Вначале даются фразы исключительно в повелительной форме и обязательно
связанные с действием. "Воспитываются условные рефлексы. По принятому порядку
Впервые фраза дается в чтении с губ с прямой инструкцией, т. е. с естественным
мимическим жестом. "Дет и, встаньте!" - учитель показывает рукой, что нужно
Сделать. Это повторяется 2-3 раза. Затем ту же фразу читают только с губ без
Жеста, как мы говорим, с условной инструкцией, и дети выполняют то, что
Требуется сделать. 7-8 повторений с условной инстр укцией достаточны для
Прочного воспитания рефлекса. Фраза усваивается прочно. С течением времени,
Когда у детей накопится достаточный запас фраз в повелительной форме, тот же
Самый материал будет проработан в форме описательной - настоящего и прошедше го
времени" (М. Н. Котельников, 1926, с. 74). Но самое замечательное, что метод
Идет еще гораздо дальше. Целиком дается не только фраза, но на одном и том же
Уроке в среднем в течение 12 минут усваивается ряд знаков-фраз - целая цепь из
|
|
7-10 звеньев. Например: "Дети, встаньте! Дети, идите сюда! Дети, поднимите руки!
Дети, опустите руки! Дети, идите на свои места! Дети, сядьте!" После того как
Усвоена цепь по чтению с губ, проведен контроль путем чтения звеньев в разбивку
И установлено, что дети пр авильно реагируют на каждый знак, та же самая цепь
Дается в письменной форме. Цепь либо пишется на доске, либо вывешивается заранее
Заготовленный плакат. Усвоение цепи в письменной форме требует 3-4 повторений
(там же, с. 74-75). Усвоение цепи в чтении с губ занимает в среднем 12 минут, в
чтении с плаката-6-7 минут! "Проходит 1-1,5 месяца, дети начинают выделя ть
Отдельные слова в звеньях и по ним в новых звеньях догадываются о том, как
Следует реагировать на новый знак. Последующие цепи составляются на основе
Предыдущих, повторяя, раскрывая, исчерпывая, закрепляя и развертывая заключенный
в них материал" (там же, с. 75).
При этом методе поражает очень быстрое овладение письмом. Техническая
Выработка произношения проходит своим путем, на особых уроках, но всегда
Подчинена основным занятиям в обучении речи-чтению с губ, которому отводится 2
Часа ежедневно. Нельзя еще ус тановить точно, когда речь и чтение с губ сольются
У детей воедино, но не забудем, что и у нормально слышащего ребенка есть период,
Когда ребенок понимает больше, чем может произнести; в таком периоде развития
Речи находятся длительное время глухонемы е дети при подобном методе обучения.
Если описанные нами методы и нуждаются еще в многолетней разработке и