Тема «Отношения в расширенной семье»

Задание. Составление генограммы (геносоциограммы).

Цель задания – показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение, как события жизни семьи влияют на современные поведенческие образцы, а также на отношения в современных семейных диадах и треугольниках, как актуальные проблемы могут быть связаны с историческим контекстом жизни семьи.

Ход выполнения задания. Преподаватель рассказывает о задачах и правилах составления генограммы, об информации, включаемой в генограмму и методах ее получения.Студенты, работая в парах, собирают информацию о расширенном семейном контексте (три поколения семьи) и представляют ее в графическом виде. После составления генограммы (геносоциограммы) участники учебной пары обсуждают полученные результаты и делают выводы о повторяющихся в семье событиях, болезнях, профессиональных выборах и паттернах внутрисемейных взаимоотношений.

Тема «Психологическое консультирование супружеской пары»

Задание. Анализ текста.

Цель задания – формирование первичных навыков консультирования супружеских пар.

Ход выполнения задания. Студентыанализируют фрагмент текста, описывающего работу психолога с супружеской парой. Анализ текста и выводы о подходе, в котором работает психолог оформляются в таблицу.

Феноменология клиента Работа консультанта
Внешняя Внутренняя Проблема, как ее видит консультант Интервенции консультанта, методы работы Теория, из которой исходит консультант
         

Тема « Психологическая работа с детско-родительскими отношениями».

Задание. Цель задания – формирование первичных навыков работы с детско-родительскими отношениями.

Ход выполнения задания. Студентыанализируют фрагмент текста, описывающего работу психолога с родительско-детскими отношениями. Анализ текста и выводы о подходе, в котором работает психолог, оформляются в таблицу.

Феноменология клиента Работа консультанта
Внешняя Внутренняя Проблема детско-родительских отношений, как ее видит консультант Интервенции консультанта, методы работы Теория, из которой исходит консультант
         

8. Примерная тематика курсовых работ. Курсовые работы учебным планом не предусмотрены.

Учебно-методическое обеспечение СРС. Оценочные средства для текущего контроля, успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Социальные (внешние) и психологические (внутренние) проблемы семьи.

2. Основные проблемы курса психологии семейных отношений как научной дисциплины.

3. Организационные и методологические трудности практического психолога, работающего с семьей.

4. Предмет, цели, задачи курса психологии семейных отношений.

5. Определение понятий брака и семьи. Сравнительный анализ нескольких определений понятия «семья».

6. Психология взаимодействия общества и семьи.

7. Социальное пространство семейных отношений как исторический контекст семейных отношений.

8. Генезис семейных отношений. Сравнительный анализ подходов к изучению генезиса.

9. Сравнительный анализ функций семьи с позиций: социологии, психологии семьи, семейной психотерапии, социальной педагогики.

10. Обзор научных теорий, рассматривающих семью как необходимый элемент развития общества.

11. Обзор научных теорий, рассматривающих семью как самостоятельный предмет изучения.

12. Сиблинговые отношения. Теория корреляции между базисными характеристиками личности и порядком рождения детей в семье. Значение для стабильного супружества положения, которое каждый из супругов занимал среди своих братьев и сестер.

13. Клановое пространство как архаический контекст семейных отношений.

14. Диагностика кланового пространства семейных отношений. Проиллюстрировать на примере одной семьи особенности диагностики кланового пространства.

15. Пространство семейных отношений. Определение. Основные параметры.

16. Психологические задачи брака, решение которых приводит к удовлетворяющим отношениям.

17. Различные типологии отношений между партнерами в браке, их прогностическая ценность для психологической работы с парой.

18. Недифференцированность супругов (М. Боуэн) и тип отношений: супружеский конфликт, адаптация одного из супругов, триангуляция, дистанцирование.

19. Понятие микродинамики семейных отношений. Параметры анализа.

20. Динамика семейных отношений: определение, сущность, функции.

21. Семья как целостная система.

22. Цикл развития семейных отношений. Определение. Этапы. Сущность, задачи каждого этапа.

23. Стадия «монады». Задачи этапа.

24. Стадия заключения брака. Задачи этапа.

25. Стадия рождения первого ребенка. Задачи этапа.

26. Стадия пубертата первого ребенка. Задачи этапа.

27. Стадия «опустевшего гнезда». Задачи этапа.

28. Стадия смерти одного из супругов. Задачи этапа.

29. Кризисы семейных отношений. Определение. Нормативные, ненормативные кризисы.

30. Конструктивные, деструктивные пути выхода из кризиса.

31. Структура семейных отношений: определение, раскрыть сущность понятий.

32. Супружеские отношения. Основные характеристики супружеских отношений.

33. Распределение ролей семье. Конвенциональные и межличностные роли. Понятие патологизирующей роли.

34. Проблема распределения власти. Типы главенства в семье.

35. Супружеская совместимость. Теории супружеской совместимости.

36. Детско-родительские отношения. Основные характеристики детско-родительских отношений.

37. Семейная история (тема), проблема, вокруг которой формируется повторяющийся в семье конфликт. Наследование внутрисемейных паттернов отношений. Понятие трансмиссии (М. Боуэн).

38. Супружеские отношения как условие формирования личности ребенка.

39. Ребенок как отражение семейных отношений.

40. Качества семейных отношений.

41. Сценарии семейных отношений.

42. Эмоциональный тон семейных отношений.

43. Психология сексуальных отношений.

44. Структурные проблемы семьи и их диагностика.

45. Мифы семейных отношений. Определение. Сущность. Функции. Свойства.

46. Роль мифов в пространстве семейных отношений. Проиллюстрировать на примере.

47. Методы диагностики семейных отношений. Достоинства и ограничения.

48. Психотерапия семьи. Основные направления оказания помощи семье: индивидуальная и системная ориентации.

49. Экспериентальный подход в работе с семьей. Методологические принципы, методы.

50. Основные подходы семейной психотерапии. Концептуальные основы. Цели, задачи. Методы коррекции.

51. Сопоставить между собой психоаналитический и системный подходы. Концептуальные основы. Цели, задачи. Методы коррекции.

52. Профессиональная специфика семейной психотерапии: проблемы, способы решения, профессиональная этика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: