Гораздо более творческий процесс, чем для нормального ребенка. То, что

нормальному ребенку дается почти " даром" (неформированно), для умственно

Отсталого ребенка представляет трудность и является делом, требующим преодоления

Препятствий. Таким образом, достижение имеющихся результатов, оказывается, носит

Творческий характер. Мне думается, что это самое с ущественное в материале о

Развитии умственно отсталого ребенка.

Я постарался в первой части кратко обрисовать те процессы в развитии

Умственно отсталого ребенка, которые работают на нас, на которые мы должны

Опираться, стремясь преодолевать его отсталость.

Но было бы ошибкой думать, что только эти моменты заполняют процесс развития,

Что мудрая природа ведет ребенка по пути преодоления, дает ему силы, которые

Помогают ликвидировать отсталость, как было бы неправильно думать, что борьба

Организма с болезн ью всегда приводит к хорошему концу, что каждый организм при

Всяких условиях справляется с ней одинаково.

Необходимо сказать о том, что законы развития ненормального и нормального

Ребенка раскрываются перед нами как единый по существу закон. Дурная среда и

Влияние, возникающее в процессе развития ребенка, чаще и резче приводят

Умственно отсталого ребенка к тем отрицательным добавочным моментам, которые не

Только не помогают преодолеть отсталость, а, наоборот, усугубляют, отягощают его

Первоначальную недостаточность. Можно спросить: для чего же говорить об этих

Процессах, о влиянии среды на умственно о тсталого ребенка, если мы признаем с

Самого начала, что большей частью при влияниях отрицательного характера в

Процессе развития не только не ликвидируется отсталость ребенка, а прибавляются

Новые особенности? Об этих процессах нужно говорить не тольк о потому, что из

Совокупности света и тени задача более реально выступает перед нами. Но, как я

Постараюсь доказать, при отсталости принимаются за первичные те осложнения в

Развитии ребенка, которые возникают в процессе его средового формирования и

Которые можно преодолеть только тогда, когда мы сумели бы в корне изучить их

Причины. Это имеет существенное практическое значение. Но об этом после.

Сущность мысли, которая выражает итог целых двух-трех десятилетий,

коллективной научной работы в этом направлении, заключается в следующем:

Умственная отсталость не то простое однородное целое, как она рисовалась прежним

Исследователям. Вот я исследую умственно отсталого ребенка, устанавливаю ряд

Признаков, в которых обнаруживается его отсталость. Спрашивается: все ли эти


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: