В 1908 году вся семья уехала из Варшавы и воссоединилась с папой Джекобом в Денвере. Когда восемью годами позже родилась Рут (ее матери тогда было 40), у Моско насчитывалось 10 детей в возрасте от 20 (сестра Сара) до крошки Рут. Хрупкая миссис Моско перенесла заболевание желчного пузыря, и сознательная Сара, недавно вышедшая замуж, принесла крошку Рут в свой дом и взяла на себя роль ее матери. Рут никогда снова не жила со своими родителями. Хотя она нежно любила их, она часто говорила, что из-за своего возраста они казались ей скорее бабушкой и дедушкой.
Для некоторых детей жизнь отдельно от биологических родителей может быть ужасной травмой, вызывающей чувства заброшенности и потери. Но Рут повезло с заботливой сестрой. Она не только изливала на нее любовь, но служила образцом для подражания как трудолюбивая женщина. Сара и ее муж открыли аптеку с продажей содовой воды. Сара — движущая сила бизнеса — занималась маркетингом, продажами и бухгалтерским учетом. Именно в этом розничном заведении 10-летняя Рут работала каждый день после школы как кассир, официантка и продавщица содовой. Рут с нежностью вспоминает свою сестру: «Моя старшая сестра — лидер в мире бизнеса. Она помогла мне поверить, что я тоже могу делать это».4
Хэндлер любила работать: «Я просто предпочитала работу игре с другими детьми. Я никогда не заводила интенсивной дружбы, вокруг которой большинство детей строит свое детство». Можно предположить, что работа представляла благодарное подражание младшей сестрой любимой старшей сестры. Но вне зависимости от причины, с раннего возраста Хэндлер чувствовала себя комфортно в общении и продаже товара клиентам, а это необходимое условие успеха в любом бизнесе. Что еще важнее, она чувствовала себя комфортно в общении и разговоре с мужчинами.
Еще совсем юной девушкой она познакомилась с Эллиотом Хэндлером, студентом Денверского художественного института, еврейским иммигрантом во втором поколении. В 1938 году они поженились и обосновались в Лос-Анджелесе, где Рут работала секретарем в «Парамаунт пикчерс». Эллиот отказался от надежд, связанных с карьерой художника, и начал заниматься — в помещении над китайской прачечной — изготовлением сувениров ручной работы, подставками для книг, подсвечниками и подносами. Рут продавала его замечательно сделанные товары. Это скромное коммерческое начало стало прообразом успешного делового метода Хэндлеров. Эллиот будет разрабатывать и изготовлять продукцию, а Рут продавать ее. Это оказался и брачный, и коммерческий союз.
Первые шаги в игрушечном бизнесе: «У меня будет своя карьера!»
Перед Второй мировой войной игрушечная промышленность Соединенных Штатов была простым бизнесом, главным образом, но не исключительно состоявшим из отдельных продуктов. Вот примеры некоторых из наиболее известных классических американских игрушек: медвежонок Тэдди, появившийся в 1902 году; конструкторы «Эректор» (Erector), выпускавшиеся «А. С. Гильберт компани» с 1913 года; куклы Рэджиди Энн и Энди, созданные художником Джоном Груэллом в 1915 году; Линкольн Логе, изобретение Джона Ллойда Райта (сына известного архитектора Фрэнка), 1916 год; «йо-йо», обнаруженный Дональдом Данканом в 1931 году на углу одной из улиц Лос-Анджелеса; поезда «Лайонел», появившиеся в 1933 году; поезда «Америкен флайер», впервые представленные «А. С. Гильберт компани» в середине 30-х годов; и большое количество разных кукол от множества производителей.
В послевоенный период появились новые широко распространившиеся игрушки — единственный продукт их изготовителя — «Слинки» в 1945; и «Лего», «Силли патти», и «Картофельная голова» в 1958 году. Появление пластмассы как основного материала, используемого для производства игрушек, и введение процесса литьевого прессования революционизирует всю промышленность, навсегда преобразует рынок небольших компаний, выпускающих единственное изделие, в рынок огромных игрушечных конгломератов. С появлением гибких пластмасс и новых технологических процессов рукотворные игрушки стали пережитком прошлого. Ключом к успеху стала бесконечная штамповка одной формы за другой и пластмассовые многоцветные кирпичи «Лего» прекрасно это иллюстрируют.
В 1944 году Эллиот начал поделывать некоторые игрушки, включая деревянную мебель для кукольных домиков, которая сначала появилась в сети магазинов женской одежды. Рут была достаточно умна, чтобы понять: кукольные домики надо продавать в специализированных отделах игрушек, а не в магазинах одежды. В том же году она на поезде отправилась через всю страну в паломничество в Мекку игрушечной торговли, знаменитый «Дом игрушки» (Toy Building) на Пятой авеню в Нью-Йорке.
Это путешествие Рут Хэндлер, жены и матери 3-летней дочери, в конечном счете катапультирует маленькую компанию в страну многомиллионодолларовых балансовых отчетов. Много лет позже даст поколениям женщин настоящего чемпиона их пола: женщину, которая смогла процветать в деловой среде, где доминировали мужчины. Хотя эта поездка не имела такого исторического революционного значения, как приезд Ленина на Финляндский вокзал, это был смелый, инновационный и радикальный поступок. Голосом, который, вероятно, был слышен только собственной душе Хэндлер, трубил: «Я сломаю традицию. У меня будет своя карьера!»
Вероятно, в 1944 году никакая другая женщина в Америке не предполагала, что в жизни она станет главным руководителем расцветающего коммерческого предприятия. Даже имея двух детей (сын родился в том же году), Хэндлер не верила, что место женщины в доме. Как она позднее вспоминала, «дома я немного теряюсь, я просто не так эффективна». Но более определенно она заявила: «Можно было подождать, пока не вырастут дети, и потом возвращаться на работу, но эта перспектива меня тревожила. Что, если к тому времени я потеряю свою искру, свою амбицию, свою силу убеждения?»5
По сравнению с другими женщинами ее поколения Хэнддер была сделана из другого материала. Она, пожалуй, могла быть одним из первых американских прототипов «суперженщины», этаким кружащимся в бесконечном движении дервишем, сочетающим в себе мать, жену и карьериста. Эмоциональное напряжение глубочайших чувств, разрывавшее ее между детьми и карьерой, повредило ее отношениям с дочерью. Хэндлер позднее назовет одну из глав своей автобиографии «Хорошая мать/плохая мать».
В конце 40-х годов Хэндлер быстро усвоила основы игрушечного бизнеса в том виде, в котором он существовал в те первые годы после Второй мировой войны. Она и Эллиот понимали, что военнослужащие возвращались домой, чтобы жениться и начать семейную жизнь. Игрушечный бизнес — еще не находившийся во власти больших корпораций — давал предпринимателям (и евреям) шанс делать деньги при условии, если они могли найти для рынка уникальные изделия. Хэндлеры располагали творческим и художественным гением Эллиота, который всегда находился в авангарде дизайна игрушек. А то, что Эллиот мог делать, Рут могла продавать.
В 1947 году «Мэттел» представила «юкадудл», музыкальный инструмент, пытавшийся использовать интерес публики, вызванный игрой телеведущего Артура Годфрейса на гавайской гитаре. Через несколько лет компания стала продавать маленькое игрушечное фортепиано с черно-белыми клавишами и настоящими звукорядами. Эти два инструмента и другие игрушки представляли линию музыкальных продуктов «Мэттел», объем продаж которых к 1952 году достигнет 20 миллионов долларов. Хэндлеры сознавали, что игрушечный бизнес, чтобы зажигать интерес покупателя и потребителя, каждый год нуждается в новых концепциях. Поэтому они неоднократно использовали идею музыкальной игрушки, создав целую продуктовую линию подобных изделий: поварской фургончик, игравший «О, Сюзанна»; колыбельку, игравшую колыбельную, и чертик из табакерки, скрипевший «вот выскакивает проныра».
В течение 50-х годов дела Хэндлеров шли очень хорошо. Продажи росли, и прибыль была высокой. «Мэттел» заняла место третьей по величине компании по производству игрушек в мире. Семья переехала в красивый дом в фешенебельной западной части Лос-Анджелеса и наняла постоянно живущую прислугу, выполняющую все домашние хозяйственные работы (чего сама Рут не переваривала).
Летом 1956 года Хэндл еры отправились в шестинедельную деловую и развлекательную поездку в Европу, взяв с собой детей. Имена детей — на случай, если вы не знали или до сих пор не догадались, — Барби и Кен.
Открытие Барби
В маленьком магазинчике в Люцерне (Швейцария) Рут Хэнд-лер обнаружила набор кукол Лилли немецкого производства, 11 дюймов высотой, выглядевших по-взрослому и одетых в различные лыжные костюмы. Лилли имела волосы, выглядевшие натуральными, и демонстрировала анатомически совершенное тело. Куклу создали по мотивам популярного европейского комикса под тем же названием. Говорили, что ее гибкую фигуру скопировали с сексуальной кошечки Бриджитт Бардо. Впрочем, один факт очевиден: кукла Лилли совершенно не походила на ангелолицые, пухлые, плоскогрудые, толстобедрые куклы малышей, которые маленькие девочки могли использовать, чтобы играть, представляя себя мамой.
Кто знает, сколько тысяч американских женщин успели разглядеть Лилли или сколько людей привезли эту куклу в Штаты? Потребовались опытные профессиональные глаза Рут Хэндл ер, чтобы понять, что Лилли имела огромный коммерческий потенциал. Но это лишь одна часть истории. Видите ли, Хэндлер с надеждой ожидала Лилли в течение семи лет. Как она писала, «у нее были грудь, маленькая талия, длинные, суженные ноги, которые я с энтузиазмом описывала все эти годы».6
Еще в 1950 году ее дочь Барбара, тогда ей было 9, начала играть с вырезанными из бумаги куклами. Хэндлер удивилась, что ее дочь предпочла одномерные вырезки реальным, пухлым куколкам. Поведение ребенка при игре с куклами привлекло внимание ее матери. Барбара придумывала жизни и карьеры бумажных персонажей, изображавших взрослых женщин и мужчин; воображала взрослое будущее для своих бумажных созданий: стюардессы, секретаря или студентки колледжа. Для Хэндлер игры ее дочери говорили о возможности создания нового продукта «Мэттел»: «Я поняла, если мы могли бы создать объемную версию бумажных кукол, изображавших взрослых, мы удовлетворили бы очень важную игровую потребность».
В начале 50-х годов Хэндлер представила идею трехмерной взрослой куклы. Команда дизайнеров «Мэттел» (все они были мужчинами) безоговорочно отвергла ее. Они упорно утверждали, что маленькие американские девочки хотели только подражать своим мамам и играть с куклами-младенцами. Было это в годы Эйзенхауэра, а кто слушал тогда немногих женщин в бизнесе? Даже Эллиот, обычно теплый и благосклонный, был занят созданием говорящей куклы «Болтушка Кэти».
В Люцерне Хэндлер купила три куклы Лилли, одетых в разные лыжные костюмы. Теперь мужчинам-дизайнерам в Лос-Анджелесе придется иметь дело с реальной моделью ее идеи взрослой куклы. Теперь им пришлось бы рисковать, отклоняя модель, которую держит в руке их могущественный босс.
Хэндлер интуитивно понимала, Лилли должна пройти некоторую американизацию, прежде чем ее можно будет продавать в Штатах. Во-первых, она видела, что тело Лилли слишком сексуально для консервативного американского рынка. Она слегка сгладила изгибы тела и уменьшила размер груди кукол, но все равно настаивала, чтобы новая кукла фигурой напоминала молоденькую девушку.
С самого начала стадии исследований и разработки проекту требовалось имя. Для Хэндлер существовал только один вариант: Барби, имя ее дочери. В конце концов, именно 9-летняя Барбара играла с той бумажной куклой и первая вдохновила проект.
Многие из тех ранних решений о создании Барби — результат использования доступного материала, а не сознательного желания создать совершенно изваянную красавицу. Фактически Хэндлер беспокоилась, как слишком привлекательная Барби может повлиять на молодых девочек: «Я волновалась, что, если Барби будет слишком очаровательной, маленькие девочки не смогут себя с нею идентифицировать». Это заботливое предчувствие окажется ложным: маленькие девочки полюбили форму и внешний вид куклы.
Интуиция Хэндлер оказалась неоценимой и в том, что касалось внешнего вида и одеяния первой Барби. Она наняла парикмахера, чтобы поэкспериментировать с прическами. В результате получился теперь знаменитый «конский хвостик» блондинки. Она наняла модельера придумать полный гардероб. В результате получилась высококачественная одежда, которой никогда прежде на любой другой игрушечной кукле не встречалось. Платья Барби были с подшитыми подолами, застежками-молниями, вытачками для бюста, кнопками и петлицами.
В 1959 году, после трех лет экспериментирования, японскому производителю игрушек компании «Кокусай боэки» был дан зеленый свет на начало выпуска первых Барби. Первая маленькая партия, присланная в «Мэттел», оказалась совершенной во всех отношениях: белобрысый «конский хвостик» выглядел реальным, потому что волосы корнями уходили в голову, а красиво сделанный черно-белый купальный костюм казался готовым для демонстрации на парижском подиуме. Бросалась в глаза только одна маленькая промашка — куклы имели восточный разрез глаз!
Первая неудача:
сопротивление на рынке со стороны оптовиков
Исправив проблему с глазами Барби, Хэндлеры стали готовиться к презентации куклы на ярмарке игрушек в 1959 году в Нью-Йорке, привлекшей 1.600 изготовителей и более 15.000 оптовых покупателей. Каждая ежегодная ярмарка игрушек подобна ночной премьере новой бродвейской пьесы. Если покупателям нравилось то, что они видели, и они давали хорошие отзывы, заказы так и сыпались. Но если оптовикам не нравилась новая игрушка и они опускали большие пальцы вниз, это означало катастрофу. Изготовители создавали огромные складские запасы, основанные на прогнозах накануне ярмарки, стремясь удовлетворить ожидаемый высокий спрос.
Готовясь к ярмарке игрушек, Хэндлеры были полны энтузиазма, особенно Рут. Барби была ее идеей. Она настояла, чтобы
игрушку назвали не просто «Барби», а «Барби, девушка-модель». У Хэндлеров было две причины принять такое решение: Барби должна была предлагаться с обширным гардеробом одежды (продаваемым отдельно), что должно обеспечивать дополнительные доходы (вспомните музыкальные игрушки «Мэт-тел»); Барби могла иметь карьеру. Хэндлер хотела дать девочкам куклу, поощряющую мечты о взрослой жизни.
Хэндлер настолько верила в успех куклы, что распорядилась увеличить производство на японской фабрике, ожидая, что первоначальные заказы, принятые на ярмарке, позволят в первый же год продать 1 миллион кукол и 2 миллиона комплектов одежды. Но Хэндлер уперлась в каменную стену сопротивления со стороны мужчин-покупателей. Почти все до единого сказали примерно следующее: «Рут, с этой куклой вы здорово пролетели. Маленькие девочки хотят миленьких, приятных куколок. Они все хотят представлять себя мамами».
Реакция Хэндлер — матери и карьерной женщины — противоречила этому узколобому мужскому восприятию. Она ответила: «Нет, маленькие девочки хотят представлять себя большими девочками». Но она не смогла убедить достаточно людей согласиться с идеей этой радикальной куклы-игрушки. Существовала проблема и половой сексуальности Барби, что усиливало дурные предчувствия покупателей-мужчин: какая приличная американская мать купит своей дочери куклу с грудями?
Хэндлер так вспоминает тот первый вечер на ярмарке: «Я вернулась в гостиницу и с горя разрыдалась. Мою малышку отвергли».7 Слезы Хэндлер долго не продлились. В первый же год «Барби, девушка-модель» пошла нарасхват — да что там, полетела — с полок магазинов. Магазины не успевали пополнять свои запасы. «Мэттел» потребуется три года, чтобы догнать расцветающий спрос со стороны потребителей.
Первый успех: головокружительные продажи
В 1964 году, через пять лет после ярмарки игрушек 1959 года, чистые продажи «Мэттел» достигли 96 миллионов долл., в то время как в 1957 году — до Барби — они составляли 9 миллионов долл. Через четыре года после того, как в 1960 году компа-
ния стала общественной корпорацией, Хэндлеры стоили 44 миллиона долл. на бумаге. Но Рут Хэндлер могла указать и на другую статистику, говорящую о еще более значительном успехе: с 1957 по 1963 гг. продажи «Мэттел» увеличились в 20 раз, в то время как продажи всей игрушечной промышленности только лишь удвоились. Барби оказалась золотой жилой, дающей «блондинистое» золото, которому конца не было видно.
Коммерческий гений Хэндлер проявлялся все яснее с появлением каждого нового члена «семьи» Барби. Барби не только обзаведется вполне определенным, но практически неограниченным гардеробом. У нее появятся родные братья, сестры, кузены, друзья и домашние животные, причем у каждого будет свое собственное имя и облик. В 1961 году первым появился ее друг Кен с характерной выпуклостью в области паха; в 1963 году — Мидж, лучшая подруга Барби. Как же Барби и Кен могли продолжать общаться с одинокой Мидж? Отсюда Аллан, ухажер Мидж, в 1964 году. Дэнсер, пони Барби, возник в 1971 году, а за ним прискакали другие пони, Даллас и Дикси, и их жеребенок Миднайт.
Игрушечная промышленность никогда не видела такого быстрого распространения продуктов и костюмов, связанных с одной игрушкой. Барби стала центром колоссальной системы розничных продаж, от которой лучами отходили ее братья, сестры, друзья, кузены и домашние животные. Причем многие из этих игрушек сами начинали плодить своих собственных друзей и животных. В конечном счете, американские девочки в возрасте от 3 до 10 лет стали иметь в среднем по восемь игрушек Барби.
Но что было важно для Хэндлер, Барби сама развивалась, осваивая одну карьеру за другой. Следующие три Барби, представленные в 1961 году, были балериной, медсестрой и стюардессой «Америкен эрлайнз». В 60-е годы, по мере того, как женщины начали медленный процесс проникновения на руководящие посты в бизнесе и других областях, Барби становится астронавтом, модельером и учительницей. В 1973 году хирург Барби станет первой сделанной в Америке куклой женского пола с докторской степенью.
Никто не может оценить тот рост уверенности в собственных силах, которую давала маленьким девочкам игра с Барби в различные профессии по их выбору. Никакая другая кукла, кроме
Барби, не позволяла погрузиться в мир взрослых. Хэндлер, сама убежденный карьерист, говорила: «Вся моя философия в том, что через куклу маленькая девочка могла быть кем угодно, кем бы она ни захотела». Именно в этом девиз Рут Хэндлер.
Начало крушения: потеря контроля над предприятием
Десятилетие расцвета 60-х годов сопровождалось стремительным ростом доходов «Мэттел». Продажи достигли 100 миллионов долл. в 1966 году и 200 миллионов долл. в 1969 году. Рыночная доля компании составляла 12 процентов всего двухмиллиардного игрушечного рынка, большей частью за счет опережающего роста Барби. Хэндлеры наняли дипломированных управленцев, бухгалтеров и художников-дизайнеров, чтобы использовать потенциал роста компании.
Финансовые показатели все росли, а наличные резервы переливались через край. В 1967 году компания наняла на должность вице-президента по финансам известного специалиста по поглощениям компаний. Одно лишь это назначение прозвучало для Уолл-стрита сигналом, что компания «Мэттел» созрела, чтобы стать большим игроком через диверсификацию. В ответ на эту новость цена акций компании значительно повысилась. Но это событие стало предвестником крушения гегемонии Хэндлеров в «Мэттел» и последующего прохождения Рут через мучительное судилище. Впредь и навсегда в «Мэттел» будут заправлять руководители-чиновники, ориентированные на максимизацию активов акционеров. Больше не будет семейного игрушечного бизнеса Эллиота и Рут Хэндлер.
Работа по приобретению других компаний в ориентированных на молодежь отраслях началась всерьез. Всего за несколько лет «Мэттел» купила «Метафрэйм» (товары для домашних животных), «Турко» (оборудование для детских площадок) и «Одно магнетике» (звуковые пленки и кассеты). С каждым новым приобретением руководящая роль Хэндлеров отходила все дальше на задний план — они не могли удерживать в руках так много кусков пирога, многие из которых относились к отраслям, весьма далеким от основной игрушечной ориентации «Мэттел».
Как бы желая напомнить себе о веселье, связанном с игрушечным бизнесом, Хэндлеры решили, чтобы «Мэттел» приобрела цирк «Ринглинг бразерс Барнум энд Бэйли Сёркёс». Рут Хэндлер была в восторге от слияния компаний и заявила: «Ринглинг бразерс» вписывается в наши планы в отношении «Мэттел», имеющие целью расширить деятельность на области поставки продуктов и развлечений семейного и молодежного характера».8 Приобретение цирка стало высшей точкой корпоративного господства Рут Хэндлер. Дочь бедных польских иммигрантов купила самый узнаваемый и излюбленный символ американского развлечения.
