Проректор по образованию
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2013 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)
Профиль «»Правоведение и правоохранительная деятельность,
Профилизация «Гражданско-правовое регулирование в сфере образования»
Профилизация «Административное право»
Профилизация «Правозащитная деятельность»
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013. 33 с.
Учебно-методический комплекс в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).
Автор: | кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования | Н.Е. Жданова | ||
Рецензент: | кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии управления УрГПУ | А.А. Печеркина | ||
Одобрен на заседании кафедры психологии образования. Протокол от «21» ноября 2013 г. № 4.
Заведующий кафедрой психологии образования | Э.Ф. Зеер |
Рекомендован к печати методической комиссией Института психологии РГППУ. Протокол от «25» ноября 2013 г. № 3.
Председатель методической комиссии ИПс | О.В. Мухлынина | |
Директор ИПс | И.И. Хасанова |
© ФГАОУ ВПО «Российский
государственный профессионально-педагогический университет», 2013
© Жданова Н.Е., 2013 |
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии» является важным компонентом теоретической и практической подготовки высококвалифицированного специалиста любой области и сферы деятельности.
Целью изучения дисциплины, соотнесенной с общими целями ООП ВПО, является обучение студентов теоретико-методологическим основам социально-психологической науки, ее базовых категориях, принципах, своеобразии методов и приемов.
Входя в целостный и последовательный цикл подготовки бакалавров по направлению 030300.62 Психология, дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии» предполагает следующие цели ее освоения.
Учебная цель: повышение психолого-педагогической компетентности студентов в сфере оказания психолого-педагогической помощи и специальных образовательных услуг лицам, имеющим нарушения психического развития и отклонения в поведении, с учетом их психологических особенностей и проблем развития.
Воспитательная рольданной учебной дисциплины определяется тем, что она способствует развитию гуманистической направленности студентов, формированию умений, необходимых для оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении в их социализации, успешной адаптации и интеграции в социум.
Для приобретения умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, изучение дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии» преследует решение следующих задач:
• показать, какие социально-педагогические проблемы стоят перед детьми с отклонениями в развитии и поведении;
• изучить закономерности и особенности психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и, прежде всего, в условиях коррекционного обучения;
• ознакомить с особенностями организации и построения образовательного процесса с аномальными детьми, как в специальных образовательных учреждениях, так и в условиях массовой общеобразовательной школы;
• раскрыть те методы и способы, пути и средства, с помощью которых можно разрешить проблемы школьников с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении, предотвратить их педагогическую запущенность, трудновоспитуемость и социальную дезадаптацию;
· рассмотреть способы педагогической коррекции недостатков развития;
· психологически обосновать содержание и методы обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений;
· дать психологическую оценку эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях;
· рассмотреть проблему коррекции девиантного поведения школьников, раскрыть содержание и основные направления организации учебной и воспитательной работы с этими детьми.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии» относится к дисциплинам по выбору вариативной части математического и естественнонаучного цикла.
Данная дисциплина призвана сформировать у обучающихся развернутые представления об с особенностях психического развития людей с аномалиями развития, возможностях компенсации и способов коррекции отклоняющегося развития, методами их диагностики, ориентирует студентов на работу с детьми и подростками, недостаточно восприимчивыми к традиционным формам обучения и воспитания в силу нарушений в развитии, девиаций личностного развития и поведения.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Из дисциплины «Общая психология»:
Знания: основных направлений и научных школ зарубежной и отечественной психологии; психологии личности, теории деятельности, механизмов функционирования и развития личности в различных видах деятельности; особенностей групповой психологии, межличностных процессов, отношений и общения.
Умения: определять детерминанты конкретных психологических явлений и процессов; разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов; давать психологическую характеристику личности; использовать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач; анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в педагогическом коллективе и личностные особенности с целью их совершенствования;
Владения: способностью к деловым коммуникациям в профессионально-педагогической деятельности; приемами самооценивания уровня развития своих профессиональных способностей; методиками саморегуляции протекания основных психологических функций в различных условиях деятельности.
Из дисциплины «Социальная психология»:
Знания: социально-психологические технологии, позволяющие решать задачи по построению эффективного социального межличностного и группового взаимодействия, а также в осуществлении профессиональной деятельности.
Умения: осуществлять социально-психологический анализ групповых процессов, условий влияния социальной среды при становлении личности с учетом полоролевых и возрастных особенностей.
Владения: навыками получения и анализа и обобщения научно-психологической информации; основами интерпретации результатов индивидуальной и групповой социально-психологической диагностики.
Из дисциплины «Возрастная психология»:
Знания: направления и подходы зарубежной и отечественной психологии; специфику научных психологических школ; источники, движущие силы и условия психического развития; механизмы развития личности; проблемы периодизации развития в онтогенезе.
Умения: использовать методы изучения возрастных особенностей и проблем развития в практической деятельности.
Владения: методами исследования развития личности на каждом возрастном этапе.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:
общекультурные компетенции:
– способностью и готовностью использовать на практике навыки и умения организации научно-исследовательских, научно-отраслевых работ, управления коллективом (ОК-5);
– способностью и готовностью расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК-11).
профессиональные компетенции:
– способностью и готовностью анализировать подходы к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона (ПК-1);
– способностью и готовностью формировать ценности, культуру обучающихся, общую политику образовательных учреждений НПО, СПО и ДПО (ПК-5);
– способностью и готовностью исследовать количественные и качественные потребности в рабочих кадрах (специалистах) для отраслей экономики региона (муниципальные образования) (ПК-8);
– способностью и готовностью проектировать образовательный процесс с учетом требований работодателей (ПК-17).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
· комплексное представление о природе и характере имеющихся у детей отклонений в развитии и поведении;
· закономерности и особенности психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и, прежде всего, в условиях коррекционного обучения;
· психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их психического развития в процессе воспитания и образования;
· методы изучения феноменов, процессов, закономерностей разработанные в отечественной и зарубежной специальной педагогики и специальной психологии;
· основы социальной и правовой защиты личных прав несовершеннолетних с ограниченными возможностями;
· методические подходы реабилитационной педагогики.
Уметь:
· диагносцировать причины средовой дезадаптации;
· решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации;
· находить пути преодоления затруднений в развитии и воспитании ребенка, как в условиях массового обучения, так и в специальных коррекционных образовательных учреждениях.
Владеть/ быть в состоянии продемонстирировать:
· методами диагностики отклоняющегося развития.
· способами эффективной психолого-педагогической помощи и поддержки разных групп детей с нарушенным психическим развитием.
· способами и методами предотвращения педагогической запущенности, трудновоспитуемости и социальной дезадаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении.