Этапы формирования технологическихзнаний и умений | 1 этап формирование первоначальных знаний и умений | 2 этап развитие и совершенствование знаний и умений | 3 этап формирование высокоразвитых умений |
Основная цель | качество и точность | скорость | творчество |
Основные задачи | правильное и точное воспроизводство технологической последовательности | самостоятельность, умение сравнивать и анализировать технологические последовательности разных обработок одного и того же вида | выбор наиболее эффективной последовательности обработки, самостоятельная разработка технологической последовательности |
Деятельность по применению знаний, умений и навыков | репродуктивная | самостоятельная в знакомых и незнакомых ситуациях | созидательная |
Психологическая структура деятельности | осознание цели, отчетливое понимание того, как надо выполнять действие, но неточное, неустойчивое его выполнение, несмотря на интенсивную концентрацию произвольного внимания; множество лишних движений | повышение качества выполнения действия при ослабевающем произвольном внимании и появление возможности его распределения; устранение лишних движений; действие выполняется уверенно и быстро | точное, устойчивое выполнение действия; творческое использование знаний, умений и навыков для выбора способов достижения цели |
Количество обработок | 1-3 | 3-5 | 5-7 |
Вид письменных инструкций | инструкционно-технологические карты (подробные) | инструкционно-технологические (сокращенные) технологические карты, опорные конспекты | технологические карты (краткие) |
Формы письменных инструкций | таблица | комплексные, нетрадиционные | графическая модель |
Результаты формирования | первоначальные умения | частично умелая деятельность | умелая деятельность |
При переходе от этапа к этапу меняется вид используемых письменных инструкций. На 1 этапе - самый подробный, дающий максимальное количество информации –инструкционно-технологические карты. На 2 этапе - мы рекомендуем применять сокращенные инструкционно-технологические карты и технологическое карты. И на 3 этапе - краткие записи в виде технологических карт, учебные алгоритмы.
|
|
Особое внимание обращаем на изменение форм письменного инструктирования. Каждый условно выделенный этап формирования технологических способностей характеризуется своими целями и задачами, постепенно и последовательно усложняющимися при переходе от этапа к этапу и включающие в себя все предыдущие. Для эффективного решения поставленных задач предлагаем использовать разработанные нами формы письменного инструктирования следующим образом:
|
|
1 этап (основные задачи - правильное и точное воспроизводство технологической последовательности) - подробная табличная форма, включающая в себя: последовательность выполнения, название операции, вид работ, рисунок в разрезе, технические условия, номер машинной строчки, условия контроля.
2 этап (основные задачи - самостоятельность, умение сравнивать и анализировать технологические последовательности разных обработок одного и того же вида) - сокращенная табличная форма, в которой используются условные обозначения и опорные сигналы. Очень эффективной формой письменного инструктирования на этом этапе являются предлагаемые нами комплексные карты, которые могут быть и в виде инструкционно-технологических и технологических. На этом же этапе положительные результаты дает активизация учебно-познавательной деятельности, вызванная демонстрацией нетрадиционных форм письменного инструктирования.
3 этап - основные задачи - выбор наиболее эффективной последовательности обработки, самостоятельная разработка технологической последовательности. Решить эту задачу позволяет применение письменного инструктирования в форме графической модели, т.к. данная форма дает возможность увидеть взаимосвязи между операциями, выделить наличие операций по заготовке, которые могут выполняться параллельно и по сборке, которые выполняются только в строго определенной последовательности. В итоге, использование графической модели позволяет при выполнении обработки рационально сочетать операции по видам работ, оптимально использовать рабочее место и инструменты, экономить время обработки, уменьшая количество переходов и сокращая затраты времени на подготовку к работе оборудования. То есть именно эта форма заставляет творчески использовать имеющиеся знания и умения при выборе наиболее эффективной последовательности обработки.