Разумеется, что мы ограничимся только суммарным и конспективным изложением тех
Положений, в свете которых мы собираемся рассмотреть и развитие ненормального
Ребенка. Основное интересующее нас положение может быть сформулировано в
Следующем виде: исследование высших психических функций в их развитии убеждает
Нас, что эти функции имеют социальное происхождение как в филогенезе, так и в
Онтогенезе.
Относительно филогенеза это положение почти никогда не встречало серьезных
Возражений, так как совершенно ясно, что высшие психические функции (мышление в
Понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание и т. д.)
Сложились в историчес кий период развития человечества и обязаны своим
Возникновением не биологической эволюции, сформировавшей биотип человека, а его
Историческому развитию как общественного существа. Только в процессе
Коллективной общественной жизни выработались и развил ись все характерные для
|
|
Человека высшие формы интеллектуальной деятельности.
В отношении онтогенеза, в отношении развития ребенка только в последнее время
Благодаря ряду исследований удалось установить, что и здесь построение и
Формирование высших форм психической деятельности совершаются в процессе
Социального развития ребен ка, в процессе его взаимоотношения и сотрудничества с
Окружающей социальной средой. Опираясь на некоторые наши и наших сотрудников
Исследования, мы формулировали в другом месте это положение так: наблюдение за
Развитием высших функций показывает, что построение каждой из них строго
Подчиняется одной и той же закономерности, а именно: каждая высшая психическая
Функция появляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция
Коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия, как
Средство социального приспособления, т. е. как категория интерпсихологичес кая,
А затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка, как средство
Личного приспособления, как внутренний процесс поведения, т. е. как категория
Интрапсихологическая.
Проследить переход коллективных форм сотрудничества в индивидуальные формы
Поведения ребенка - и значит уловить принцип построения высших психических
Функций в их становлении.
Для того чтобы это слишком общее и абстрактное положение о коллективном
Происхождении высших психических функций не осталось только неясной словесной
Формулировкой, для того чтобы наполнить его конкретным содержанием, мы должны