В 1971 году состоялись переговоры о слиянии «Мэттел» с «Кинни корпорэйшн» (тогда она возглавлялась ныне покойным Стивом Россом), владевшей киностудией «Уорнер бра-зерз». На бумаге это выглядело как хорошее соединение. Но Хэндлер оставит президентство в игрушечной компании, в то время как ее гений по финансовым приобретениям (которого она не любила и которому не доверяла) в конечном счете станет главным управляющим нового конгломерата. Хэндлер оскорбилась. «Нет, так дело не пойдет. Я никогда на это не соглашусь. Я никогда не допущу, чтобы мужчина говорил мне, что делать».
Между тем Хэндлер не видела очевидного. «Мэтгел» больше не была интимной семейной компанией, где Хэндлеры всех знали по имени. Уолл-стрит решил, что Хэндлеры не обладают достаточной деловой сметкой, чтобы управлять большой компанией, котируемой на Нью-Йоркской фондовой бирже. И повседневные, и стратегические решения теперь принимались другими руководящими работниками «Мэттел» с громкими титулами и высоким жалованьем. Эллиота пока еще считали ценным активом из-за его дизайнерских способностей, но Рут при принятии важных решений обходили. Она стала номинальной главой, забытой фигурой, чья лучшая работа — Барби — в далеком прошлом.
Обвинения в финансовых злоупотреблениях и манипуляциях акциями
Дженис Ли, исполнительный вице-президент «Кахутс», интернетовской компании, занимающейся рекламой и изучением общественного мнения, так вспоминает тот роковой день 1975 года, когда была одним из руководящих работников компании «Клэарол» в Нью-Йорке: «Я раскрыла номер «Нью-Йорк тайме» и увидела заголовок. Мой идол Рут Хэндлер из «Мэттел» обвинялась в манипулировании акциями. Никто не мог поверить этому. Я слышала ее выступление в Лос-Анджелесе; на меня произвели большое впечатление ее знание розничной торговли и всепобеждающий дух. Все женщины, работавшие в «Клэарол», были опечалены этими обвинениями».
События в бизнесе, навсегда изменившие жизнь Хэндлер, начались в 1968 году, когда длительная забастовка затруднила поставки. Годом позже пожар за несколько недель до рождественского сезона отгрузки игрушек полностью уничтожил склад «Мэттел» на мексиканской границе. Рут так вспоминает эти катастрофы: «Сначала была забастовка, затем, когда мы как раз готовились к рождественскому горячему сезону, пожар на нашей мексиканской сборочной фабрике в Мексикали уничтожил наш шанс отправить товары в самое занятое время. Это был полный убыток, ужасно подействовавший на движение наших денежных средств». Эти два события привели к убыткам на миллионы долларов.
Нехватка доходов в 1969 году увеличила принятую в компании практику «выставляй счет и держи» — стандартную процедуру в игрушечной промышленности: продажи регистрируются, когда выписываются счета, а товар ставится на склад для отгрузки в более позднее время. Это известно как уокоренные доходы, и для небольших сумм работает хорошо. Но, к немалому удивлению Хэндлер, в 1970 году общая сумма доходов категории «выставляй счет и держи» увеличилась до 14 миллионов долл.
В 1972 году предшествующие три года ужасов «Мэттел» в сумме дали для финансового 1971 года убытки после налогообложения в размере 30 миллионов долл. Двумя годами позже, в начале 1973 года, Эллиот Хэндлер сделал официальное заявление, что «Мэттел» оправилась от финансовых проблем и в том году покажет прибыль. Но через две недели он был вынужден объявить, что «Мэттел» на самом деле покажет не прибыль, а еще один убыток. На Уолл-стрите воцарилась паника. Акции компании резко упали, а затем начались судебные иски акционеров.
В дело вмешалась Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, SEC), пытаясь установить, не было ли допущено злоупотреблений, не получали ли высшие руководители «Мэттел» прибыль от ложных финансовых прогнозов. Во взаимоотношениях с SEC Хэндл ерам пришлось положиться на финансовых руководителей компании. Хэндлер писала в своей автобиографии: «Эллиот и я оказались в беспомощном положении. Мы были так встревожены всем, что происходило, что просто сидели сложа руки и позволили другим заниматься делами. Мы сами допустили, что они такое с нами сделали!»9
В условиях, когда весь 1975 год SEC и генеральный прокурор США дышали в затылок «Мэттел», ни один служащий компании не захотел ассоциироваться с Хэндлерами. Над головами владельцев повис дамоклов меч. Когда-то преданные служащие начали скрываться от них, особенно от Рут. В офисе она стала женщиной-невидимкой.
Хэндлер могла выносить расследование и потерю контроля над корпорацией, но она не пожелала терпеть, чтобы ее игнорировали. В 1975 году она навсегда ушла из «Мэттел». Она сказала: «Я не могла больше ни одной минуты переносить враждебность, вызов, деморализующее отсутствие какого-нибудь конструктивного занятия». Эллиот последовал за ней шестью месяцами позже.
Но из-за угла уже выглядывало новое бедствие в стиле греческих трагедий — падение самой Хэндлер в глазах общественности. В большинстве случаев личная катастрофа таких масштабов означает конец истории жизни любого человека. До возвращения еще должны были пройти долгие годы, а сначала Хэндлер предстояло подвергнуться ужасным судебным процедурам и личным несчастьям. Она была повержена, но не вышла из игры. Лучше всего это звучит в ее собственных устах: «Во мне еще осталось много бойцового духа; возможно, смысл жизни и состоит в борьбе».
Заявление о нежелании оспаривать обвинение
В 1975 году Управление Генерального прокурора США выдвинуло против Рут Хэндлер и четырех других финансовых руководителей «Мэтгел» обвинение в сговоре с целью нарушения фе-
деральных фондовых, почтовых и банковских законов путем выпуска ложных и вводящих в заблуждение финансовых отчетов в период с 1969 по 1974 гг. Каждый из 10 пунктов обвинения грозил лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
Защита Хэндлер состояла в том, что она была не в курсе финансовых манипуляций, происходивших за ее спиной (против Эллиота обвинение не выдвигалось). Но эта защита оказалась обоюдоострым мечом: как мог президент самой большой игрушечной компании в мире — один из ее высших руководителей на протяжении 30 лет — утверждать, что он и в самом деле не понимал и не знал, что происходило с финансами компании? Это все равно, как если бы капитан после того, как круизный корабль разбился о камни, утверждал, что не особенно разбирается в навигации. Акционеры, потерявшие деньги в течение этих двух недель между двумя противоречивыми заявлениями Эллиота Хэндлера о доходах, требовали привлечения к ответственности. Руководителем, которого они хотели привлечь, была Рут Хэндлер. Кроме того, они хотели получить деньги владельцев.
В течение трех последующих лет это продолжающееся публичное судебное разбирательство стало постоянным источником заголовков и историй в газетах и деловых журналах. Если бы компания производила более прозаические изделия типа тормозных колодок, а президент ее был бы мужчиной, вероятно, это разбирательство привлекло бы не столь большое внимание средств информации. Но игрушечный гигант «Мэтгел» и Хэндлер, первая женщина, появившаяся, и первая женщина, назначенная в столь многих областях, стали потоком горячих новостей.
Гражданский иск в результате судебных процессов, возбужденных против «Мэттел» ее акционерами, в 1976 году урегулирован выплатой 34 миллионов долл. Хэндл еры передали 2 1/2 миллиона своих собственных акций «Мэттел» — приблизительно 50 процентов их доли в компании, чтобы обеспечить удовлетворение иска. Для прессы и публики сами факты такого урегулирования означали: Хэндлеры должны быть виновны во всех приписываемых им преступлениях.
Жизнь под подозрением в возможных преступных деяниях стала для Хэндлер настоящим адом. Ее уверенность в себе уже была исчерпана после мастэктомии; одним из аспектов той травмы было чувство дефеминизации. Теперь, после того как было объявлено о гражданском урегулировании, ей приходилось иметь дело с обличительными взглядами незнакомых людей и друзей. Даже в собственном многоквартирном доме на нее давило чувство стыда: «Поездка в общем лифте стала в конце концов настолько невыносимой, что пришлось пользоваться грузовым лифтом. Точно так же для меня стали мучительными посещения загородного клуба. Мы просто перестали туда ходить».10
В 1978 году Хэндл ер и три других финансовых руководителя «Мэттел» заявили о непризнании себя виновными в предъявленных обвинениях и должны были подвергнуться суду. Она отчаянно хотела доказать свою невиновность, но адвокаты убедили ее заявить nolo contendere[7] — юридический термин, означающий, что она не будет оспаривать обвинения. Это решение означало, что судебного процесса не будет. Но она потребовала, чтобы ей разрешили одновременно заявить nolo и о своей невиновности. Ее поверенные нашли прецедент такого двойного заявления, и именно это Хэндлер сказала судье.