В. 3 структура дефекта при РДА

В этой области не может быть типичных случаев; все люди с аутизмом имеют свою индивидуальность и различия превалируют над сходными чертами. Все люди, которым был поставлен диагноз аутизма, имеют сложные симптомы во всех областях социальных, коммуникативных и поведенческих нарушений.

В соответствии с традиционной точкой зрения, при аутизме присутствует ТРИАДА: СОЦИАЛЬНЫЕ, КОММУНИКАТИВНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ

1. НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ.

А) ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ.

У некоторых детей с аутизмом может быть нарушено развитие гуления: оно может полностью отсутствовать, быть монотонным или появляться только для некоммуникационных целей. Однако многие родители детей с аутизмом говорят, что в этом отношении развитие их ребёнка не имело отклонений.

Тогда как многим детям с нормальным развитием в возрасте 8 – 12 месяцев нравится, когда на них обращают внимание, они радуются участию в игре в прятки, дети же с аутизмом не заинтересованы в такой деятельности. В большем числе случаев в течение первых лет жизни у них не развиваются указывающие жесты.

Многие родители говорят, что дети не обращают внимание, когда их называют по имени или пытаются привлечь его внимание другими способами. Дети могут «изображать глухих», однако это не должно пониматься как решительный отказ ребёнка отвечать. Иногда у ребёнка проявляется быстрая реакция на речь, определённые звуки и другие стимулы. В других же случаях те же самые стимулы совершенно не привлекают его внимание. Это выглядит как «феномен включения - выключения», при котором ответная реакция Н.С. либо включена, либо выключена.

В других случаях ребёнок с аутизмом не способен выделять важную информацию из общего «шума» (на заднем плане), если только его внимание не было уже перенесено на себя, на внутреннюю обработку этой информации.

Некоторые дети с аутизмом гиперактивны, начиная с первых месяцев жизни, другие - чрезмерно гипоактивны. Стили коммуникации этих двух групп внешне могут очень отличаться друг от друга. Гиперактивный ребёнок может показаться более коммуникативным. С другой стороны, гипоактивный ребёнок может рассматриваться как «имеющий меньшее количество проблем» и, таким образом, может не восприниматься как больной, даже при значительных нарушениях в развитии.

Б) ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

В течение второго года жизни большинство детей начинают использовать слова, которые понимают люди, не входящие в состав семьи. Только в случае, когда у ребёнка с аутизмом речь развивается не по обычному пути, родители осознают серьёзное нарушение. Многие дети с аутизмом осваивают от 5 – 10 (иногда более) одиночных слов (включая слова, обозначающие понятия «сильных стимулов», такие как «больница», «пожарная машина», «собака» и тд.), произносят их в течение короткого времени, а затем прекращают их использование. Это часто является знаком того, что в основном нарушена не речь, а способность ребёнка улавливать значение используемого в общении языка: ребёнок способен говорить и овладеть некоторыми навыками языка, но повторение слов вне контекста не ведёт к действительному прогрессу, и ребёнок перестаёт употреблять эти слова, т.к. не может понять причину их использования.

Многие дети с аутизмом после этой стадии остаются неговорящими. Небольшое число детей никогда не овладевает разговорным языком. Около половины детей, которым когда-либо был поставлен диагноз аутизма (за исключением синдрома Аспергера), никогда не овладевают ни одним из разговорных языков и в практической деятельности остаются неговорящими.

Другая половина детей после появления у них признаков отставания в развитии речи в течение первых от 2,5 до 4, 5, 6 лет жизни начинает механически повторять то, что слышит от других людей. Здоровые дети при развитии разговорной речи также проходят через стадии эхолалической речи. Однако они применяют «чистую» эхолалию в целях коммуникации. Здоровые дети отличаются от больных аутизмом тем, что у последних эхолалия остаётся в течение месяцев и даже лет. Также часто встречается и ПАЛИЛАЛИЯ. Это слово используется для описания феномена постоянного повторения слов и предложений (которые часто даже не имеют значения и произносятся шёпотом).

Дети с аутизмом часто изменяют личные местоимения, используя «Вы» вместо «я», «она» вместо «он», «мы» вместо «ты» и т.д. Это обычно является следствием эхолалии. Например, мама спрашивает: «Ты голоден?», и ребёнок отвечает: «Ты голоден?»; мама затем просит: «Не задавай вопрос, а скажи, что ты голоден». Ребёнок осознаёт, что это предложение временно связывается с чувством голода, и когда он снова хочет кушать, то будет использовать фразу «Ты голоден».

Основным нарушением общения при аутизме (как и в любом виде социальных нарушений) является недостаток взаимности и неспособность в действительности понять значение использования языка в качестве передачи коммуникативной информации от одного человека к другому. Действительное понимание разговорного языка становится в значительной степени нарушенным, даже в случае когда понимание отдельных слов не страдает.

Многие люди с аутизмом отлично понимают отдельные слова (особенно существительные и глаголы, описывающие предметы и действия, которые можно увидеть или услышать в окружающем мире) и в то же время не могут понять те же слова в контексте.

У ребёнка может быть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: