В человеке в формах психической деятельности

(в мышлении, в осознании себя, обретении воли

и других личностных качеств) (≪субъективный дух≫);

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ

МАТЕРИАЛИЗМ Л. ФЕЙЕРБАХА

Людвиг Фейербах (1804-1872) - немецкий

Философ-материалист.

Первоначально - последователь Г В. Ф. Гегеля, вид-

Ный представитель младогегельянской школы. Затем

(1839 г.) подверг критике идеализм Г. В. Ф. Гегеля.

Основное содержание и смысл философии - отстаива-

Ние материализма.

Мировоззрение - следствие исторических усло-

Вий предреволюционной Германии, выражение идеа-

Лов революционной буржуазной демократии.

В центре философии - человек. Антропологизм

философии - в выдвижении на первый план сущно-

сти человека, которая - ≪единственный, универсаль-

ный и высший≫ предмет философии. Но провести по-

Следовательно материальную точку зрения в этом

Вопросе не удается, так как человек для него - абст-

Рактный индивид, чисто биологическое существо в тео-

Рии познания.

Вместе с тем он не отрицал и значения мышления

В познании, пытался характеризовать объект в связи

С деятельностью субъекта, высказывал догадки об

Общественной природе человеческого познания

И сознания и т. д. Идеалистические воззрения на

Общественные явления вытекают из стремления при-

Менить антропологию как универсальную науку к изу-

Чению общественной жизни.

Религия представляется как продукт человече-

Ской фантазии, отчуждение человеческих свойств: че-

Ловек как бы удваивается и в лице Бога созерцает

Свою собственную сущность.

Таким образом, религия выступает как бессознатель-

Ное самосознание человека. Причины такого удвоения

Л. Фейербах видит в чувстве зависимости человека

V от стихийных сил природы и общества. Особый инте-

ФИЛОСОФСКАЯ

КОНЦЕПЦИЯ МАРКСИЗМА

Карл Маркс (1818-1883) - создатель диалек-

Тико-материалистической философии (совместно

С Ф. Энгельсом) - основоположник марксизма, фи-

Лософского, экономического и политического учения.

К. Маркс решает традиционную для европейской

Мысли проблему отчуждения человека в общест-

Ве, где господствует частная собственность на

Средства производства, и ищет пути преодоления

Этого отчуждения. Поскольку базисом любого вида от-

Чуждения выступает экономическое отчуждение или

Отчужденный труд, К. Маркс занимается концептуаль-

Ным анализом природы и особенностей капиталисти-

Ческой системы экономики. Проблемы конкретного

Человека заменяются социальными. К. Маркс усваивает

Диалектический метод, разработанный Г. В. Ф. Геге-

Лем. У него движущая сила - не дух, а материя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: