Задание 11. Обсудите с ребятами последовательно каждую ситуацию, изображенную на рисунках: что произошло между героями?
Обратите внимание на схематические рисунки, изображающие разные эмоциональные состояния (удовольствие, радость, гнев, плач). Какое выражение лица будет у героев, если они поссорятся? Если помирятся? Пусть дети обведут красным карандашом выражения, соответствующие примирению, а синим — соответствующие ссоре.
Тренинг
Выберите двоих детей. Предложите им разыграть (путем диалога) первую ситуацию. Распределите роли: один ребенок — «девочка на качелях», другой — «девочка, пытающаяся ее столкнуть». Что скажут друг другу девочки, чтобы помириться? А теперь представим себе, что они поссорились — как они поговорили бы в этом случае?
Аналогичным образом разыграйте другие ситуации.
Такое занятие лучше проводить с подгруппой детей (до 12 человек). В этом случае все принимают активное участие.
Диалог могут сочинять двое, а третий при этом находит соответствующее изображение в кружочках, обозначающее гнев, радость, улыбку в ответ на соответствующие высказывания сверстников.
Можно также одну и ту же ситуацию проиграть не один раз. Разными исполнителями и соответственно с другим текстом диалога. При этом задайте вопросы. А как еще можно договориться, чтобы не поссориться? А как можно поссориться по-другому?
Используйте подобный тренинг при возникновении реальной проблемной ситуации в группе. Заметив начинающуюся ссору, предложите детям провести диалог, после которого они помирятся.
Пословицы и поговорки
• Всякая ссора красна миром.
• Где любовь да совет, там и горя нет.
• Говори, да не спорь, а хоть спорь, да не вздорь.
• Друга ищи, а найдешь — береги.
• Других не суди — на себя погляди.
• Добрые слова дороже богатства.
Тема 36
Одежда и здоровье
Цель. Ребенок должен узнать, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться.
Материал. Цветные карандаши (фломастеры), ножницы, тетрадь 3.
Организуйте беседу
Вводную беседу можно начать с обсуждения с детьми характерных особенностей профессиональной одежды, например рыбаков, пожарных. Затем рассказать об основном назначении одежды человека в зависимости от времени года, его занятий в данное время (спорт, прогулка, отдых).
Работа с рабочей тетрадью (тетрадь 3)
Задание 12. Попросите детей соединить на рисунке одной непрерывной линией пейзаж и соответствующую ему одежду или деталь туалета.