Основных препятствий на пути его развития. Слепой, пользуясь той же речью, что и

Зрячий, пересыпает ее рядом слов, значение которых для него недоступно. Когда

слепой говорит: "Я видел его вчера" или: "Сегодня ясный день", то в обоих этих

Случ аях он употребляет слова, непосредственное значение которых ему недоступно.

Употребление пустых, лишенных всякого содержания слов и составляет основу

Вербализма.

Такой вербализм является ложной, фиктивной компенсацией недостаточности

Представлений. Однако если данному слову соответствует в переживании слепого

Известное понятие, хотя непосредственное восприятие обозначаемого этим словом

Предмета ему недоступно, перед нами все же не вербализм, не фиктивная, а

Истинная компенсация- выработка понятия относительно предмета, недоступного

Восприятию и представлению. Черное для слепого столь же черно, как и для нас,

Правильно формулирует это положение Петцельд, и доказательство этого мы видим в

Том повседневном факте из жизни слепых, о котором они с ами охотно рассказывают.

Именно тот факт, что слепой от рождения Н. Соундерсон составил известный учебник

Геометрии, что слепой А. М. Щербина, по его собственному свидетельству, объяснял

Оптику при прохождении в гимназии курса физики своим зрячим сото варищам. Тот

Факт, что слепой может вырабатывать совершенно адекватные со зрячими, совершенно

Конкретные понятия о тех предметах, которые он не может воспринимать зрением,

Является фактором первостепенной важности для психологии и педагогики слепого.

Опасность вербализма приводит нас и ко второй опасности-к опасности

Лжепонятий. Формальная логика и история психологии объясняли процесс образования

Понятий так: сперва ребенок накапливает ряд конкретных восприятии и

Представлений; из смешения, наклад ывания отдельных представлений друг на друга

Постепенно вырисовываются общие для ряда различных предметов черты,

Затушевываются или стираются черты разнородные и выступает общее понятие как

Коллективная фотографическая карточка у Ф. Гальтона3.

Если бы этот путь соответствовал действительности, то сформулированный

Петцельдом закон о возможности неограниченного знания для слепого был бы

Невозможен. Если бы путь к образованию понятий лежал только через представление,

То слепой не мог бы образо вать понятия о черном цвете, тем более адекватное

Нашему понятию. Понятие слепого явилось бы неизбежно лжепонятием и представляло

В сфере мышления нечто аналогичное тому, что мы называем вербализмом, т. е.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: