Качественного своеобразия интеллектуальной, вербальной, словесной и моторной
Деятельности показывает, что отсталость никогда не поражает все интеллектуальные
Функции в одинаковой мере. Относительная независимость фу нкций при их единстве
Приводит к тому, что развитие одной функции компенсируется и отзывается на
Другой. Два последних момента.
Наблюдение над нормальным ребенком показало: развитие психологических функций
Совершается не только за счет роста и изменения функции. Например, памяти,
Внимания и т. д. Так как функции никогда не действуют врозь, а в известном
Сочетании, то психологи ческое развитие в старшем возрасте совершается за счет
Изменения системных отношений между функциями, т. е. за счет так называемых
Межфункциональных связей. В том, что принято называть логической памятью, речь
Идет об известном отношении между памятью и мышлением; у ребенка в раннем
Периоде развития эти функциональные отношения иные, чем в более позднем периоде.
|
|
Исследование умственно отсталого ребенка выявило, что у него межфункциональные
Отношения складываются своеобразно, отлично по сравнению с теми, которые
Обнаруживаются при развитии нормальных детей. Эта сфера психологического
Развития, изменение межфун кциональных связей и отношений, изменение внутренней
структуры психологической системы есть главнейшая сфера приложения высших
Компенсаторньх процессов складывающейся личности. Моторные связи и
Межфункциональные отношения характеризуют не столько сами функции, сколько то,
Каким образом эти функции приведены к единству.
И наконец, обходные пути развития, т. е. достижение или возникновение
Какого-нибудь нового пункта развития, какого-нибудь новообразования на обходном
Пути. Здесь огромное влияние имеет аффект, побуждающий ребенка на преодоление
Трудностей. Если эти тр удности не размагничивают ребенка, не заставляют бежать
От них, а активизируют его, они приводят к обходному пути развития. Самое
Значительное - творческий характер развития умственно отсталого ребенка; старая
Педагогика полагала, что внешние причины автоматически влияют на характер
развития умственно отсталого ребенка. Казалось, что приложение громкого слова
"творческий" к тем малым достижениям, которые доставались на долю этого ребенка,
Неправильно. На самом деле овладеть четырьмя действиями арифметики для дебила