уровень образования, здоровье населения, отступление детской смертности, уровень разводов, экологические условия среды, политическая ситуация. Связь социальных позиций и статуса членов семьи и психологии отношений. Степень осознанности глубинных факторов, определяющих отношения в семье. Отражение социальных противоречий в семейных конфликтах. Мультимодальная диагностическая модель Оудсхоорна при работе с семьей. Объяснение возникновения психологической проблематики членов семьи неблагоприятными факторами внешней среды. Геносоциограмма.

Функционально-ролевая структура семьи.Потребности, реализуемые в семье. Функции семьи. Функция семьи как сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей се членов. Многообразие семейных функций. Традиционные (хозяйственно-экономическая, репродуктивная, регенеративная, социализации, рекреативная, сексуально-эротическая) и современные (психотерапевтическая) функции семьи. Специфические и неспецифические функции семьи (Л. Г. Харчев, А. И. Антонов). Функции семьи как основное содержание совокупности социальных ролей в семье.

Семейные роли и семейная ролевая структура. Основные параметры семейной структуры (сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи). Циркулярная модель Олсона. Конвенциональные и межличностные роли в семье. Распределение ролей в семье и отношения между членами семьи. Понятие патологизирующей роли. Уровни семейной системы (вся семья в целом, подсистема родителей, детская подсистема, индивидуальные подсистемы). Структурные проблемы семьи (межпоколенные коалиции, реверсия иерархии, несбалансированность семейной структуры, ее типы). Триангуляция. Структура как критерий функциональности/дисфункциональности отношений. Типы дисфункциональных семейных структур. Терапевтические подходы, рассматривающие структуру отношений в основу работы с семьей: структурный, стратегический. Основные идеи, цели, методы работы. Диагностика функционально-ролевой структуры семьи.

Микродинамика семейных отношений.Паттерны взаимодействия, вытекающие из ролей. Симметричные и дополнительные паттерны. Коммуникативные стереотипы. Эффективное и дисфункциональное циркулирование информации в семье. Парадоксальные послания, понятие «двойной связи» (Г. Бейтсон). Семейные секреты и их влияние на функционирование семьи. Стили эмоциональной коммуникации в семье и их влияние на состояние психического здоровья, возникновение и течение соматических заболеваний. Понятие метакоммуникации(В. Сатир) и ее роль в развитии отношений в семье. Макродинамика семейных отношений. Законы функционирования семейной системы: закон гомеостаза, закон постоянства. Жизненный цикл семьи. Характеристика этапов развития семейной системы и специфика задач, решаемых на каждом из них Понятие кризиса семейных отношений. Нормативные и ненормативные кризисы. Деструктивные и конструктивные выходы из кризиса. Особенности психологической работы с семьей на каждом этапе. Диагностика динамических аспектов семейных отношений.

Практический компонент. Умение анализировать и сопоставлять психологические теории. Умение диагностировать основные параметры семейной структуры и выдвигать гипотезы о структурных проблемах семьи как на основе стандартизированных методик, так и на основе наблюдений за взаимодействием членов семьи.

Ценностный компонент. Ассимиляция гуманистических ценностей (способность нейтрального отношения ко всем членам проблемной семейной системы, способность наблюдать и описывать, а не оценивать и выносить суждения о виновности того или иного члена семьи в возникновении ее проблем).

Основные понятия: семья и брак, семейные отношения, исторические формы семьи и брака, семья как социальный институт, семья как автономная подсистема в системе взаимоотношений "социум - семья - индивид", потребности, реализуемые в семье, функционально-ролевая структура семьи, структурные проблемы семьи, функциональность/дисфункциональность семейных отношений, типы дисфункциональных семейных структур.

Модуль 2. Темы: «Супружеские отношения», «Детско-родительские и сиблинговые отношения», «Отношения в расширенной семье».

Специфика супружеских отношений. Качественные характеристики супружеских отношений: совместимость, удовлетворенность браком, устойчивость брака и пр. Различные типологии отношений между партнерами в браке, их прогностическая ценность для психологической работы с парой (типология супружеских отношений Сейгера, типология симметричности – комплементарности супружеских отношений, типология коммуникативных моделей общения между супругами В.Сатир). Стиль привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт) и отношения между супругами. Понятие о недифференцированности М. Боуэна и тип отношений. Детерминанты того или иного типа супружеских отношений. Психологические задачи брака, решение которых приводит к удовлетворяющим отношениям. Диагностика супружеских отношений.

Специфика детско-родительских отношений в ряду других видов межличностных отношений (относительная непрерывность, длительность во времени (Д. Боулдинг), амбивалентность в отношениях изменяемость отношений в зависимости от возраста как ребенка, так и родителей, значимость эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним для развития его личности). Здоровое и травмирующее отношение родителей (эмоциональная удаленность, непоследовательность, нежелание признавать индивидуальность ребенка, несоответствие ожиданий возможностям ребенка). Авторитарный, авторитетный и разрешающий стили воспитания. Различия между материнским и отцовским отношением к ребенку, роль матери и отца в возникновении различных проблем в развитии ребенка. Диагностика детско-родительских отношений.

Сиблинговые отношения. Исследования У. Тоумена о корреляции между базисными характеристиками личности и порядком рождения детей в семье. Отношения между сиблингами в зависимости от порядка рождения. Значение для стабильного супружества положения, которое каждый из супругов занимал среди своих братьев и сестер. Значение для супругов опыта взаимоотношения с сиблингами противоположного пола в родительской семье.

Психология взаимоотношений поколений в семье. Анализ эволюции семейного контекста. Основной парадокс дисфункциональной семейной системы. Семейная история (тема), проблема, вокруг которой формируется повторяющийся в семье конфликт. Наследование внутрисемейных паттернов отношений. Понятие трансмиссии (М. Боуэн). Накопление дисфункциональных паттернов от поколения к поколению. Семейные сценарии. Семейный миф как представление семьи о себе самой, неосознаваемое взаимное соглашение между членами семьи. Функции семейного мифа. Диагностика и анализ клановых и родительских предписаний. Генограмма.

Практический компонент. Умение диагностировать гармоничность или проблемность отношений между партнерами в браке, между родителями и детьми, между сиблингами, между представителями разных поколений в семье при помощи стандартизированных методик. Умение выдвигать гипотезы относительно источников проблемных отношений на основе наблюдения за взаимодействием супружеской пары, родителей и детей, представителей разных поколений.

Ценностный компонент. Способность рефлексировать собственные семейные ценности, способность допускать и признавать различия между собственными семейными ценностями и ценностями других семей.

Основные понятия. Специфика и качественные характеристики супружеских, детско-родительских, сиблинговых, межпоколенных отношений. Детерминанты того или иного вида отношений.

Модуль 3.

Семейные проблемы, с которыми обращаются к консультанту. Различные подходы в оказании психологической помощи семье, теория и методология психологической работы с семьями. Текущие супружеские конфликты как повторение прошлых конфликтов и поведения, полученного в прошлых, эмоционально окрашенных отношениях. Трудности в детско-родительских отношениях как выражение интрапсихического конфликта, повторение паттернов отношений между родителем и его родителем в отношениях между родителем и ребенком, их интерпретация и осознание. Использование метода интерпретации и обучающего комментирования с целью инсайта, почему члены семьи реагируют на поведение друг друга так, а не иначе (психодинамический подход). Методы обусловливания и научения, направленные на изменение поведения членов семьи. Дифференцированное подкрепление: поощрение желательного поведения и игнорирование нежелательного, взаимоположительное подкрепление поведения (бихевиоральный подход). Акцент на настоящем и включение в ход сессии нового опыта как терапевтическое средство. Ориентация на процесс, осознание и выражение эмоций(экспериентальный подход). Взгляд на симптом члена семьи как функцию семейной системы Работа психолога с супружескими отношениями для устранения симптома ребенка (системный подход). Установление иерархии и четко очерченных границ между родителями и детьми, старшинстве и ответственности родителей как метод восстановления их здоровых отношений (структурный подход). Симптом члена семьи как выражение отношений в семье и средство достижения тактических целей в отношениях с близкими, как функция скрытой, парадоксальной коммуникации Изменение семейной системы посредством изменения коммуникации (коммуникативный подход). Интегративный подход в психологической помощи семье. Организационные и методологические трудности практического психолога, работающего с семейными проблемами.

Практический компонент. Умение ориентироваться в моделях здорового и патологического функционирования семьи, в механизмах изменений семейной системы от дисфункциональных паттернов отношений в семье к ее жизнедеятельности, удовлетворяющей членов семьи.

Ценностный компонент. Способность осознавать цели и их возможные последствия тех или иных вмешательств в систему семейных, детско-родительских или супружеских отношений.

Основные понятия. Методология психологической работы с семьями. Метод интерпретации и обучающего комментирования с целью инсайта у членов семьи Методы обусловливания и научения. Дифференцированное подкрепление. Новый опыт как терапевтическое средство. Установление иерархии и четко очерченных границ между родителями и детьми, как метод восстановления их здоровых отношений. Изменение семейной системы посредством изменения коммуникации.

Планы семинарских и практических занятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: