Глава 9
РУКОВОДСТВО - ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Содержание работы руководителя по управлению организацией
Родоначальник теории научной организации труда Ф. Тейлор описал содержание работы руководителя предприятия такими словами: "Планируй — делай — смотри — влияй". Состав этой формулы служит основой определения фаз управленческого цикла в деятельности руководителя организации.
Сегодня деловая организация рассматривается прежде всего как "открытая" система. Главные предпосылки успеха предпринимательской деятельности находятся не внутри, а вне фирмы, т. е. успех фирмы связывается с тем, насколько удачно она приспосабливается к своему окружению — экономическому, научно-техническому, социально-политическому. Вся внутрифирменная структура управления есть не что иное, как ответ фирмы на различные по своей природе воздействия со стороны внешней среды, включая технологию производства и качество человеческих ресурсов. Фирма, по мере усложнения условий среды, вынуждена прежде всего заботиться о гибкости и адаптивности своих внутрифирменных структур. В этих условиях возрастает роль компетентного руководителя-предпринимателя и значение человеческого потенциала организации. В основе современного подхода к управлению лежит концепция предприятия как социально-рыночной системы.
|
|
В процессе внутриорганизационного разделения труда, приведшего к обособлению управленческой деятельности от неуправленческой, возникла потребность в назначении руководителей и определении круга их обязанностей и ответственности. Исходя из положения, что руководство есть существенным компонентом эффективного управления, и того непреложного факта, что руководители не всегда являются одновременно и эффективными управ-
256 Глава9
ляющими, для осуществления эффективного руководства необходимо знат особенности управленческой деятельности. Анализ управленческой работа сводится к объяснению того, чем занимается руководитель в прдчиненно! ему организации или ее подразделении. Кроме того, многие аспекты управ ленческой деятельности являются общими для всех руководителей во все> организациях, что тоже подтверждает целесообразность рассмотрения проблем руководства начиная именно с управленческих.
Управление производством — это сложный, целенаправленный, непрерывный социально-экономический и организационно-технический процесс воздействия субъекта управления на конкретный управляемый объект (участок, цех, отдел, предприятие), осуществляемый по определенной технологии, с помощью системы методов и технических средств в целях достижения объектом (управляемой системой) заданных состояний.
|
|
Механизм управления представляет собой совокупность конкретных отношений между людьми, предприятиями, органами управления, в основе которых лежит воздействие субъекта на объект управления. Эти отношения состоят из многообразных организационных, информационных связей, взаимодействия различных элементов, звеньев субъекта управления. Они возникают внутри субъекта управления, между субъектом и объектом в ходе организационного воздействия, а также между органами управления различных уровней. Поэтому руководитель должен хорошо знать как личные интересы и цели подчиненных ему работников, так и задачи, стоящие в целом перед коллективом с тем, чтобы направить их в единое русло. В конкретной управленческой деятельности управление деятельностью и управление людьми выступает как единый взаимообусловленный (внутренне интегрированный) процесс. Содержание руководства как управленческой деятельности руководителя носит общий характер.
Руководство организацией является существенным компонентом эффективности ее управления. В процессе развития объекта и субъекта управления смысл понятия "руководство" претерпел существенные изменения. Отражением этих изменений явилась новая философия менеджмента, в центре которой стоит согласие и взаимоподдержка, а не отношения господства и подчинения. Исходя из данной концепции к основным факторам руководства современной организацией относятся: поддержка подчиненных, направленная на выработку у них чувства собственного достоинства; гармонизация эффективных связей между персоналом фирмы; акцент на достижении групповых целей и совершенства в работе; содействие коллективу посредством программ, координации и планирования, а также обеспечения необходимыми ресурсами.
Управление условно можно разделить на управление деятельностью организации и управление людьми. Через системы управления руководители стремятся оказывать влияние на процесс достижения поставленной цели на этапах планирования, исполнения и контроля за исполнением. Чем лучше мы управляем своей деятельностью, тем меньше оснований для вмешательства
Руководство — форма управления предприятием
в нее других. Чем больше людей занято в одном и том же трудовом процессе, тем важнее, чтобы кто-то координировал, руководил как группами, так и отдельными работниками. Успешное управление деятельностью не может быть достигнуто без соответствующего управления людьми. Последнее означает деятельность по руководству персоналом. Эту область управления часто называют работой руководителя.
Весь организационный цикл процесса управления направлен на реализацию системы функций менеджмента предприятия с целью достижения запланированных результатов деятельности.
Вырабатывая модель цикла управления применительно к конкретным условиям предпринимательской деятельности (каждого предприятия в отдельности) следует принимать во внимание те управленческие действия, которые являются определяющими в деятельности менеджера. Роль руководителя-менеджера можно охарактеризовать следующей цепочкой действий: определение целей деятельности; выработка стратегии и тактики достижения этих целей; установление конкретных задач; определение и выбор эффективных методов управления; организация и контроль за главными направлениями деятельности и развитием фирмы; анализ и оценка эффективности принимаемых решений, результатов их выполнения; подбор и расстановка руководителей подразделений фирмы и аппарата управления; анализ проблем, благоприятных возможностей для развития и их влияния на деятельность фирмы; разработка подходов к решению проблем и выбору вариантов; анализ возможных последствий планируемой деятельности; выбор предпочтительной альтернативы; руководство программами, включая коммуникации и мотивацию; оценка степени достижения целей; отслеживание важнейших тенденций и возможных сбоев как в деятельности фирмы, так и в ее окружении; повторение нескольких или всех перечисленных этапов.
|
|
Цикл управления включает распределение конкретных заданий по технологическим стадиям, производственным участкам и рабочим местам и установление календарных сроков и графиков работы. Далее следуют многообразные операции, связанные с организацией труда, инструктажем и текущим руководством процессом выполнения соответствующих заданий, а также с расстановкой исполнителей на рабочих местах, с их обучением, стимулированием. Сюда включается и широкий комплекс организационных процедур по обеспечению бесперебойного хода работы, начиная с получения необходимых материалов, инструментов и заканчивая контролем графиков и качества работы во всех производственных звеньях.
С точки зрения функционального содержания процесс управления, кроме подготовки и организации производства, включает разнообразные группы операций по производству, финансированию и статистическому учету, по контролю хозяйственной деятельности, анализу сбыта продукции.
Следовательно, логика взаимодействия функций управления организатора производства основана на чередовании операций во времени и пространстве, когда функции как бы примыкают одна к другой в виде последователь-
17 — 5-1823
258 Глава 9
ных этапов управленческой деятельности. Подобное взаимодействие функций обнаруживается при логическом анализе производственного процесса и управления им. В реальной коммерческой деятельности указанные функции постоянно переплетаются, сочетаются в деятельности менеджера, составляя единый управленческий цикл.
|
|
Процесс управления, осуществляемый менеджером производства, имеет циклический, непрерывный характер и протекает во времени и в пространстве. По своим временным параметрам он может длиться от нескольких минут до нескольких месяцев. Пространственные характеристики процесса управления могут простираться от подразделений предприятия до отрасли в целом. Следовательно, цикл управления характеризуется двумя видами измерений: время цикла и пространственные рамки цикла.
Длительность цикла управления складывается из времени на сбор, передачу и обработку информации; выработку и принятие решений; организацию исполнения решений. В управленческой деятельности менеджер постоянно стремится сократить время на выполнение любых операций, упростить организационные и документальные процедуры, использовать новейшие технические средства.
Деятельность менеджера по технологии прохождения каждого этапа управления условно можно разделить на три основных "обеспечивающих" цикла: информационный цикл — поиск, сбор, передача, обработка, хранение научно-технической, экономической, учетной и другой информации; логико-мыслительный цикл — выработка и принятие управленческих решений: исследования, разработки, расчеты, прогнозы, выработка решений; организационный цикл — организационное воздействие на объект управления для реализации решения: подбор и расстановка кадров, доведение заданий до исполнителей, диспетчирование, координация, контроль, исполнение и т. п.
В общем виде цикл управления можно представить следующей схемой (рис. 26). Управление же представляет собой процесс воздействия на организацию с целью ее упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.
Результативность управления организацией зависит от того, насколько хорошо выполняются этапы цикла управления. Управленческая деятельность, направленная на достижение определенного конечного результата налагает на менеджера больше обязанностей, чем это представлено в цикле управления.
Более глубокому представлению о возможных действиях руководителя, содержании его работы будет способствовать знакомство с общей моделью управления (рис. 27). Содержание работы руководителя определяется функциональными потребностями организации с учетом способностей и потребностей персонала. Есть и другие подходы к описанию содержания экономического процесса управления как замкнутой цепочки действий руководителя-организатора. Й. Ворст и П. Ревентлоу, например, экономическое управление описывают следующей моделью (рис. 28).
Руководство — форма управления предприятием
Рис. 26. Цикл управления
В различных определениях управления подчеркивается значение того или иного момента в управленческой деятельности относительно конкретного места и времени с позиции осуществления данного процесса.
Например, в определении: "Управление — это процесс влияния на деятельность отдельного работника, группы или организации в целом с целью достижения максимально хороших результатов", акцентируется внимание на таком элементе управленческой деятельности, как "влияние" и на его целевой направленности.
"Управление является взаимодействием между руководителем и подчиненным ему персоналом" — подчеркивается необходимость объединения усилий одних и других для достижения определенных результатов.
"Управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу" — акцентируется важность организующего начала для эффективной совместной деятельности людей.
17»
Руководство — форма управления предприятием
Рис. 26. Цикл управления
В различных определениях управления подчеркивается значение того или иного момента в управленческой деятельности относительно конкретного места и времени с позиции осуществления данного процесса.
Например, в определении: "Управление — это процесс влияния на деятельность отдельного работника, группы или организации в целом с целью достижения максимально хороших результатов", акцентируется внимание на таком элементе управленческой деятельности, как "влияние" и на его целевой направленности.
"Управление является взаимодействием между руководителем и подчиненным ему персоналом" — подчеркивается необходимость объединения усилий одних и других для достижения определенных результатов.
"Управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу" — акцентируется важность организующего начала для эффективной совместной деятельности людей.
Глава
Руководство — форма управления предприятием 261
Управление коммерческой деятельностью включает:
— управление деятельностью (планирование, постановку производственных задач, создание системы учета работ, контроль за выполнением заданий);
— управление людьми (обеспечение сотрудничества между персоналом организации, кадровая политика, обучение, информирование, мотивация и т. п.);
— управление связями вне организации;
— дальнейшее совершенствование всей управленческой деятельности.
Таким образом, основополагающие вопросы управления остаются неизменными годами, десятилетиями и даже столетиями. Вопросы прежние, но ответы на них изменяются — каким образом можно работать наиболее эффективно и достичь наилучших результатов.
Будущая неопределенность внутренних и внешних условий предпринимательской деятельности побуждает менеджеров постоянно углублять и расширять знания теории и практики управления. Если раньше руководство полагалось на силу власти и издание приказов, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества работающих под началом руководителя. Отношения жесткого подчинения ушли в прошлое. Раньше можно было назначить работника ответственным за какую-либо область деятельности, не считаясь с его чувствами или желаниями и с отношением к этому других людей. Сегодня этого делать уже нельзя, поскольку условия, в которых действуют руководители, качественно изменились.
В обобщенном виде руководство (управление людьми) может быть сведено к таким аспектам: выдача директив относительно того, что нужно сделать; налаживание сотрудничества между людьми; обеспечение ресурсами достижения поставленных целей. Цель руководства — побудить людей работать эффективно и с желанием.
Практика хозяйствования свидетельствует, что руководитель должен постоянно адаптировать, рационализировать и переориентировать организацию, предприятие в соответствии с требованиями внешних условий. Руководство — это такая комбинация убеждения, принуждения и примера, которая способна заставить людей выполнять то, что от них требуется. Другими словами, руководство это — способность направлять энтузиазм подчиненных на достижение поставленных целей. Без руководства любая организация есть ни что иное, как скопище людей и машин. Действенность руководства проявляется в способности убеждать других с энтузиазмом искать эффективные решения поставленных задач. Это некий человеческий фактор, связующий трудовой коллектив воедино и мотивирующий его к достижению текущих и долговременных целей.
Соответственно, руководитель — это лицо, которое направляет и руководит другими людьми в их совместной деятельности по достижению определенных целей.
В обобщенном виде содержание деятельности руководителя и его ролевые функции в организации можно представить в виде следующей схемы (рис. 29).
Глава
Выпол- | Высту- | Администратора, | |||||||
Руководитель | няет функции | Планирования, организации, координации, контроля | пает в роли | организатора, специалиста, воспитателя, общественной деятеля, предприни мателя, дипломата | |||||
\ ------------ ^ | |||||||||
и т. д. | |||||||||
i | I | ||||||||
Принимает и организовывает Для того, выполнение | |||||||||
чтобы | |||||||||
Целей оогания | ации | достичь | Управленческих | ||||||
решении |
Рис. 29. Деятельность руководителя и его ролевые функции по управленик организацией
Одним из основных инструментов современного руководства является налаживание эффективных связей между работниками. Руководитель должен чутко реагировать на настроения и мнения, возникающие в трудовом коллективе, он должен обладать способностью убеждать в своем стремлении добиться поддержки своих решений и избранного им курса. Современное руководство действует исходя из необходимости перемен в организации. Конечный успех этих перемен можно обеспечить лишь принимая во внимание структуру потребностей, ее специфику, динамизм. Налаживание связей выступает средством, с помощью которого менеджер может знать и воспринимать различные мнения, способствующие выработке нового курса. Следовательно, решающее значение в руководстве имеют эффективные связи и способность побуждать людей к действию.
Характерные особенности современного руководителя, по сравнению с его предшественниками, такие:
— ориентированность на людей. Больше времени посвящает контактам с людьми и меньше времени проводит в офисе, разрабатывая невероятные планы;
— ориентированность на выполнение. Наряду с ориентированностью на людей делает ударение на выполнении. Успешное выполнение требует объединения специальных навыков и знаний в области управления с практическим использованием их для направления персонала на выполнение задач;
— дух соперничества. Современный руководитель должен уметь добиваться успеха в условиях острой конкуренции. Давление, которое создает международная конкуренция, изменяет формулу успеха руководителя. Не трудовой стаж или образование, а лишь умение оправдывать ожидания высшего руководства — вот решающий фактор в деятельности современного менеджера;
— внешняя перспектива. Управленческое мастерство должно быть направлено на человека (объект), имеющего отношение к успеху;
Руководство — форма управления предприятием
— ориентированность на системы. Сложность современных отношений требует, чтобы руководитель стал специалистом в области управления системами;
— прагматизм, гибкость и способность работать в условиях неопределенности. Стремление к разработке идеальных принципов, которые могут привести руководителя к успеху, не имеет смысла. Руководителям, которые достигли успеха, присуща гибкость в принятии решений, они понимают, когда важно не повторять то, что уже было достигнуто в прошлом;
— ориентированность на будущее. Тем, кто находится на низшем уровне управления, как правило, необходима перспектива на несколько месяцев, для среднего уровня на полгода — год. Высшее руководство должно предусмотреть развитие будущего по крайней мере на десятилетие.
К основным факторам, способствующим эффективному руководству организацией относятся.
Поддержка. Поведение, которое внушает подчиненному чувство собственной значимости.
Гармонизация отношений. Поведение, которое поощряет членов коллектива на развитие тесных, устраивающих всех взаимоотношений.
Акцент на достижении целей. Поведение, которое стимулирует энтузиазм в достижении групповых целей или совершенства в работе.
Содействие работе. Поведение, которое способствует достижению целей с помощью программ, координации и планирования, а также обеспечения необходимыми ресурсами — инструментами, материалами, техническими знаниями.
Форма и масштабы этих факторов зависят от того, какой стиль руководства избирает управляющий. Выяснение содержания руководящей деятельности в предпринимательской организации предполагает исследование основ руководства, прежде всего, лидерства, влияния и власти.