И тогда Стоуволл произнес семь слов, которые он позже посчитает золотыми: «Кто-то ведь должен что-то с этим сделать!»
«Единственное, что вы должны сделать, чтобы обзавестись прекрасной идеей для бизнеса, — говорит он сегодня, — это жить своей повседневной жизнью и ждать, пока не случится что-нибудь плохое. Когда это происходит, вы спрашиваете себя: как мог бы я помочь другим людям избежать этого?» Voila! Идея потенциально большого бизнеса: кто-то должен предложить услугу, делающую ленты «смотрибельными» для слепых людей добавлением голоса за кадром, объясняющего, что происходит на экране.
Однако чтобы начать работать над осуществлением этой идеи — или любой другой, — Стоуволл сначала должен был выйти из своей комнаты. А он этого не делал. Ему казалось, что он не сможет вынести новые разочарования или затруднения. Он не хотел опять спотыкаться или натыкаться на стены. Гораздо лучше ему было там, где его жизнь в безопасности, предсказуема и свободна от неприятностей. Его страх превратился в его тюремщика.
По мере того, как дни превращались в недели, он иногда пытался бороться с этим, но страх всегда побеждал. Тем временем
друзья и доброжелатели изо всех сил пытались помочь ему, больше всех его жена. И все же Стоуволл непреклонно отказывался позволить уговорить себя. «Я решил, — говорит он, — изолировать себя навсегда. Я в буквальном смысле думал, что никогда снова не выйду из этой комнаты».
Оглядываясь назад на этот ужасный период, он объясняет свою собственную непримиримость синдромом паукообразной обезьяны. «Паукообразные обезьяны очень малы, высотой приблизительно в четыре — шесть дюймов, и очень походят на людей. Они живут на самых высоких деревьях в самых плотных джунглях бассейна Амазонки». Многие годы, говорит он, пришлые люди без успеха пытались поймать их, пока один индеец не показал им подобающий метод.
Чтобы поймать паукообразную обезьяну, вы просто кладете один арахисовый орех внутрь маленькой стеклянной бутылки, которую оставляете у корней дерева. Когда вы уходите, паукообразная обезьяна спускается с дерева вниз, засовывает руку внутрь бутылки и хватает арахис, но кулак получается слишком большим, чтобы его можно было вытащить из бутылки. Вот вы и поймали паукообразную обезьяну. Вы можете вернуться и положить целый мешок арахиса прямо рядом с паукообразной обезьяной, но она не выпустит тот единственный орех, который держит и который не может съесть, возможно, и с самого начала особенно-то не хотела. Вы можете отнять у нее свободу, но она не выпустит этот единственный орех.
Отбросив, на мгновение, вопрос, почему обезьяна не хочет выпускать орех (глупость, гордость и крайнее расстройство, возможно, высшие кандидаты на роль причины), мы видим, что она не может улучшить свое положение, пока не откажется — в буквальном смысле слова — от существующего. «Неудача и успех, — размышляет Стоуволл, — не могут занимать одно и то же место. Вы должны бросить одно, чтобы получить другое». В собственном случае Стоуволла, он, в конечном счете, был вынужден бросить.
«Я опустился на дно, в конечном счете погрузившись в такие глубины отчаяния, что оно схватило его за горло. И в этот момент произошло своего рода прозрение: «Действительно, было
правдой, что, пока я оставался в комнате, со мной не происходило ничего плохого. Но там, где не случается ничего плохого, не происходит и ничего хорошего». Это стало вопросом, который был хуже ада: оставаться заключенным своего собственного страха или рискнуть набить себе шишки, пытаясь выбраться на волю. Стоуволл помнит, как он твердил себе: «Это не жизнь. Это только существование. Я у же больше не могу потерять зрение; но если я продолжу здесь сидеть, я потеряю всю жизнь. Слепота уже состоялась. Теперь пора с ней справляться». Он решил, что рискнет набить шишки.
Строительство новой жизни — и нового бизнеса
«Процесс выползания из той комнаты не был ни легким, ни быстрым; продвигался по чуть-чуть. Но все началось с того решения». В первый день он прошел 52 фута до почтового ящика, затем вернулся домой. После этого скромного начала вся его жизнь начала изменяться. «Я получил новое представление о том, кем я мог стать». Казалось, что внезапно он начал движение по новому пути.
С каждым днем, продвигаясь вперед малыми шагами, он приобретал уверенность в себе.
Когда я в первый раз вышел из дома и пошел к почтовому ящику, я был настороже — правильнее сказать, напуган до смерти Но на 500-й раз было совсем другое дело. На 500-й раз я мог оступиться так же легко, как и в первый. Сосед мог оставить на моем пути трехколесный велосипед или ветка дерева могла упасть на подъездную дорожку Но к тому времени, когда я сделал 500 ходок, я знал, что, если я и споткнусь обо что-то, я смогу снова встать. Ни подъездная дорожка, ни потенциальные опасности не изменились Изменился я
Его уверенность в себе увеличилась. «И в этом, — говорит он, — самое главное».
Он рискнул пойти даже дальше и начал посещать занятия в группе поддержки лиц с полной и частичной потерей зрения. Там он познакомился с Кэти Харпер, страдавшей от частичной потери зрения. Она работала референтом и, подобно Стоувол-лу, пришла в группу впервые. Они сошлись, и Стоуволл поделился своим неприятным опытом с Хамфри Богартом. Они начали обсуждать различные коммерческие услуги, с помощью которых можно было бы донести до слепых кинофильмы с дополнительной звуковой дорожкой и другие программы.
Их первоначальная идея — производить видеокассеты, на которых во время звуковых пауз оригинального диалога вставлялся бы голос рассказчика, позволяющий людям «слышать то, чего они не могут видеть». Если, например, на существующей звуковой дорожке был слышен только глухой стук, сопровождаемый визгом тормозов, наложенный голос мог бы сказать что-то вроде: «Негодяи попытались сбить Филиппа Марлоу своей автомашиной, но им этого не удалось».
Небольшое предварительное исследование показало, что аудитория такой услуги потенциально велика. В одних только Соединенных Штатах около 13 миллионов полностью или частично слепых потребителей. Ни Стоуволл, ни Харпер ничего не знали о бизнесе, связанном с кино и телевидением, равно как о технической стороне звукозаписи. Но они не стали из-за этого тревожиться. Напротив, они почувствовали импульс от взаимного чувства волнения и оптимизма, рожденного полным отсутствием опыта. Они не знали, чего нельзя было делать, они продвигались экспериментально, методом проб и ошибок. «Если вы взглянете на историю любого великого успеха, — говорит Стоуволл, — вы увидите, что крайне редко он начинается с того, что некий в высшей степени уверенный в себе парень говорит: «Я знаю, что добьюсь этого». Гораздо чаще успех начинается со страха и дрожи и таких слов, как: «Что ж, я готов пробовать и пробовать, пока не достигну результата». Намекая на то, что Харпер сама наполовину слепа, он шутит, что вдвоем они представляли «случай, когда слепой ведет слепого».
Их первый офис; цоколь и кладовка
Они основали компанию «Нэррэтив телевижн нетуорк» (Narrative Television Network, NTN), где Стоуволл стал президентом, а Харпер — младшим партнером. (Сегодня она вице-президент по вопросам стратегического планирования.) Затем они добились разрешения на включение сопроводительного
текста NTN от продюсеров и прокатчиков таких популярных шоу, как «Мэтлок» и «Большая долина».
Работая в своей временной студии, они стали пробовать изготовить образец записи, подходящий, как они думали, для их аудитории. «Собственно говоря, — объясняет Стоуволл, — использование термина студия не совсем точно. Мы работали в цокольном этаже кондоминиума здесь, в центре Талсы, как вы, вероятно, знаете, не мировая столица развлечений. Там под лестницей была кладовка для половых щеток; мы их выбросили и развесили по стенам надувные спасательные жилеты, чтобы обеспечить хоть какую-то звукоизоляцию. Это и была наша первая студия». Они получили электронное оборудование, тупо обзванивая производителей и объясняя им, что работают над новой идеей — телевидением для слепых. После нескольких таких звонков, говорит Стоуволл, «я понял, что одним из наших первых препятствий было научиться, чтобы нас воспринимали всерьез».
Наконец, они нашли производителя, предложившего бесплатно одолжить им то, что им было нужно. По словам Сто-уволла: «Этот парень сказал, «Конечно, я хотел бы продать вам кучу дорогого оборудования, потому что именно этим мы зарабатываем на жизнь. Но для нас было бы позором допустить, чтобы слепой парень купил все это, а затем выяснил, что его идея не работает. Поэтому мы даем его вам во временное пользование. Если вы увидите, что ваша идея не работает, позвоните нам, и мы приедем и все заберем». Вполне приемлемо.
И Стоуволл с Харпер засели за работу в своей подлестнич-ной студии. Харпер, сидя за карточным столом, занималась записывающим оборудованием. Стоуволл читал — точнее, пытался. Сначала Харпер прочитывала ему фразы, которые он должен был произносить; затем он бежал в комнату со спасательными жилетами на стенах и говорил в микрофон. После этого он возвращался, чтобы Харпер могла прочитать ему следующую фразу. Такую работу трудно назвать гладкой. «Затем как-то утром, — говорит он, — Кэти сказала мне, как главный инженер звукозаписи, что она придумала способ, который чрезвычайно повысит нашу производительность». Харпер открутила ручку у одной из щеток, ранее хранившихся в кладовке. Она сказала Стоуволлу, что по новой схеме он должен все время сидеть в кладовке и ждать ее сигнала. «Когда наступала
моя очередь говорить, — рассказывает он, — она тыкала меня в спину метловищем. Тогда я знал, что мне пора произносить свою следующую фразу». Сидя там в ожидании, когда его ткнут палкой, он думал: «Интересно, а начинал ли Тэд Тернер подобным образом?» (Тернер теперь член консультативного совета NTN.)
Создание продукта и выпуск его на телевидение
Таким вот кустарным способом они, в конечном счете, сумели записать текстовое сопровождение для семи программ. Затем они обратились за услугами профессиональной телерадиовещательной студии, которая, как надеялись, могла помочь им соединить их текстовки с оригинальными звуковыми дорожками.
Стоуволл связался с менеджером студии, которая, как он считал, была лучшим звукозаписывающим предприятием в округе, и спросил, нельзя ли организовать встречу NTN с их главным звукооператором. Он объяснил, что ему и Харпер нужен инженер, «настоящий эксперт», потому что идея, продвигаемая NTN, никогда прежде не осуществлялась. «Конечно, — сказал менеджер, — приезжайте». И Харпер со Стоуволл прибыли со своим собственным «студийным оборудованием» — пленками, проводами и записывающей аппаратурой — все в одной большой коробке. Они объяснили свою идею менеджеру и его звукооператору. Последовала продолжительная пауза.
«Джим, — сказал инженер, — я занимаюсь этим бизнесом 21 год. Я видел все и делал все, и я могу с абсолютной уверенностью сказать тебе без тени сомнения: то, что вы хотите сделать, работать не будет». Инженер даже не захотел снять крышку с коробки NTN.
Разочарованный Стоуволл не согласился, чтобы все так кончилось. Сохраняя самообладание, он повернулся к руководителю студии и сказал: «Я должен принести вам свои извинения. Я знаю, что просил вас организовать нам встречу с вашим лучшим экспертом, очевидно, это он и есть. Но нет ли у вас кого-нибудь, с кем мы могли бы поговорить, кто, возможно, немного меньший эксперт?»
Таким оказался студент колледжа, сказавшим им, что работает в студии, только чтобы заработать несколько лишних долларов. «Но, если вы хотите, — сказал он, — мы можем ее воткнуть и посмотреть, что получится». Стоуволл сказал Харпер: «Я думаю, это тот эксперт, которого мы искали».
Кадр за кадром и слово за словом, две звуковые дорожки бесшовно сваривались вместе, как и надеялись гордые родители NTN. А шестью месяцами позже Академия телевизионных искусств и наук присудила Харпер и Стоуволлу премию «Эмми» за «расширение возможностей телевидения». И не только соучредители NTN получили престижную награду, они научились не принимать ответа «нет» от экспертов.
Это их убеждение только усилилось после встречи с человеком, которого им описали как «гориллу кабельного телевидения», как парня, способного пропихнуть на телевидение любую программу.
Стоуволл и Харпер понимали: продавая свои кассеты непосредственно потребителям, NTN могла достичь только ограниченного числа зрителей. Но если бы они могли как-нибудь прокрутить свои пленки по телевидению, то смогли бы достичь намного более широкой аудитории. С этой целью — и до встречи с гориллой — Стоуволл обратился к местному кабельному оператору «Талса кэйбл телевижн», чтобы узнать, не заинтересуется ли он показом продукции NTN. Стоуволл и Харпер притащили свою «студию в коробке» в офис «Талса кэйбл» и снова исполнили свой номер. Presto! Они попали в телевизор. Директор программ произнес: «Это самая удивительная вещь, которую я когда-либо видел!»
На следующей неделе у них состоялась встреча с гориллой — небольшим, довольно не располагающим к себе человеком. Он слушал их в течение двух часов, затем вежливо объявил, что ему жаль, но NTN не имеет ни малейшего шанса попасть на кабель. «Ни на одну станцию?» — спросил Стоуволл провокационно. «Нет, — сказал горилла, мудро покачивая головой, — ни на одну». «Что ж, — сказал Стоуволл, — возможно, мы никогда и не попадем больше, чем на одну станцию, но на нее-то мы уже попали в прошлую пятницу».
Последней их проблемой было создание достаточного по объему продукта. Уговаривая станции показывать NTN, Стоуволл нашел, что он, как правило, должен был брать на себя обязательство по поставке 2-часовых блоков программ. Это было
то, чего хотели станции. Но продолжительность кинофильмов NTN в среднем составляла только 11/2 часа. Как заполнить 30-минутный промежуток? Стоуволл решил прямо на месте производить и показывать ток-шоу, которое будет идти 15 минут до и после каждой 90-минутной программы. Он рассчитал, что сможет брать интервью у некоторых из старых звезд, снимавшихся в этих фильмах, плюс у телевизионных знаменитостей и других людей с громким именем.
Но как было NTN заполучить этих звезд? Стоуволл и Харпер отправились в публичную библиотеку Талсы, где нашли справочник под названием «Адреса Звезд». Они выписали среди прочих адреса Кэтрин Хэпбёрн, Джимми Стюарта и Джека Леммона и начали строчить письма с просьбой об интервью. В письмах объяснялось, что звезды — бесплатно — должны согласиться появиться на NTN ради «невероятной карьерной возможности»: шанса быть проинтервьюированным слепым ведущим пока-еще-мифического ток-шоу на пока-еще-несуществующей кабельной сети. И, о да, говорилось в письмах — не могли бы звезды, пожалуйста, поспешить с принятием приглашений? Интервью должны были быть записаны на пленку в течение следующих нескольких недель.
«Менее чем через две недели, — говорит Стоуволл, — пришел первый ответ. В обратном адресе стояло: «Кэтрин Хэпбёрн, Нью-Йорк». Записка внутри гласила: «Дорогой Джим, если вы позвоните по этому телефону, мы можем обсудить интервью», подписано было Кэтрин Хэпбёрн. Стоуволл позвонил, и трубку сняла сама Хэпбёрн. Когда он сказал ей, что удивлен, что она сама снимает телефонную трубку, великая леди ответила (в своем неподражаемо патрицианском тоне): «Но, Джим, разве вы не отвечаете, когда звонит ваш телефон? Мне всегда казалось, когда у кого-то звонит телефон, этот кто-то должен ответить на звонок».
Интервью с Хэпбёрн стало лишь одним из более чем 80, что теперь показываются до и после каждого фильма. Фото знаменитых гостей покрывают стены штаб-квартиры NTN в Талсе, как, впрочем, и многочисленные призы NTN, включая «Эмми», «Предпринимательскую премию Звана Кемпа» от Президентского комитета по занятости инвалидов и премию «Блу чип энтерпрайз иниши-атив» (присуждаемую Торговой палатой США и «Мэсс-Мьючуал» предпринимателям, преодолевшим огромные трудности).
Наконец прибыль
Сегодня NTN процветает. Ее программы, показываемые 1.300 системами кабельного телевидения и другими вещателями по всей Северной Америке, достигают, по оценкам, 35 миллионов домов. (Ее присутствие распространяется также на 11 зарубежных стран.) Удивительное дело, но 60 процентов аудитории NTN состоит из людей со стопроцентным зрением, которым просто нравится слышать дополнительное повествование. Компания приносит прибыль, не имеет долгов и ежегодно получает доход примерно в 6 миллионов долл. Стоуволл говорит:
Я очень горжусь, что мы экономически прибыльное предприятие. Многие люди, я знаю, тратят свое время, занимаясь благотворительной, некоммерческой работой. Но я чувствую, что в нашем бизнесе это действительно одно и то же. Я знаю немного благотворительных организаций, работающих так же хорошо, как мы. Я особенно горд как человек слепой, что смог создать компанию, приносящую прибыль и платящую налоги, так как это, на мой взгляд, лишь узаконивает коммерческую силу нашей аудитории. Это показывает, что это люди, которые тратят деньги, которые покупают вещи; они стоят долларов рекламодателей.
Потенциал роста компании, продолжает Стоуволл, безграничен. NTN начала показывать новые виды программ, включая бродвейские шоу, и только что закончила работу над своим первым проектом для большого экрана: текстовой дорожкой для фильма ШАХ о жизни писателя Эрнеста Хемингуэйя, который должен выйти на экраны кинотеатров где-то в 2000 году.
NTN вышла и в Интернет. «Мы имеем партнерское соглашение с Broadcast.com/Yahoo!, — говорит Стоуволл. — Вы можете попасть на наш вебсайт — narrativetv.com — 24 часа в день, семь дней в неделю и смотреть кинофильмы с речевым сопровождением по выбору, бесплатно. Они начинаются, когда вы захотите. Вы можете приостановить просмотр или записать фильм. Это почти как мгновенная доставка видео домой. Интернет дает нам глобальную аудиторию, доступ для всех людей с потерей зрения во всем мире». Для полностью зрячих, отмечает он, поставка видео через Интернет несколько преждевременна, «потому что, хотя звук совершенен, видеосигнал плохого качества. Именно поэтому Broadcast.com заинтересовалась нами — мы имеем огромную аудиторию людей, для которых хороший видеосигнал не имеет критического значения».
Исследования показывают, что люди с потерей зрения на самом деле имеют и используют компьютеры больше, чем все население в среднем. Слепые могут легко путешествовать по Сети благодаря программному обеспечению, читающему текст вслух. «Поэтому мы считаем, что в долгосрочной перспективе именно Интернет будет системой доставки для нашей аудитории. Мы не отказываемся от наших эфирных, кабельных или спутниковых каналов, но с помощью Интернета мы сможем быть круглосуточным источником кинофильмов и телепередач».
Назревает и еще одно многообещающее событие: FCC[17], по словам Стоуволла, настроена потребовать от телевещателей предоставления обязательного речевого сопровождения программ, которое в настоящее время дают только NTN и общественное телевидение. «С деловой точки зрения это просто замечательно. Это все равно, что быть автомобилестроителем и, однажды проснувшись, узнать, что правительство собирается ввести обязательное владение автомобилями». NTN, думает он, вскоре вырастет намного больше, чтобы удовлетворить повышенный спрос на речевое сопровождение.
Новое направление: побуждение других достигнуть своих мечтаний
Управление NTN — всего лишь один аспект расцветающей карьеры Стоуволла. Он пишет еженедельную газетную колонку «Мудрость победителей», публикуемую в ряде газет в национальном масштабе. Он написал несколько книг: «Как я вижу мир» (The Way I See the World, GSN, 1999), «Вам не обязательно быть слепым, чтобы видеть» (You Don't Have to Be Blind to See, Thomas Nelson, 1996), «Тайны успеха самых-самых» (Success Secrets of Super Achievers, GSN, 1997; компиляция его интервью со знаменитостями) и роман «Лучший подарок» (The Ultimate Gift, Executive Books, 1999). «Это очень творческая рабочая окружающая среда, — говорит он об NTN. — У нас, конечно, есть наш основной телевизионный бизнес. Но мы также имеем бизнес персонального развития. Мы поставляем людям контент, будь то телевизионные программы или ободряющие послания тем, кто читают мои книги или колонки, или зрителям, приходящим, чтобы меня послушать».
На него большой спрос как на вдохновенного оратора. За год он выступает перед более чем 500.000 человек на деловых встречах, спортивных мероприятиях и съездах. Он даже выступал перед съездом офтальмологов. В роли основного докладчика он разделял подиум с такими людьми, как генерал Колин Пауэлл, Тони Боббинс, Роберт Шуллер, Пол Харви, Кристофер Рив и Барбара Буш.
Многие, кто видят Стоуволла на сцене, никогда и не предположили бы, что он слеп, если бы он сам не сообщал им об этом. Вот что объясняет его друг и вдохновенный оратор доктор Денис Вэйтли:
Я был очарован в первый же раз, когда увидел, как говорит Джим. После того, как он был представлен, он сильными большими шагами уверенно прошел к подиуму, взял с подставки микрофон и продолжал ходить по сцене без какой-либо помощи, иногда подходя прямо на край платформы, чтобы заглянуть в лица тех, кто сидели перед ним. Затем он по ступенькам спустился со сцены, чтобы поговорить непосредственно с людьми в нескольких первых рядах. Он помнил не только то, что сказал каждый человек, но и то, где каждый человек сидел. Он мог продолжать вести диалог с несколькими людьми из аудитории.
Тут нет никакой уловки. Все, что Стоуволл делает, результат его приезда за несколько часов перед мероприятием, чтобы походить по сцене, привыкнуть к ней и отрепетировать каждое движение. В своем уме он визуализирует все представление — этой дисциплине научил его Вэйтли. Многолетний опыт Стоуволла как работающего перед камерой интервьюера наполнил его изяществом и уверенностью в себе, свойственным полностью зрячим ораторам. «Работа на телевидении много мне помогла, — говорит он, — потому что я должен смотреть на людей, с которыми говорю, и при этом выглядеть так нормально, как могу, чтобы люди вокруг меня чувствовали себя удобно».
Завершает он свои речи, давая людям две вещи: свой личный телефонный номер и привлекательное предложение.
Когда вы пожелаете сами определить свою судьбу, я буду вашим партнером в продвижении к успеху. В любое время, когда вы будете угнетены, разочарованы, или в любое время, когда вы не уверены, что ваши мечты сбудутся, хватайте ближайший телефон и звоните по этому номеру. Мы держим людей, которые снимают трубку 24 часа в день, семь дней в неделю, и они знают, что всегда есть определенный звонок, на который я всегда отвечу.
Этот номер — (918) 627-1000.
Преодолев собственную слепоту и набив руку в роли профессионального оратора рядом с некоторыми из наиболее известных сегодня вдохновителей, Стоуволл стал кем-то вроде тонкого знатока популярных советов по самоусовершенствованию. Многие из них он находит недостаточными.
Знаете ли, я теперь произношу в месяц по три такие речи, которые обычно считаются вдохновляющими, и я говорю о том же, о чем говорит множество других мотивирующих ораторов. Я научился видеть разницу между теми, кто дает полезный совет, и теми, кто излагает только теорию.
Какие же советы Стоуволл автоматически отвергает?
Я слышал, как многие ораторы-мотиваторы говорят, подпуская немного напряжения в свой голос: «Вы должны заплатить цену за успех». Я считаю, что это не обязательно. Я думаю, если вы следуете своей страсти, вы будете наслаждаться ценой вашего успеха. А если вы не следуете своей страсти, вы заплатите цену за провал. В конечном счете то, к чему вы стремитесь, важнее того, как вы к этому стремитесь.
Стоуволл также отвергает любые советы, преуменьшающие «серьезность или размер препятствий, с которыми должны сталкиваться борющиеся люди. Эти личные препятствия реальны. Они устрашающи».
Стоуволл также понял, что люди редко следуют советам, будь они хороши или плохи. Он проводит аналогию с инструкциями по безопасности в полете, регулярно читаемыми пассажирам стюардессами. «Я летаю два-три раза в неделю, и они произносят эту речь о вываливающихся вниз кислородных масках, — говорит он. — Никто никогда не обращает внимания. Это же просто голос, пустая болтовня». Единственное время, когда вы думаете, что, вот, надо было послушать, говорит он, это когда ваш самолет терпит катастрофу. «Я думаю, нам требуется время, чтобы понять, что информация о самоспасении действительно обращена к нам». Пока не случится какая-то беда, большинство людей довольствуются тем, что сидят, пристегнувшись, поедая соленые орешки, ведя жизнь в лучшем случае посредственную.
Выбор жизни, которой вы хотите жить
«Плохое, — говорит Стоуволл, — часто не такой уж страшный враг хорошего, по крайней мере, не такой страшный, как посредственное. Если что-то в жизни оказывается достаточно плохо, мы изменяем это или как-то еще решаем проблему. Но когда это ничего или более-менее достаточно хорошо, мы часто склонны оказываться в ситуациях, гораздо ниже тех уровней, на которые могла вывести нас наша судьба».
Как человек, когда-то позволивший себе неделями сидеть в комнатке 9х 12 футов, Стоуволл понимает, что неудачи могут коверкать и останавливать жизнь. Но он также проявляет большое нетерпение по отношению к людям — инвалидам или нет, которые позволяют своим неудачам постоянно одерживать над ними верх. «Мы с вами имеем только одно право в этом мире, — говорит он, — и это право выбирать. Мы не всегда можем выбирать то, что случается с нами, но мы всегда можем выбирать то, что мы будем делать с этим. Вы находитесь там, где находитесь, в любой сфере вашей жизни, в результате выборов, сделанных вами в прошлом».
В рамках своей карьеры публичного оратора Стоуволл путешествует по миру, рассказывая ежегодно многим тысячам людей, что они в своих жизнях находятся там, где находятся — и в личном, и в профессиональном плане, — в результате своих собственных прошлых решений.
Многие люди не любят этого слышать, потому что мы стали обществом людей, предпочитающих винить других за свои собственные проблемы. Поэтому, когда выхожу я и говорю, что они находятся там, где находятся потому, что это именно то, что они выбрали, они говорят мне примерно такие вещи: «Я знаю, моя жизнь никуда не годится, но если бы вы знали моего(мою) суп-руга(супругу), то понимали бы, почему я нахожусь в таком положении». Или говорят что-то вроде этого: «Мой босс — идиот»; «Погода слишком жаркая»; «Налоги слишком высоки»; «Я — средний ребенок»; или какое там оправдание они используют, чтобы оправдать свою серую жизнь.
Только тогда, когда мы примем тот факт, что находимся там, где находимся, в результате выборов, сделанных нами в прошлом, сможем жить каждый день нашей оставшейся жизни, зная, что мы можем сделать все, что захотим, если просто сделаем правильный выбор.
