Утверждаю

Проректор по образованию

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2013 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

Профиль «»Правоведение и правоохранительная деятельность,

Профилизация «Гражданско-правовое регулирование в сфере образования»

Профилизация «Административное право»

Профилизация «Правозащитная деятельность»

Екатеринбург

РГППУ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013. 33 с.

Учебно-методический комплекс в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

Автор: кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования Н.Е. Жданова
     
Рецензент: кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии управления УрГПУ А.А. Печеркина
         

Одобрен на заседании кафедры психологии образования. Протокол от «21» ноября 2013 г. № 4.

Заведующий кафедрой психологии образования   Э.Ф. Зеер

Рекомендован к печати методической комиссией Института психологии РГППУ. Протокол от «25» ноября 2013 г. № 3.

Председатель методической комиссии ИПс   О.В. Мухлынина
     
Директор ИПс   И.И. Хасанова

© ФГАОУ ВПО «Российский

государственный профессионально-педагогический университет», 2013

© Жданова Н.Е., 2013

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии» является важным компонентом теоретической и практической подготовки высококвалифицированного специалиста любой области и сферы деятельности.

Целью изучения дисциплины, соотнесенной с общими целями ООП ВПО, является обучение студентов теоретико-методологическим основам социально-психологической науки, ее базовых категориях, принципах, своеобразии методов и приемов.

Входя в целостный и последовательный цикл подготовки бакалавров по направлению 030300.62 Психология, дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии» предполагает следующие цели ее освоения.

Учебная цель: повышение психолого-педагогической компетентности студентов в сфере оказания психолого-педагогической помощи и специальных образовательных услуг лицам, имеющим нарушения психического развития и отклонения в поведении, с учетом их психологических особенностей и проблем развития.

Воспитательная рольданной учебной дисциплины определяется тем, что она способствует развитию гуманистической направленности студентов, формированию умений, необходимых для оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении в их социализации, успешной адаптации и интеграции в социум.

Для приобретения умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, изучение дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии» преследует решение следующих задач:

• показать, какие социально-педагогические проблемы стоят перед детьми с отклонениями в развитии и поведении;

• изучить закономерности и особенности психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и, прежде всего, в условиях коррекционного обучения;

• ознакомить с особенностями организации и построения образовательного процесса с аномальными детьми, как в специальных образовательных учреждениях, так и в условиях массовой общеобразовательной школы;

• раскрыть те методы и способы, пути и средства, с помощью которых можно разрешить проблемы школьников с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении, предотвратить их педагогическую запущенность, трудновоспитуемость и социальную дезадаптацию;

· рассмотреть способы педагогической коррекции недостатков развития;

· психологически обосновать содержание и методы обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений;

· дать психологическую оценку эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях;

· рассмотреть проблему коррекции девиантного поведения школьников, раскрыть содержание и основные направления организации учебной и воспитательной работы с этими детьми.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии» относится к дисциплинам по выбору вариативной части математического и естественнонаучного цикла.

Данная дисциплина призвана сформировать у обучающихся развернутые представления об с особенностях психического развития людей с аномалиями развития, возможностях компенсации и способов коррекции отклоняющегося развития, методами их диагностики, ориентирует студентов на работу с детьми и подростками, недостаточно восприимчивыми к традиционным формам обучения и воспитания в силу нарушений в развитии, девиаций личностного развития и поведения.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Из дисциплины «Общая психология»:

Знания: основных направлений и научных школ зарубежной и отечественной психологии; психологии личности, теории деятельности, механизмов функционирования и развития личности в различных видах деятельности; особенностей групповой психологии, межличностных процессов, отношений и общения.

Умения: определять детерминанты конкретных психологических явлений и процессов; разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов; давать психологическую характеристику личности; использовать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач; анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в педагогическом коллективе и личностные особенности с целью их совершенствования;

Владения: способностью к деловым коммуникациям в профессионально-педагогической деятельности; приемами самооценивания уровня развития своих профессиональных способностей; методиками саморегуляции протекания основных психологических функций в различных условиях деятельности.

Из дисциплины «Социальная психология»:

Знания: социально-психологические технологии, позволяющие решать задачи по построению эффективного социального межличностного и группового взаимодействия, а также в осуществлении профессиональной деятельности.

Умения: осуществлять социально-психологический анализ групповых процессов, условий влияния социальной среды при становлении личности с учетом полоролевых и возрастных особенностей.

Владения: навыками получения и анализа и обобщения научно-психологической информации; основами интерпретации результатов индивидуальной и групповой социально-психологической диагностики.

Из дисциплины «Возрастная психология»:

Знания: направления и подходы зарубежной и отечественной психологии; специфику научных психологических школ; источники, движущие силы и условия психического развития; механизмы развития личности; проблемы периодизации развития в онтогенезе.

Умения: использовать методы изучения возрастных особенностей и проблем развития в практической деятельности.

Владения: методами исследования развития личности на каждом возрастном этапе.

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:

общекультурные компетенции:

– способностью и готовностью использовать на практике навыки и умения организации научно-исследовательских, научно-отраслевых работ, управления коллективом (ОК-5);

– способностью и готовностью расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК-11).

профессиональные компетенции:

– способностью и готовностью анализировать подходы к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона (ПК-1);

– способностью и готовностью формировать ценности, культуру обучающихся, общую политику образовательных учреждений НПО, СПО и ДПО (ПК-5);

– способностью и готовностью исследовать количественные и качественные потребности в рабочих кадрах (специалистах) для отраслей экономики региона (муниципальные образования) (ПК-8);

– способностью и готовностью проектировать образовательный процесс с учетом требований работодателей (ПК-17).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· комплексное представление о природе и характере имеющихся у детей отклонений в развитии и поведении;

· закономерности и особенности психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и, прежде всего, в условиях коррекционного обучения;

· психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их психического развития в процессе воспитания и образования;

· методы изучения феноменов, процессов, закономерностей разработанные в отечественной и зарубежной специальной педагогики и специальной психологии;

· основы социальной и правовой защиты личных прав несовершеннолетних с ограниченными возможностями;

· методические подходы реабилитационной педагогики.

Уметь:

· диагносцировать причины средовой дезадаптации;

· решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации;

· находить пути преодоления затруднений в развитии и воспитании ребенка, как в условиях массового обучения, так и в специальных коррекционных образовательных учреждениях.

Владеть/ быть в состоянии продемонстирировать:

· методами диагностики отклоняющегося развития.

· способами эффективной психолого-педагогической помощи и поддержки разных групп детей с нарушенным психическим развитием.

· способами и методами предотвращения педагогической запущенности, трудновоспитуемости и социальной дезадаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: