Ли они первичные? Все ли они возникли в одно и т о же время, с помощью одного и
Того же механизма? Или среди них есть главные и второстепенные, возникшие раньше
И позже, на основе этих раньше возникших симптомов, которые являются более
Крупными видами или наслоениями психопатологии? Развитие показывает, что
Раскрывающаяся перед нами педагогическая и психологическая картина умственной
Отсталости не есть однородное целое, что те симптомы, в которых обнаруживается
Отсталость, не могут быть выстроены в один ряд, что умственная отста лость, есть
Сложная структура. Для того чтобы разобраться в этой структуре, нужно обратиться
Развитию умственно отсталого ребенка, а не к природе тех патологических
Процессов, которые лежат в ее основе, ибо сложность структуры возникает в
Процессе раз вития. Центральный и наиболее простой пример анализа - отделение
Первичных особенностей, составляющих самое ядро дебильности, тех симптомов,
Которые непосредственно вытекают из биологической недостаточности ребенка,
Лежащей в основе его отсталости, от признаков вторичного, третичного,
Четвертого, пятого, шестого порядка и т. д., возникающих на основе того, что при
Формировании в определенной среде ребенок встречает добавочные трудности и
Накапливает добавочные осложнения. Наслоения на первичные обр азования приводят
К необходимости дифференцировать исследования умственной отсталости.
По отношению к клинике можно сказать, что олигофрения - сборная группа.
Изучение структуры личности олигофрена впервые было выдвинуто при изучении
детского развития. Здесь впервые созрела центральная для нашей работы мысль:
недостаточно сказать о ребе нке "умственно отсталый" (это все равно, что сказать
"больной" и не лечить); это значит только поставить проблему, но не решить ее.
Иначе говоря, надо выяснить, какова та культурная отсталость, которая перед
Нами, какова ее структура, каковы значение и механизмы процессов строительства
Этой структуры, каково динамическое сцепление ее отдельных симптомов,
Комплексов, из которых складывается картина умственной отсталости ребенка и
Различие типов умственно отсталых детей.
Современная вспомогательная школа укомплектована по принципу отрицательного
Отбора (А. Бине). Нашей вспомогательной школе приходится работать с
Необработанным материалом, с умственной отсталостью вообще: в этом и заключаются
Главнейшие трудности подхо да и дифференциации умственной отсталости.