Когда несколько лет назад Стоуволл выступал в одной из крупнейших организаций слепых в Америке, он им прямо сказал: «Если бы многие из вас сегодня чудесным образом вернули свое зрение, вам пришлось бы придумать новое оправдание того паршивого образа жизни, которым вы живете». («Сомневаюсь, — говорит он, — что меня в ближайшее время снова пригласят выступать перед этой группой!»)
Наиболее серьезной проблемой, утверждает он, являются низкие (или никакие) ожидания от самого себя. «Мы всегда живем в соответствии с ожиданиями, которые мы питаем в отношении самих себя или которые мы позволяем навешивать на нас другим». По этой причине полные благих намерений усилия друзей и доброжелателей часто усиливают проблемы, с которыми сталкивается человек, борющийся, чтобы преодолеть неудачу и построить новую жизнь. Ваши друзья обычно стараются помочь вам вернутся туда, где вы были прежде, чем на вас обрушилась неудача. «Стараясь защитить вас, они укрепляют ваше стремление оставаться внутри зоны комфорта, жить с вашими существующими ограничениями, вместо того чтобы бросить им вызов и двигаться вперед. Они хотят помочь вам остаться в вашей 'маленькой комнате'». Самая большая ошибка, которую может сделать человек, считает Стоуволл, это пытаться вернуться туда, где он или она были раньше.
«Как только вы лицом к лицу с бедой, какой бы она ни была — слепотой, алкоголизмом, банкротством, не важно, — ваша первая реакция — желание вернуться к нормальности, к исходной позиции». Вместо этого надо заставить себя — в одиночку и без поддержки друзей, если необходимо, — рискнуть и пойти на бблыиую боль, неуверенность и разочарование. «Иначе вы будете сидеть в своем доме, ожидая, чтобы повсюду зажегся зеленый свет прежде, чем вы поедете дальше». А этого-то никогда и не происходит. Начинайте сейчас, как бы ужасно это ни казалось. Сам Стоуволл думает, что ему повезло. Он вырвался из своей телевизионной комнаты в результате перенесенного им кризиса отчаяния. Если бы не тот кризис, он мог бы до сих пор там сидеть. Он заставил его, впервые в жизни, реалистично взглянуть на самого себя. «Многим людям никогда не приходится делать этого. Они плывут по жизни, никогда особенно не задумываясь о том, что они могут, а что не могут делать. Я знал, что должен был сделать свой выбор».
«Спросите себя, «что для меня действительно важно?»
Настоящее восстановление после неудачи, думает Стоуволл, должно начинаться со строгой и беспощадной самооценки: кто вы такой? Где вы находитесь по сравнению с тем, где вы хотите быть? «Как слепого человека меня всегда интриговало, как зрячие люди добираются — или не могут добраться — из пункта «А» в пункт «В». Мне кажется удивительным, что люди, могущие прекрасно видеть, проводят так много своего времени заблудившись». Причина в том, что они слишком часто имеют самое смутное представление, из какого пункта они начинают двигаться. «Самая жизненно важная информация, необходимая, чтобы добраться туда, куда вы хотите, это знать, где вы находитесь». На свете миллионы людей хотят иметь некоторую сумму на счете в банке, или достичь определенного веса, или добиться любой другой деловой или личной цели. Большинство счастливы, часами фантазируя, как им будет здорово, когда они этого достигнут. Но сколько из них делают элементарный и необходимый шаг и смотрят, где они действительно находятся? Китайская пословица гласит: «Дорога в тысячу миль начинается с первого шага». И это действительно справедливо; но, если паломник хочет достигнуть определенного пункта назначения, он (или она) должен убедиться, что этот шаг в правильном направлении. «Подумайте обо всем том, чего вы хотите достичь в личной и профессиональной областях своей жизни. Затем учтите, где вы находитесь сегодня. Вы увидите, что находитесь к цели ближе, чем думали. Но в любом случае, вы сделаете первый шаг в правильном направлении, вы превратите эфемерную мечту в практическую цель».