Зрячий, пересыпает ее рядом слов, значение которых для него недоступно. Когда
слепой говорит: "Я видел его вчера" или: "Сегодня ясный день", то в обоих этих
Случ аях он употребляет слова, непосредственное значение которых ему недоступно.
Употребление пустых, лишенных всякого содержания слов и составляет основу
Вербализма.
Такой вербализм является ложной, фиктивной компенсацией недостаточности
Представлений. Однако если данному слову соответствует в переживании слепого
Известное понятие, хотя непосредственное восприятие обозначаемого этим словом
Предмета ему недоступно, перед нами все же не вербализм, не фиктивная, а
Истинная компенсация- выработка понятия относительно предмета, недоступного
Восприятию и представлению. Черное для слепого столь же черно, как и для нас,
Правильно формулирует это положение Петцельд, и доказательство этого мы видим в
Том повседневном факте из жизни слепых, о котором они с ами охотно рассказывают.
|
|
Именно тот факт, что слепой от рождения Н. Соундерсон составил известный учебник
Геометрии, что слепой А. М. Щербина, по его собственному свидетельству, объяснял
Оптику при прохождении в гимназии курса физики своим зрячим сото варищам. Тот
Факт, что слепой может вырабатывать совершенно адекватные со зрячими, совершенно
Конкретные понятия о тех предметах, которые он не может воспринимать зрением,
Является фактором первостепенной важности для психологии и педагогики слепого.
Опасность вербализма приводит нас и ко второй опасности-к опасности
Лжепонятий. Формальная логика и история психологии объясняли процесс образования
Понятий так: сперва ребенок накапливает ряд конкретных восприятии и
Представлений; из смешения, наклад ывания отдельных представлений друг на друга
Постепенно вырисовываются общие для ряда различных предметов черты,
Затушевываются или стираются черты разнородные и выступает общее понятие как
Коллективная фотографическая карточка у Ф. Гальтона3.
Если бы этот путь соответствовал действительности, то сформулированный
Петцельдом закон о возможности неограниченного знания для слепого был бы
Невозможен. Если бы путь к образованию понятий лежал только через представление,
То слепой не мог бы образо вать понятия о черном цвете, тем более адекватное
Нашему понятию. Понятие слепого явилось бы неизбежно лжепонятием и представляло
В сфере мышления нечто аналогичное тому, что мы называем вербализмом, т. е.