Здесь выступает различие между формальной и диалектической логикой в учении о
Понятии. Для формальной логики понятие есть не что иное, как общее
Представление-оно возникает в результате выделения ряда немногих общих
Признаков. Основной закон, которому подчинено движение понятия, формулируется в
Логике как закон обратной пропорциональности между объемом и содержанием
Понятия. Чем шире объем какого-нибудь понятия, т. е. чем более общим является
Понятие о чем к более широкому кругу предметов оно относ ится, тем беднее
Становится его содержание, то количество признаков, которые мы мыслим
Содержащимися, в понятии. Путь обобщения есть, таким образом, путь, уводящий от
Богатства конкретной действительности в мир понятий, в царство тощих абстракций,
Дал еких от живой жизни, от живого знания.
Для диалектической логики понятие, напротив, оказывается более богатым по
Содержанию, чем представление, ибо путь обобщения есть путь не формального
|
|
Выделения отдельных признаков, а раскрытия связей, отношений данного предмета с
Другими, и если предмет подлинно раскрывается не в непосредственном переживании,
А во всем том многообразии связей и отношений, которые определяют его место в
Мире и связь с остальной действительностью, то понятие является более глубоким,
Более соответствующим действительн ости, более истинным и более полным ее
Отражением, чем представление.
Но понятие-и это самое важное из того, что сказано до сих пор,-как и все
Высшие психологические процессы, развивается не иначе, как в процессе
Коллективной деятельности ребенка. Только сотрудничество приводит к образованию
Детской логики, только социа лизация детского мышления, как это формулировал
Пиаже, приводит к образованию понятий. Вот почему педагогика слепых должна
Учесть раскрывающуюся здесь проблему сотрудничества со зрячими как основную
Педагогическую и методическую проблему обучения слепых. Коллективное
Мышление-основной источник компенсации последствий слепоты. Развивая к
Оллективное мышление, мы устраняем вторичное последствие слепоты, разрываем в
Этом наиболее слабом месте всю цепь, созданную вокруг дефекта, и устраняем саму
Причину недоразвития высших психических функций у слепого ребенка, раскрывая
Перед ним необоз римые и ничем не ограниченные возможности.
4.
Роль коллектива как фактора развития ненормального ребенка нигде с такой
ясностью не выступает на первый план, как в сфере развития глухонемых детей.