Истории

1. АУТИСТИЧЕСКИЙ УХОД В СЕБЯ. Речь идёт о полном отсутствии контакта с внешней средой, что приводит к состоянию «крайнего аутистического одиночества, которое игнорирует и исключает всё, что приходит к ребёнку от внешнего мира». Создаётся впечатление, что ребёнок не видит предметы или людей и ведёт себя так, точно других не существует; при самых крайних проявлениях ребёнок может казаться абсолютно равнодушным к присутствию или отсутствию своих родителей. Очень часто трудно поймать его взгляд, из-за того, что он активно избегает этого. Аутичный ребёнок нередко демонстрирует страх перед телесным контактом, и даже отказ от него. Любая попытка принудить его к этому влечёт за собой проявления тревоги и агрессивности. Р. Сулейроль, подчёркивает боязнь телесного контакта лицом к лицу, но при этом отмечал, что приближение к ребёнку со спины переживается им как меньшее вторжение и, следовательно, меньшая опасность.

Иногда ребёнок использует часть тела другого человека, как предмет или как продолжение своего собственного тела. И тогда он охотно пользуется рукой другого человека, для того чтобы тот что-нибудь сделал для него.

2. ПОТРЕБНОСТЬ В НЕИЗМЕНЁННОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ОБСТАНОВКИ. Речь идёт о насущной потребности аутичного ребёнка в поддержании стабильности и неизменности его обычного окружения. Даже самые незначительные изменения в его жизненной среде могут стать причиной проявлений тревоги или гнева. Очень часто ребёнок использует особые «ритуалы» для проверки окружающей его обстановки, желая убедиться в её неизменности. Каннер подчёркивал, что некоторые аутичные дети до мельчайших подробностей помнят окружающую обстановку в том виде, в котором она была воспринята ими первоначально.

3. СТЕРЕОТИПИИ. Это движения, которые аутичный ребёнок часто и ритмично повторяет в течение дня. Эти движения, судя по всему, сильно возбуждают его, он испытывает от них заметное удовлетворение, носящее порой эротический характер. Клинические проявления здесь различны, но чаще всего это раскачивание всем телом, стереотипные жесты похлопывания или почёсывания, движения пальцами перед глазами или движения руками, похожие на хлопанье крыльями, а также кружение на месте. У некоторых детей, владеющих речью, наблюдаются словесные стереотипии.

4. НАРУШЕНИЯ РЕЧИ. Присутствует всегда, но могут варьировать в зависимости от возраста и уровня развития. В тех случаях, когда дети владеют речью, она кажется очень необычной и отмечена рядом характерных нарушений. Речь у них имеет очень незначительную коммуникативную ценность. Она отмечена следующими аномалиями:

А) инверсия ме6стоимений: ребёнок говорит о себе во втором или в третьем лице. Он не способен использовать в своей речи местоимение «я» и часто обретает такую способность достаточно поздно;

Б) эхолалический повтор: ребёнок повторяет почти буквально и зачастую с той же интонацией некоторые фразы или фрагменты фраз, слышанных ранее и совершенно в другом контексте. Л. Каннер подчёркивает, что проявления «отсроченной» эхолалии могут придать речи бессвязный и бессмысленный характер. При этом он подчёркивает, что смысл подобных эхолалий может быть понят только в том случае, если удаётся выявить конкретную ситуацию, пережитую ребёнком, в которой данная фраза была услышана им в первый раз. Речь идёт о метафорической замене, смысл которой является личностным для ребёнка, непосредственно связан с ранее пережитым опытом и непостижим для другого человека;

В) использование утвердительной частицы «да» - часто вызывает затруднения. Само утверждение иногда выражается путём повторения поставленного вопроса.

В качестве примера Л. Каннер приводит случай 5-летнего мальчика Пола: «Он не употреблял местоимений первого лица и никогда не ссылался на себя как на Пола. О себе он говорил во 2-ом лице, буквально повторяя то, что ему было сказано ранее. Когда он хотел конфет, то говорил: «Ты хочешь конфеты». Он убирал руку с горячей батареи со словами: «Тебе будет больно». Время от времени он, как попугай, повторял слова, сказанные ему ранее».

Г) Некоторые дети, благодаря своей великолепной вербальной памяти, способны повторять длинные цепочки слов, списки предметов, слова из песен, но при этом не могут пользоваться речью в коммуникативных целях.

Д) Бывает так, что аутичный ребёнок привносит в речь что-то своё собственное, и тогда возникает нечто подобное «неологической речи». Это происходит путём соединения слов по их звучанию или путём сокращения слов. Значение этой речи остаётся идиосинкретическим, понятным только самому ребёнку.

Как правило, нарушения речи аутичного ребёнка вызваны трудностями осознания себя в качестве субъекта собственной речи и использования её таким образом, чтобы она была понятна другому человеку.

Появление речи является важным элементом БЛАГОПРИЯТНОГО ПРОГНОЗА при аутизме.

5. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

1) Люди с ЛЁГКИМ УМСТВЕННЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ - при выполнении теста IQ показывают результат от 50 – 69. К 9 годам дети с лёгким умственным недоразвитием достигают такой степени самостоятельности, какую могут достигнуть взрослые с более тяжёлой степенью умственной отсталости лишь многие годы спустя. Например, эти дети умеют сами одеваться и соблюдать личную гигиену. Предполагается, что они в состоянии строить сложные предложения, общаясь с другими людьми и могут приобрести довольно хорошие навыки для работы. Аутичные люди из этой группы демонстрируют самые разнообразные навыки. У некоторых детей отдельные навыки развиваются настолько сильно, что в последствии они смогут этим зарабатывать себе на жизнь. Подобные навыки аутичных детей называют «ОСТРОВКАМИ ИНТЕЛЛЕКТА». Однако даже самый лучший навык, всё-таки ниже ожидаемого уровня для его возрастной группы: это всего лишь та область, про которую можно сказать, что она менее серьёзно нарушена, чем другие. Всё вместе это даёт нам очень неравномерное развитие, очень противоречивую картину, которая характерна для детей, страдающих аутизмом.

ОДНАКО вследствие серьёзных языковых нарушений мало кто из аутистов достигает такого высокого функционального уровня. Большинство аутичных детей имеет умеренную или тяжёлую степень умственной отсталости.

2 ) Люди, имеющие УМЕНЕННУЮ СТЕПЕНЬ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ - при выполнении теста показывают результат от 35 – 49. Адаптационное поведение взрослых людей с умеренной умственной отсталостью может включать в себя следующие навыки: самостоятельно есть, принимать ванну и одеваться, умение поддержать несложный разговор и довольно ограниченные навыки чтения. Профессиональные навыки также примитивны и представляют собой установленный порядок действий. Дети с такими интеллектуальными способностями в школе считаются «поддающимися обучению», но только небольшая группа этих детей в будущем сможет жить самостоятельно.

3 ) При ТЯЖЁЛОЙ СТЕПЕНИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ - результаты теста IQ будут в диапазане 20 – 34. Предполагается, что люди с такой степенью умственной отсталости самостоятельно функционировать смогут лишь в очень ограниченной степени, например, они могут самостоятельно умываться и выполнять простые поручения. Социальные навыки и навыки общения крайне ограничены, а профессиональная деятельность возможна только при сопровождении.

4) Люди, чей результат тестаIQ оказался ниже 19, считаются ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ. Нарушения настолько серьёзны, что они будут абсолютно несамостоятельными практически во всех областях деятельности.

6. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. При чистых формах аутизма физическое развитие, как правило, остаётся в норме, но всё-таки в 15 – 20 % случаев отмечаются эпилептические припадки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: