(в мышлении, в осознании себя, обретении воли
и других личностных качеств) (≪субъективный дух≫);
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛИЗМ Л. ФЕЙЕРБАХА
Людвиг Фейербах (1804-1872) - немецкий
Философ-материалист.
Первоначально - последователь Г В. Ф. Гегеля, вид-
Ный представитель младогегельянской школы. Затем
(1839 г.) подверг критике идеализм Г. В. Ф. Гегеля.
Основное содержание и смысл философии - отстаива-
Ние материализма.
Мировоззрение - следствие исторических усло-
Вий предреволюционной Германии, выражение идеа-
Лов революционной буржуазной демократии.
В центре философии - человек. Антропологизм
философии - в выдвижении на первый план сущно-
сти человека, которая - ≪единственный, универсаль-
ный и высший≫ предмет философии. Но провести по-
Следовательно материальную точку зрения в этом
Вопросе не удается, так как человек для него - абст-
Рактный индивид, чисто биологическое существо в тео-
Рии познания.
Вместе с тем он не отрицал и значения мышления
В познании, пытался характеризовать объект в связи
С деятельностью субъекта, высказывал догадки об
Общественной природе человеческого познания
И сознания и т. д. Идеалистические воззрения на
Общественные явления вытекают из стремления при-
Менить антропологию как универсальную науку к изу-
Чению общественной жизни.
Религия представляется как продукт человече-
Ской фантазии, отчуждение человеческих свойств: че-
Ловек как бы удваивается и в лице Бога созерцает
Свою собственную сущность.
Таким образом, религия выступает как бессознатель-
Ное самосознание человека. Причины такого удвоения
Л. Фейербах видит в чувстве зависимости человека
V от стихийных сил природы и общества. Особый инте-
ФИЛОСОФСКАЯ
КОНЦЕПЦИЯ МАРКСИЗМА
Карл Маркс (1818-1883) - создатель диалек-
Тико-материалистической философии (совместно
С Ф. Энгельсом) - основоположник марксизма, фи-
Лософского, экономического и политического учения.
К. Маркс решает традиционную для европейской
Мысли проблему отчуждения человека в общест-
Ве, где господствует частная собственность на
Средства производства, и ищет пути преодоления
Этого отчуждения. Поскольку базисом любого вида от-
Чуждения выступает экономическое отчуждение или
Отчужденный труд, К. Маркс занимается концептуаль-
Ным анализом природы и особенностей капиталисти-
Ческой системы экономики. Проблемы конкретного
Человека заменяются социальными. К. Маркс усваивает
Диалектический метод, разработанный Г. В. Ф. Геге-
Лем. У него движущая сила - не дух, а материя.