Дефектом, заключены не в не достатке самом по себе, но в тех последствиях, в тех
Вторичных осложнениях, которые вызываются этим недостатком. Сама по себе глухота
Могла бы и не быть таким тяжким препятствием на пути интеллектуального развития
Глухонемого ребенка, но вызываемая ею немота, отсутствие речи является
Величайшим препятствием на этом пути. Поэтому в проблеме речи как в фокусе сход
Ятся все частные проблемы развития глухонемого ребенка.
Это есть поистине проблема проблем всей сурдопедагогики.
Сейчас, после того, что было сказано выше относительно развития высших форм
Мышления и логики ребенка в связи с социализацией этих функций, совершенно ясно,
Что отсутствие речи у глухонемого ребенка, затрудняя его полноценное общение в
Коллективе, выр ывая его из коллектива, является одним из основных тормозов в
Развитии высших психологических функций. Экспериментальное исследование на
Каждом шагу показывает: то, что мы отнимаем у глухонемого ребенка в общении, ему
Не хватает в мышлении. В этом воп росе создался заколдованный круг, из которого
До сих пор практическая педагогика не нашла выхода.
С одной стороны, борьба против искусственности речи, фразировки, стремление
Воспитать живую, действенную речь, дающую возможность социального общения, а не
Только отчетливого произношения звуков, требуют пересмотра того места, которое
Речь занимает в традиционном воспитании глухонемого ребенка. Если в традиционном
Воспитании речь паразитически съедает все остальные стороны воспитания,
Становится самоцелью, то именно поэтому она теряет свою жизненность: глухонемой
Ребенок научается произносить слова, но он не научается говорить, пользоваться
Речью как средством общения и мышления. Поэтому наряду с искусственно привитой
Речью он пользуется более охотно свойственным ему мимическим языком, который
Выполняет у него все жизненные функции речи. Борьба устной речи с мимикой,
Несмотря на все добрые намерения педагогов, как правило, всегда оканчивается
Победой мимики, не потому, что именно мимика с психологической стороны является
Истинной речью глухонемого, не потому, что она легче, как говорят мно гие
Педагоги, а потому, что она есть подлинная речь во всем богатстве ее
Функционального значения, а искусственно прививаемое устное произношение слов
Лишено жизненного богатства и является только мертвым слепком с живой речи.
Таким образом, перед педагогикой встала задача вернуть устной речи ее