Критического, или трансцендентального, идеализма

Ученый в 1747—755 гг. - в ≪докритический≫ пери-

од (до 1770 г.) создал ≪небулярную≫ космогоническую

Гипотезу происхождения Солнечной системы из туман-

Ности - гипотезу о большой Вселенной вне нашей Га-

Лактики - учение о замедлении в результате при-

Ливного трения - суточного вращения Земли - учение

Об относительности движения и покоя.

Эти исследования, объединенные материалисти-

Ческой идеей естественного развития Вселенной

И Земли, сыграли важную роль в формировании диа-

лектики. Философ в ≪докритический≫ период под влия-

нием эмпиризма и скептицизма/}. Юма:

Наметил различие между реальным и логическим

основанием;

Ввел в философию понятие об отрицательных ве-

личинах;

3) осмеял увлечение современников мистикой и ≪духо-

видением≫.

Ограничивается роль дедуктивно-формальных ме-

Тодов мышления в пользу опыта. В 1770 г. - переход

И. Канта к воззрениям ≪критического≫ периода.

≪Критика чистого разума≫ - 1781 г., ≪Критика

практического разума≫ - 1788 г., ≪Критика спо-

собности суждения≫ - 1790 г.

Это теория познания, этика, хтетика и учение о целе-

Сообразности природы.

И. Кант выступает против догматизма абстракт-

Ной философии (метафизики) - без предварительно-

Го исследования форм познания и границ познава-

Тельных способностей.

Приходит к агностицизму: дуалистическому уче-

V нию о непознаваемости ≪вещей в себе≫, являющихся

Объективным источником ощущений. Познаются толь-

ко ≪явления≫, посредством которых вещи себя обна-

Руживают. Явления образуют сферу бесконечного

Возможного опыта. Достоверное теоретическое зна-

Ние имеется только в математике и естествознании.

Оно обусловлено существованием общезначимых

Априорных форм, упорядочивающих хаос ощущений.

Априорные формы рассудка (понятия) + априорные

формы связи (синтеза) чувств и понятий = основа за-

Конов: постоянства, взаимодействия, причинности.

И. Кант считал, что равно могут быть обоснованы

противоположные решения:

1) мир и конечен, и не имеет пределов;

Существуют неделимые частицы (атомы) - и таких

частиц нет;

Все процессы (поступки) протекают как причинно

обусловленные, и совершаются свободно;

Имеется безусловно необходимое существо - и та-

Кого существа нет.

Итак, разум по природе антиномичен - раздваива-

Ется в противоречиях. Но они кажутся. Решение - в огра-

ничении знания в пользу веры, в различении ≪вещей

в себе≫ и ≪явлений≫, в признании ≪вещей в себе≫ непо-

Знаваемыми. Учение И. Канта об антиномичности ра-

Зума стало толчком для разработки положительной

Диалектики в идеализме немецкой классической фило-

Софии. В разуме заложено стремление к знанию, выте-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: