· Нет возможности обработать трудовые приемы и операции, что снижает качество изготавливаемых изделий;
· Данная система не позволяет вооружить учащихся технологическими знаниями, умениями и навыками в полном объеме;
· При ее использовании не соблюдаются основные принципы дидактики (нет перехода от простого к сложному, нет теоретического обучения).
ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Развитие промышленности и связанное с ним разделение труда обусловило появление операционной системы. Данная система была разработана в 1868 г. в Московском техническом училище инженером Д.К. Советкиным. Система получила широкое распространение не только в нашей стране, но и за рубежом, где она получила название «русской системы».
Сущность системы заключается в том, что за главный объект изучения взята отдельная операция. Ученики отрабатывали трудовые операции в порядке возрастающей сложности, благодаря этому получали представление, что процесс изготовления любого изделия состоит в основном из одних и тех же операций. Разница лишь в последовательности их применения.
|
|
Достоинства:
· Операционная система не ограничивалась изготовлением отдельных изделий, а вооружала универсальными знаниями и умениями, которые позволяют выполнять разнообразные виды работ;
· Наличие систематических упражнений по рациональному осуществлению каждой операции дает возможность сформировать прочные и устойчивые трудовые знания, умения и навыки;
· Позволяет построить процесс обучения на основе последнего перехода от простых операций к более сложным.
Недостатки:
· Отрабатывая операции, учащиеся длительное время не видят конкретных результатов своего труда - это снижает интерес;
· При обучении операциям бесполезно расходуются материалы и заготовки, выполняются предметы, не имеющие потребительской ценности;
· Обучение многочисленным операциям без их применения в процессе изготовления полезной продукции приводит к потере некоторых умений и навыков в выполнении изученных операций;
· Обучение по операционной системе отрывает выполнение операции от выполнения целостной работы, не предусматривает формирование умений организации и рационального планирования последовательности операций.
ОПЕРАЦИОННО – ПРЕДМЕТНАЯ СИСТЕМА