Мерой эффективности системы распределения является отношение затрат к результатам. Повышению эффективности распределения будет способствовать совершенствование управления распределением.
Известно, что традиционные каналы распределения состоят из одного или нескольких независимых производителей, оптовых и розничных торговых предприятий, причем каждый является отдельным предприятием, стремящимся получить максимальную прибыль, даже в ущерб прибыли канала в целом.
В отличие от традиционных каналов маркетинговая система – это интегрированная система, функционирующая как единое целое. Один из участников канала либо является владельцем остальных предприятий-участников, либо заключает с ними контракт, либо имеет влияние, достаточное для того, чтобы объединить остальных участников.
Различают 3 маркетинговые системы: вертикальные маркетинговые системы (ВМС), горизонтальные маркетинговые системы (ГМС), многоканальные маркетинговые система (ММС).
Вертикальная маркетинговая система – это интегрированная система, в рамках которой предприятия различных уровней - производители, оптовые и розничные торговцы - сообща осуществляют распределение товаров.
|
|
Как видно из рисунка 6.3 ВМС функционирует как единая комплексная система. Один из участников доминирует и контролирует всю систему. Он предотвращает конфликты между участниками, стремящимися реализовать собственные цели, исключает дублирование действий.
Рис 6.3 - Традиционный канал распределения и вертикальная маркетинговая система
Доминирующее положение в вертикальной маркетинговой системе может занимать как производитель, так и оптовое или розничное торговое предприятие. Вертикальные маркетинговые системы создаются с целью обеспечения контроля над работой всего канала и управления конфликтами.
Вертикальные маркетинговые системы обладают тремя преимуществами. Во-первых, их использование дает экономию средств за счет размеров, управления ценовой политикой, а также устранения дублирования функций. Во-вторых, минимизируется количество конфликтов между членами канала, имеющими четкие задачи и программы. В-третьих, максимально используются опыт и компетенции членов канала. ВМС целесообразны для товаров потребительского назначения.
Существуют разные типы ВМС. Основными являются: корпоративные, договорные и управляемые (рисунок 6.4).
Корпоративная ВМС - система, принадлежащая одному предприятию. Применяются когда производство и продажа находятся у одного владельца. В таком случае изготовитель продает свои товары через сеть собственных фирменных магазинов посредством использования канала прямого маркетинга. То есть в корпоративной ВМС координация усилий и управление конфликтами обеспечивается за счет того, что все уровни канала распределения принадлежат одной корпорации.
|
|
Вертикально интегрированные системы распределения | ||||
Корпоративные (системы, принадлежащие компании) | Договорные (контрактные системы) | Управляемые (контролируемые системы) | ||
Добровольные сети, организованные оптовиком | Кооперативы, организованные розничными предприятиями | Франшизные системы (франчайзинг) |
Рис.6.4 - Вертикально интегрированные системы распределения
Таким образом, системы, принадлежащие одной корпорации - это самый прямой путь к интеграции. Производителю, владеющему системой распределения, обычно принадлежат розничные магазины этой системы. Собственность производителя на розничную сеть именуют интеграцией вперед, т.к. предприятие приобретает звено, находящееся ближе к потребителю.
Посредники также могут выступать лидерами канала с целью его интеграции и контроля над ним. Если розничный или оптовый торговец владеет системой распределения, ему часто принадлежат и производственные мощности. Такая форма собственности, позволяющая оптовым и розничным предприятиям контролировать источники снабжения, именуется интеграцией назад, ибо посредники приобретают звенья, которые в цепи распределения дальше стоят от потребителя.
Контрактные вертикальные маркетинговые системы образуются на основе договорных отношений между компаниями, когда права и обязанности членов канала определяются юридически оформленными договорами. Таким образом, независимые производители или посредники заключают контракт с другими посредниками с целью координации функций распределения для более успешного совместного их выполнения. Около 40% розничных продаж осуществляется с использованием трех видов контрактных систем: добровольные сети, организуемые оптовиком; кооперативы, организуемые розничным предприятием; франшизы.
Добровольные сети, организуемые оптовиком - это группы независимых розничных магазинов, сформированные оптовым предприятием с целью добиться экономии при закупке крупных партий товаров. В этом случае оптовик в состоянии поставлять товары и оказывать услуги магазинам на более выгодных условиях.
Кооперативы, организуемые розничным предприятием - это группы независимых магазинов, которые сообща создают оптовое закупочное звено. Магазины производят закупки через этот кооператив и сотрудничают в области рекламы и установлении цен. Кооперативы успешно конкурируют с крупными сетями магазинов. На содержание кооператива магазины уплачивают до 10% сверх себестоимости большинства товаров.
Франчайзинг (franchise). Контрактное партнерство между производителем, оптовиком или сервисной организацией и независимыми бизнесменами, которые покупают право владеть и руководить одним или более предприятиями в системе франчайзинга. Франчайзи - независимый участник канала, приобретающий франшизу, покупает право продавать продукцию или услугу данной марки. Обладатель франшизы (франчайзи) объединяет несколько звеньев в производственно-распределительной системе. Предприятие, предоставляющее франшизу (франчайзер), обычно разрешает пользоваться фирменной торговой маркой и стилем, обеспечивает стартовым капиталом, предлагает помощь в маркетинге и бухгалтерии, а также технологию производства (know-how). В свою очередь, эта компания получает некоторую компенсацию в виде начального вознаграждения, постоянных лицензионных платежей, арендной платы за оборудование и определенную долю прибылей. Франчайзинг является самой быстрорастущей формой организации розничных продаж за последние годы.
|
|
Существующие типы франшиз:
1. между изготовителем и розничным торговцем,
2. между изготовителем и оптовиком,
3. между оптовиком и розничным торговцем,
4. между предприятием по обслуживанию и дистрибьютором.
Таким образом, договорные ВМС состоят из независимых предприятий, связанных договорными отношениями и действующими по единой программе с целью достижения наилучших коммерческих результатов.
Управляемая (контролируемая) ВМС координирует деятельность производства и продажи не из-за общей принадлежности одному владельцу, а благодаря размерам и мощи одного из участников.
Таким образом, контролируемая система – это система, интегрирующая функции распределения на основе влияния лидера канала распределения, а не на основе собственности или контрактных отношений. Наиболее влиятельный участник системы распределения берет на себя роль лидера канала и собственно требует от звеньев канала сотрудничества в осуществлении функций распределения. Без такого сотрудничества доставка, контроль за запасами или выполнением гарантий будут неэффективными.
Горизонтальные маркетинговые системы (ГМС ) образуются в том случае, когда несколько предприятий, находящиеся на одном уровне канала (производители или оптовики или розничные торговцы) принимают решение о сотрудничестве. Причины, заставляющие объединить усилия, разнообразны: недостаток капитала, технических возможностей, производственных мощностей, уменьшение риска, получение большей выгоды.
Таким образом, горизонтальная маркетинговая система – это такая схема построения канала распределения, при которой два или более предприятия одного уровня объединяют свои усилия, чтобы осваивать новые маркетинговые возможности. Они могут объединять свои капиталы, производственные мощности и маркетинговые ресурсы для повышения эффективности функционирования канала. Причем предприятия могут объединяться как со своими конкурентами, так и с предприятиями, не являющимися их конкурентами, работать вместе на краткосрочной или постоянной основе.
|
|
Горизонтальные маркетинговые системы имеют ряд преимуществ: во-первых, предприятия получают возможность снизить расходы; во-вторых, увеличивается скорость проникновения на рынок, что позволяет обойти конкурентов; в-третьих, открывается доступ к новой информации и технологиям, к дополнительным каналам распределения и торговым точкам, что дает возможность воспользоваться услугами дополнительного торгового персонала.
Многоканальные маркетинговые системы (ММС) образуются в том случае, если один и тот же товар одного и того же производителя продвигается по нескольким каналам. Эта система может использоваться в тех случаях, когда возникает необходимость обслуживать разных заказчиков через разные каналы. Применение ММС целесообразно для обслуживания покупателей тогда, когда ставится задача предоставить им возможность выбирать какой из каналов использовать с большей выгодой для себя.
Таким образом, ММС – комбинированные маркетинговые системы распределения, при которых какое-либо предприятие формирует два и более канала распределения, чтобы охватить два и более сегмента рынка. При этом для доставки товаров потребителям используется множество прямых и непрямых подходов (рис. 6.5)
Для достижения максимальной эффективности системы каналов распределения должны разрабатываться так, чтобы соответствовать возможностям и требованиям рынков и основываться главным образом на целях предприятия.
Рис 6.5. - Многоканальные маркетинговые системы