Этого рассудок стремится к решению вопросов о про-
Цессах в мире, о Боге.
Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые
теоретически, являются, постулатами ≪практическо-
го разума≫, предпосылкой нравственности. Централь-
Ный принцип этики И. Канта, основанной на поня-
Тии долга, - категорический императив, правило,
Которое независимо от нравственности поступка могло
Стать всеобщим законом поведения.
Реализация этих идей требовала своеобразной
Трактовки разума: он не дает вечных и общеобяза-
Тельных истин, он - возможность истины, а не обяза-
Тельная способность постижения всех тайн бытия.
Разум - основа деятельности, помогает установить
Связь между различными событиями и фактами. Ос-
Новным свойством человеческого разума являются
Готовность и способность искать истину.
Возвышая разум, философы Просвещения ставили
Его в зависимость от опыта: он контролируется опы-
том и потому не всемогущ. ≪Природа есть причина
всего≫ (П. Гольбах), она всецело материальна
И объективна. Материя - причина самой себя, состоя-
Щая из частиц. Трактовка разума основана не на фи-
Лософско-методологической установке, а на дости-
Жениях науки. Не может быть заранее установленных
Принципов, которые должны быть метафизическими
Указателями. Исходные принципы зависимы от опыта,
данных науки. Отсюда методологическая установка:
Опытные данные должны быть исходными в понима-
Нии происходящих процессов, от них следует идти
К истине. Это поднимает статус науки и образования
В культуре: они учат анализировать, критически мыс-
Лить, не принимая ничего на веру.
Вместе с тем философы понимали несводимость
Человека к разуму, наличие в мире неразумного.
Основная идея в том, что все, что человек дела-
Ет, думает, чувствует, во что он верит, может' и долж-
Но быть осмыслено разумом. Человек - существо
Разумное, и в нем не должно быть ничего неосмыс-
Ленного. Социальный прогресс - в распростра-
Нении знания, науки, образования. Особое внима-
Ние - просвещению правителей, обладающих
Реальной властью.
Дуализм служит философской основой теории
Психофизического параллелизма.
Учение Р. Декарта о двух независимых друг от
Друга субстанциях - протяженной и мыслящей. Кар-
Тезианство делит мир на два рода субстанций -
Духовную и материальную.
Материальная делима до бесконечности, а духов-
Ная неделима. Субстанция обладает атрибутами -
Мышлением и протяженностью, прочие производны от
Них. Впечатление, воображение, желание - модусы
Мышления, а фигура, положение - модусы протяжен-