Содержание работы руководителя по управлению организацией

Глава 9

РУКОВОДСТВО - ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Содержание работы руководителя по управлению организацией

Родоначальник теории научной организации труда Ф. Тейлор описал со­держание работы руководителя предприятия такими словами: "Планируйделайсмотривлияй". Состав этой формулы служит основой определе­ния фаз управленческого цикла в деятельности руководителя организации.

Сегодня деловая организация рассматривается прежде всего как "откры­тая" система. Главные предпосылки успеха предпринимательской деятель­ности находятся не внутри, а вне фирмы, т. е. успех фирмы связывается с тем, насколько удачно она приспосабливается к своему окружению — экономи­ческому, научно-техническому, социально-политическому. Вся внутрифирмен­ная структура управления есть не что иное, как ответ фирмы на различные по своей природе воздействия со стороны внешней среды, включая техноло­гию производства и качество человеческих ресурсов. Фирма, по мере услож­нения условий среды, вынуждена прежде всего заботиться о гибкости и адап­тивности своих внутрифирменных структур. В этих условиях возрастает роль компетентного руководителя-предпринимателя и значение человеческого потенциала организации. В основе современного подхода к управлению ле­жит концепция предприятия как социально-рыночной системы.

В процессе внутриорганизационного разделения труда, приведшего к обо­соблению управленческой деятельности от неуправленческой, возникла по­требность в назначении руководителей и определении круга их обязанностей и ответственности. Исходя из положения, что руководство есть существен­ным компонентом эффективного управления, и того непреложного факта, что руководители не всегда являются одновременно и эффективными управ-


256 Глава9

ляющими, для осуществления эффективного руководства необходимо знат особенности управленческой деятельности. Анализ управленческой работа сводится к объяснению того, чем занимается руководитель в прдчиненно! ему организации или ее подразделении. Кроме того, многие аспекты управ ленческой деятельности являются общими для всех руководителей во все> организациях, что тоже подтверждает целесообразность рассмотрения про­блем руководства начиная именно с управленческих.

Управление производством — это сложный, целенаправленный, непре­рывный социально-экономический и организационно-технический процесс воздействия субъекта управления на конкретный управляемый объект (уча­сток, цех, отдел, предприятие), осуществляемый по определенной технологии, с помощью системы методов и технических средств в целях достижения объ­ектом (управляемой системой) заданных состояний.

Механизм управления представляет собой совокупность конкретных от­ношений между людьми, предприятиями, органами управления, в основе ко­торых лежит воздействие субъекта на объект управления. Эти отношения состоят из многообразных организационных, информационных связей, взаи­модействия различных элементов, звеньев субъекта управления. Они возни­кают внутри субъекта управления, между субъектом и объектом в ходе орга­низационного воздействия, а также между органами управления различных уровней. Поэтому руководитель должен хорошо знать как личные интересы и цели подчиненных ему работников, так и задачи, стоящие в целом перед коллективом с тем, чтобы направить их в единое русло. В конкретной управ­ленческой деятельности управление деятельностью и управление людьми выступает как единый взаимообусловленный (внутренне интегрированный) процесс. Содержание руководства как управленческой деятельности руково­дителя носит общий характер.

Руководство организацией является существенным компонентом эффек­тивности ее управления. В процессе развития объекта и субъекта управле­ния смысл понятия "руководство" претерпел существенные изменения. От­ражением этих изменений явилась новая философия менеджмента, в центре которой стоит согласие и взаимоподдержка, а не отношения господства и подчинения. Исходя из данной концепции к основным факторам руковод­ства современной организацией относятся: поддержка подчиненных, направ­ленная на выработку у них чувства собственного достоинства; гармонизация эффективных связей между персоналом фирмы; акцент на достижении груп­повых целей и совершенства в работе; содействие коллективу посредством программ, координации и планирования, а также обеспечения необходимыми ресурсами.

Управление условно можно разделить на управление деятельностью орга­низации и управление людьми. Через системы управления руководители стре­мятся оказывать влияние на процесс достижения поставленной цели на эта­пах планирования, исполнения и контроля за исполнением. Чем лучше мы управляем своей деятельностью, тем меньше оснований для вмешательства


Руководство — форма управления предприятием



в нее других. Чем больше людей занято в одном и том же трудовом процес­се, тем важнее, чтобы кто-то координировал, руководил как группами, так и отдельными работниками. Успешное управление деятельностью не может быть достигнуто без соответствующего управления людьми. Последнее озна­чает деятельность по руководству персоналом. Эту область управления часто называют работой руководителя.

Весь организационный цикл процесса управления направлен на реализа­цию системы функций менеджмента предприятия с целью достижения за­планированных результатов деятельности.

Вырабатывая модель цикла управления применительно к конкретным условиям предпринимательской деятельности (каждого предприятия в от­дельности) следует принимать во внимание те управленческие действия, ко­торые являются определяющими в деятельности менеджера. Роль руководи­теля-менеджера можно охарактеризовать следующей цепочкой действий: определение целей деятельности; выработка стратегии и тактики достиже­ния этих целей; установление конкретных задач; определение и выбор эф­фективных методов управления; организация и контроль за главными на­правлениями деятельности и развитием фирмы; анализ и оценка эффектив­ности принимаемых решений, результатов их выполнения; подбор и расста­новка руководителей подразделений фирмы и аппарата управления; анализ проблем, благоприятных возможностей для развития и их влияния на дея­тельность фирмы; разработка подходов к решению проблем и выбору вари­антов; анализ возможных последствий планируемой деятельности; выбор пред­почтительной альтернативы; руководство программами, включая коммуни­кации и мотивацию; оценка степени достижения целей; отслеживание важ­нейших тенденций и возможных сбоев как в деятельности фирмы, так и в ее окружении; повторение нескольких или всех перечисленных этапов.

Цикл управления включает распределение конкретных заданий по тех­нологическим стадиям, производственным участкам и рабочим местам и установление календарных сроков и графиков работы. Далее следуют много­образные операции, связанные с организацией труда, инструктажем и теку­щим руководством процессом выполнения соответствующих заданий, а так­же с расстановкой исполнителей на рабочих местах, с их обучением, стимули­рованием. Сюда включается и широкий комплекс организационных проце­дур по обеспечению бесперебойного хода работы, начиная с получения необ­ходимых материалов, инструментов и заканчивая контролем графиков и ка­чества работы во всех производственных звеньях.

С точки зрения функционального содержания процесс управления, кроме подготовки и организации производства, включает разнообразные группы операций по производству, финансированию и статистическому учету, по конт­ролю хозяйственной деятельности, анализу сбыта продукции.

Следовательно, логика взаимодействия функций управления организато­ра производства основана на чередовании операций во времени и простран­стве, когда функции как бы примыкают одна к другой в виде последователь-

17 — 5-1823


258 Глава 9

ных этапов управленческой деятельности. Подобное взаимодействие функ­ций обнаруживается при логическом анализе производственного процесса и управления им. В реальной коммерческой деятельности указанные функции постоянно переплетаются, сочетаются в деятельности менеджера, составляя единый управленческий цикл.

Процесс управления, осуществляемый менеджером производства, имеет циклический, непрерывный характер и протекает во времени и в простран­стве. По своим временным параметрам он может длиться от нескольких минут до нескольких месяцев. Пространственные характеристики процесса управления могут простираться от подразделений предприятия до отрасли в целом. Следовательно, цикл управления характеризуется двумя видами из­мерений: время цикла и пространственные рамки цикла.

Длительность цикла управления складывается из времени на сбор, пере­дачу и обработку информации; выработку и принятие решений; организа­цию исполнения решений. В управленческой деятельности менеджер посто­янно стремится сократить время на выполнение любых операций, упростить организационные и документальные процедуры, использовать новейшие тех­нические средства.

Деятельность менеджера по технологии прохождения каждого этапа управ­ления условно можно разделить на три основных "обеспечивающих" цикла: информационный цикл — поиск, сбор, передача, обработка, хранение научно-технической, экономической, учетной и другой информации; логико-мысли­тельный цикл — выработка и принятие управленческих решений: исследо­вания, разработки, расчеты, прогнозы, выработка решений; организационный цикл — организационное воздействие на объект управления для реализации решения: подбор и расстановка кадров, доведение заданий до исполнителей, диспетчирование, координация, контроль, исполнение и т. п.

В общем виде цикл управления можно представить следующей схемой (рис. 26). Управление же представляет собой процесс воздействия на органи­зацию с целью ее упорядочения, сохранения качественной специфики, совер­шенствования и развития.

Результативность управления организацией зависит от того, насколько хорошо выполняются этапы цикла управления. Управленческая деятельность, направленная на достижение определенного конечного результата налагает на менеджера больше обязанностей, чем это представлено в цикле управ­ления.

Более глубокому представлению о возможных действиях руководителя, содержании его работы будет способствовать знакомство с общей моделью управления (рис. 27). Содержание работы руководителя определяется функ­циональными потребностями организации с учетом способностей и потреб­ностей персонала. Есть и другие подходы к описанию содержания экономи­ческого процесса управления как замкнутой цепочки действий руководите­ля-организатора. Й. Ворст и П. Ревентлоу, например, экономическое управле­ние описывают следующей моделью (рис. 28).


Руководство — форма управления предприятием



Рис. 26. Цикл управления

В различных определениях управления подчеркивается значение того или иного момента в управленческой деятельности относительно конкретного места и времени с позиции осуществления данного процесса.

Например, в определении: "Управление — это процесс влияния на дея­тельность отдельного работника, группы или организации в целом с целью достижения максимально хороших результатов", акцентируется внимание на таком элементе управленческой деятельности, как "влияние" и на его целе­вой направленности.

"Управление является взаимодействием между руководителем и подчи­ненным ему персоналом" — подчеркивается необходимость объединения уси­лий одних и других для достижения определенных результатов.

"Управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизо­ванную толпу в эффективную целенаправленную и производительную груп­пу" — акцентируется важность организующего начала для эффективной сов­местной деятельности людей.

17»


Руководство — форма управления предприятием



Рис. 26. Цикл управления

В различных определениях управления подчеркивается значение того или иного момента в управленческой деятельности относительно конкретного места и времени с позиции осуществления данного процесса.

Например, в определении: "Управление — это процесс влияния на дея­тельность отдельного работника, группы или организации в целом с целью достижения максимально хороших результатов", акцентируется внимание на таком элементе управленческой деятельности, как "влияние" и на его целе­вой направленности.

"Управление является взаимодействием между руководителем и подчи­ненным ему персоналом" — подчеркивается необходимость объединения уси­лий одних и других для достижения определенных результатов.

"Управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизо­ванную толпу в эффективную целенаправленную и производительную груп­пу" — акцентируется важность организующего начала для эффективной сов­местной деятельности людей.



Глава





Руководство — форма управления предприятием 261

Управление коммерческой деятельностью включает:

— управление деятельностью (планирование, постановку производственных задач, создание системы учета работ, контроль за выполнением заданий);

— управление людьми (обеспечение сотрудничества между персоналом орга­низации, кадровая политика, обучение, информирование, мотивация и т. п.);

— управление связями вне организации;

— дальнейшее совершенствование всей управленческой деятельности.

Таким образом, основополагающие вопросы управления остаются неиз­менными годами, десятилетиями и даже столетиями. Вопросы прежние, но ответы на них изменяются — каким образом можно работать наиболее эф­фективно и достичь наилучших результатов.

Будущая неопределенность внутренних и внешних условий предприни­мательской деятельности побуждает менеджеров постоянно углублять и рас­ширять знания теории и практики управления. Если раньше руководство полагалось на силу власти и издание приказов, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества работающих под началом руководителя. Отношения жесткого подчинения ушли в прошлое. Раньше можно было на­значить работника ответственным за какую-либо область деятельности, не считаясь с его чувствами или желаниями и с отношением к этому других людей. Сегодня этого делать уже нельзя, поскольку условия, в которых дей­ствуют руководители, качественно изменились.

В обобщенном виде руководство (управление людьми) может быть сведе­но к таким аспектам: выдача директив относительно того, что нужно сде­лать; налаживание сотрудничества между людьми; обеспечение ресурсами достижения поставленных целей. Цель руководства — побудить людей рабо­тать эффективно и с желанием.

Практика хозяйствования свидетельствует, что руководитель должен по­стоянно адаптировать, рационализировать и переориентировать организацию, предприятие в соответствии с требованиями внешних условий. Руководство — это такая комбинация убеждения, принуждения и примера, которая способна заставить людей выполнять то, что от них требуется. Другими словами, руко­водство это — способность направлять энтузиазм подчиненных на достиже­ние поставленных целей. Без руководства любая организация есть ни что иное, как скопище людей и машин. Действенность руководства проявляется в способности убеждать других с энтузиазмом искать эффективные решения поставленных задач. Это некий человеческий фактор, связующий трудовой коллектив воедино и мотивирующий его к достижению текущих и долговре­менных целей.

Соответственно, руководитель — это лицо, которое направляет и руково­дит другими людьми в их совместной деятельности по достижению опреде­ленных целей.

В обобщенном виде содержание деятельности руководителя и его роле­вые функции в организации можно представить в виде следующей схемы (рис. 29).



Глава


  Выпол-   Высту- Администратора,
Руководитель няет функции Планирования, организации, координации, контроля пает в роли организатора, спе­циалиста, воспита­теля, общественной деятеля, предприни мателя, дипломата
\ ------------ ^  
        и т. д.
i I          
    Принимает и организовывает Для того, выполнение  
        чтобы      
    Целей оогания ации достичь Управленческих    
            решении      

Рис. 29. Деятельность руководителя и его ролевые функции по управленик организацией

Одним из основных инструментов современного руководства является налаживание эффективных связей между работниками. Руководитель дол­жен чутко реагировать на настроения и мнения, возникающие в трудовом коллективе, он должен обладать способностью убеждать в своем стремлении добиться поддержки своих решений и избранного им курса. Современное руководство действует исходя из необходимости перемен в организации. Ко­нечный успех этих перемен можно обеспечить лишь принимая во внимание структуру потребностей, ее специфику, динамизм. Налаживание связей вы­ступает средством, с помощью которого менеджер может знать и восприни­мать различные мнения, способствующие выработке нового курса. Следова­тельно, решающее значение в руководстве имеют эффективные связи и спо­собность побуждать людей к действию.

Характерные особенности современного руководителя, по сравнению с его предшественниками, такие:

— ориентированность на людей. Больше времени посвящает контактам с людьми и меньше времени проводит в офисе, разрабатывая невероятные планы;

— ориентированность на выполнение. Наряду с ориентированностью на людей делает ударение на выполнении. Успешное выполнение требует объ­единения специальных навыков и знаний в области управления с практичес­ким использованием их для направления персонала на выполнение задач;

— дух соперничества. Современный руководитель должен уметь доби­ваться успеха в условиях острой конкуренции. Давление, которое создает международная конкуренция, изменяет формулу успеха руководителя. Не трудовой стаж или образование, а лишь умение оправдывать ожидания выс­шего руководства — вот решающий фактор в деятельности современного менеджера;

— внешняя перспектива. Управленческое мастерство должно быть на­правлено на человека (объект), имеющего отношение к успеху;


Руководство — форма управления предприятием



— ориентированность на системы. Сложность современных отношений тре­бует, чтобы руководитель стал специалистом в области управления системами;

— прагматизм, гибкость и способность работать в условиях неопределен­ности. Стремление к разработке идеальных принципов, которые могут приве­сти руководителя к успеху, не имеет смысла. Руководителям, которые достиг­ли успеха, присуща гибкость в принятии решений, они понимают, когда важ­но не повторять то, что уже было достигнуто в прошлом;

— ориентированность на будущее. Тем, кто находится на низшем уровне управления, как правило, необходима перспектива на несколько месяцев, для среднего уровня на полгода — год. Высшее руководство должно предусмот­реть развитие будущего по крайней мере на десятилетие.

К основным факторам, способствующим эффективному руководству орга­низацией относятся.

Поддержка. Поведение, которое внушает подчиненному чувство собствен­ной значимости.

Гармонизация отношений. Поведение, которое поощряет членов коллек­тива на развитие тесных, устраивающих всех взаимоотношений.

Акцент на достижении целей. Поведение, которое стимулирует энтузиазм в достижении групповых целей или совершенства в работе.

Содействие работе. Поведение, которое способствует достижению целей с помощью программ, координации и планирования, а также обеспечения необхо­димыми ресурсами — инструментами, материалами, техническими знаниями.

Форма и масштабы этих факторов зависят от того, какой стиль руковод­ства избирает управляющий. Выяснение содержания руководящей деятель­ности в предпринимательской организации предполагает исследование основ руководства, прежде всего, лидерства, влияния и власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: