Феноменологическим. Следующий этап по пути развития той или другой научной

Области - установление внутренней связи между явлениями, установление причинной

Зависимости путем расчленения сложных комплексных явлений на элементы и

Воссоздание из элементов всех возможных сочетаний. Отличительные черты этого

Этапа - анализ и изучение динамики процессов, отдельный моменты которых дают

Явления, исследованные ранее статически или феноменологически. Надо сказать, что

Педология, в отличие от медицины, и в чисто описательной области (в медицине она

Нашла свое наиболее яркое выражение в дифференциальное диагнозе болезней)

Находится на чрезвычайно низкой ступени. Перед педологией стоит задача одновре

Менно с усвоением приемов анализа и динамики процессов поднять и описание на

Высшую ступень.

В отношении наследственности и среды следует сказать, что оба эти момента

Также обычно включались в историю развитие ребенка без указания на причину, т.

Е. без подчинения задачам и целям данной истории. Между тем задача

Педологического исследования - представить наследственность как момент детского

Развития, и поэтому изучение наследственности в педология должно идти совершенно

Не тем путем, каким оно идет в медицине, генетике и других областях. Обычно

Педолог интересуется наследственностью исключ ительно с точки зрения патогенных

Этиологических моментов. При этом наблюдается ряд курьезов, которые, к

Сожалению, стали шаблонами практической педологической мысли. В истории

Наследственности указывается, например, что дед и отец исследуемого ребенк а

Страдали алкоголизмом. Педолог привлекает эти данные для объяснения странного

Поведения ребенка, на которого жалуются, что иногда в классе он без всякой

Видимой причины бросается на пол, начинает дурачиться, срывает занятия. Педолог

Рассуждает просто: дед и отец пили, должно же это как-нибудь сказаться на

Поведении ребенка.

Только что приведенный образец использования в педологии учения о

Наследственности не представляет исключения. Он, скорее, типичен для построения

Этой области истории развития и ясно указывает на всю никчемность, бесплодность

И неправильность такого п ути. Допустим, что в данном случае исследователь был

Прав, что алкоголизм отца и деда действительно должен быть привлечен для

Объяснения странностей в поведении их сына и внука. Но какими же бесчисленными

Соединениями, посредствующими звеньями, перехо дами связана причина со

Следствием и до какой степени остается неразрешенной задача исследователя, какая


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: