Области - установление внутренней связи между явлениями, установление причинной
Зависимости путем расчленения сложных комплексных явлений на элементы и
Воссоздание из элементов всех возможных сочетаний. Отличительные черты этого
Этапа - анализ и изучение динамики процессов, отдельный моменты которых дают
Явления, исследованные ранее статически или феноменологически. Надо сказать, что
Педология, в отличие от медицины, и в чисто описательной области (в медицине она
Нашла свое наиболее яркое выражение в дифференциальное диагнозе болезней)
Находится на чрезвычайно низкой ступени. Перед педологией стоит задача одновре
Менно с усвоением приемов анализа и динамики процессов поднять и описание на
Высшую ступень.
В отношении наследственности и среды следует сказать, что оба эти момента
Также обычно включались в историю развитие ребенка без указания на причину, т.
Е. без подчинения задачам и целям данной истории. Между тем задача
Педологического исследования - представить наследственность как момент детского
Развития, и поэтому изучение наследственности в педология должно идти совершенно
Не тем путем, каким оно идет в медицине, генетике и других областях. Обычно
Педолог интересуется наследственностью исключ ительно с точки зрения патогенных
Этиологических моментов. При этом наблюдается ряд курьезов, которые, к
Сожалению, стали шаблонами практической педологической мысли. В истории
Наследственности указывается, например, что дед и отец исследуемого ребенк а
Страдали алкоголизмом. Педолог привлекает эти данные для объяснения странного
Поведения ребенка, на которого жалуются, что иногда в классе он без всякой
Видимой причины бросается на пол, начинает дурачиться, срывает занятия. Педолог
Рассуждает просто: дед и отец пили, должно же это как-нибудь сказаться на
Поведении ребенка.
Только что приведенный образец использования в педологии учения о
Наследственности не представляет исключения. Он, скорее, типичен для построения
Этой области истории развития и ясно указывает на всю никчемность, бесплодность
И неправильность такого п ути. Допустим, что в данном случае исследователь был
Прав, что алкоголизм отца и деда действительно должен быть привлечен для
Объяснения странностей в поведении их сына и внука. Но какими же бесчисленными
Соединениями, посредствующими звеньями, перехо дами связана причина со
Следствием и до какой степени остается неразрешенной задача исследователя, какая