Деятельности, в частности вне труда. Величайшим заблуждением Левина является

Противопоставление свободы человеческого действия его мышлению. Мы знаем, что

Свобода воли есть не что иное, как осо знанная необходимость, как господство над

Природой.

В наших исследованиях высших психологических функций мы всегда видели, что

Осмысленное и активное запоминание и внимание-это одно и то же, только взятое с

Разных сторон: что можно с таким же правом, с каким говорят о произвольном

Внимании и логической памяти, говорить о логическом внимании и произвольной

Памяти, что высшие психологические функции суть интеллектуализованные и волевые

Функции в одно и то же время и совершенно в равной мере, что осознание и

Овладение идут рука об руку. Во всем том, чт о составляет одно из самых

Центральных положений нашей теории-в учении о высших психологических

Функциях,-заключено целиком единство динамических смысловых систем. Осознанная

Функция приобретает и иные возможности действия. Осознать-значит в известной

Мере овладеть. Высшим психологическим функциям в такой же мере присуща иная

Интеллектуальная, как и иная аффективная, природа. Все дело в том, что мышление

И аффект представляют части единого целого-человеческого сознания.

Вещи не меняются от того, что мы их мыслим, но аффект и связанные с ним

Функции изменяются в зависимости от того, что они сознаются. Они становятся в

Другое отношение к сознанию и к другому аффекту, и, следовательно, изменяется их

Отношение к целому и его единству. Поэтому, если вернуться к упомянутому нами

Примеру о единстве конкретности мышления, с одной стороны, и тугоподвижности

Динамических систем-с другой, можно сказать, что всякой ступени в развитии

Мышления соответствует своя ступень в разв итии аффекта, или, иначе, всякая

Ступень психологического развития характеризуется особой, присущей ей структурой

Динамических, смысловых систем как целостного и неразложимого единства. Косность

И тугоподвижность динамических систем столь же необходим о исключают возможность

Абстракции и понятий, столь же необходимо приводят к полной связанности

Ситуацией, столь же необходимо обусловливают конкретность, наглядность мышления,

В какой мере конкретность мышления, отсутствие абстракции и понятий

Обусловливают косность и тугоподвижность динамических систем.

Если в реальном ситуационном действии мы наблюдаем подвижность и текучесть

Динамики, то это всегда характеризуется свойством мысли участвовать в процессе

Нашей внешней деятельности. Можно сказать, что участие мысли в деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: