Вскоре после 1264 г., но до 1290 г. среди испанских евреев получила хождение книга Sepher ha-Zohar al ha-Torah [Книга Премудрости Торы]. Считалось, что это труд почтенного рабби II в.
— Симона бен Джохай. На самом деле ее сочинил местный ученый, вполне возможно, Моисей из Леона (1250-1305 гг.). Книга представляла собой сложный и пространный комментарий на Пятикнижие и уже скоро стала известна и христианским, и иудейским библеистам. Окончательный вариант в трех томах был напечатан в Мантуе в Италии в 1558- 1560 гг. Он и стал общим учебником Каббалы.
Слово Каббала означает «предание». Так называли веками те мистические теории и методы, к которым прибегали ради обнаружения тайного смысла текста Писания. Основные положения Каббалы были заимствованы, возможно, у неоплатоников и манихеев позднего классического периода. Эти положения исходят из идеи соперничества царства Света и царства Тьмы, которыми правят, соответственно, Бог и Дьявол. Бог, как и Дьявол, мыслился как имеющий отцовскую и материнскую составляющие. Мужское начало представляется белым по цвету и активным, женское — красным и пассивным (воспринимающим). Формами Бога могут быть abba (отец/царь) или imma (мать/царица); Дьявол является как Shamael — Семаил
|
|
— ядовитый ангел Смерти или Aholah — Великая Блудница. Совокупление этих пар рождает гармонию или беспорядок.
Поскольку Верховный Бог и Дьявол мыслились как не имеющие границ и невидимые, то, соответственно, и воспринять их можно только через их 10 эма-
наций. Каждая эманация соответствует одному из десяти главных членов Адама Кадмона (или изначального человека) и Адама Велиала [Ничтожного]. Десять божественных эманаций суть Kether (корона, или голова), Chochma (мудрость, или мозг), Bina (понимание, или сердце) — эти вместе образуют «мир интеллекта»; двое рук, Chased (Милосердие) и Din (Справедливость), а также Tiphereth (красота, или лоно) — образуют мир морали; ноги, Nezach (роскошь) и Hod (величие) и Jesod (основание, или гениталии) — образуют материальный мир. И, наконец, Malchuth (царство). Все они могут быть расположены как три ветви llan «кабаллистического древа» или Три Столпа:
Понятие Корона Мудрость
Справедливос ть
Красота Милосерди е
Роскошь Основание Величие Царство
Каббалисты верили, что Бог создал мир после нескольких неудачных попыток; что все реальное неистребимо; что души переселяются из тела в тело. Они ждали Мессию, который придет тогда, когда будут отвергнуты искушения Дьявола.
Методы расшифровки Писания включали notarikon (атрибуцию слов к начальным буквам других слов), gamatria (цифровые значения слов) и temurah, или «шифры перестановок».
Примером notarikon может быть толкование слова AdaM как Adam, David, Messiah (Мессия) или знаменитое греч. слово ICHTHUS «рыба», что прочитывалось как Иисус Христос, Сын Божий,
|
|
Применение gamatria предполагало подсчет сумм, получен-
ных при разложении имен и дат. Так была установлена сумма в XIX в. для императора Вильгельма I, родившегося 22 марта 1797: 22+3+1797+7 (количество букв в его имени)+1829 (год женитьбы). 1829+1+8+2+9= 1849 (подавление Революции)
1849 +1+8+4+9= 1871 (коронация в императоры) 1871 +1+8+7+1= 1888 (год смерти) Temurah использовало 24 перестановочные последовательности еврейского алфавита. Приложение этого метода к имени Бога YaHVeH, например, давало 2112 вариантов божественного имени.
Каббала оказала большое влияние на иудейскую философию, придав исключительное значение мистическим аспектам религии и отодвинув на задний план рациональное изучение Торы. В особенности были увлечены Каббалой хасиды позднейшего времени; они даже пели и танцевали под каббалистические заклинания. Хасиды также приписывали полную непогрешимость устным загадкам и предсказаниям своих цадиков. Но и христианские ученые от Раймонда Лулия до Пико и Рейхлина подпали под очарование Каббалы; Каббала стала неотъемлемой частью европейской магии. Латинский перевод Книги Очарований, изданный бароном Розенротом в Зальцбурге в Германии в 1667-1668 гг., открыл тайны Каббалы многочисленным читателям. Идеи Каббалы, ее образы и ее язык пропитали и европейские языки, и европейскую литературу, часто незаметно и без указания источника.
занимались удовлетворением своих амбиций в Италии и обрекли своих преемников в Германии на постоянное подчиненное положение: при пустых кошельках императоров и раздробленном императорском домене иначе и не могло быть. Германские князья укрепили свои привилегии, и в Германии прочно закрепилась выборная система. В 1338 г. коллегия выборщиков отвергла притязания папы на утверждение императоров, а в Золотой булле 1356 г. была окончательно закреплена процедура действия избирательной машины. С этого времени Франкфурт-на-Майне становится местом выборов императора. Решение должно было приниматься большинством голосов в коллегии из семи провозглашенных выборщиков. Выборщиками стали архиепископы Майнца, Кёльна и Трира, князья Богемии, Рейнского Палатината, Саксонии и Бранденбурга9. Император Карл IV, сформулировавший положения Золотой буллы, поступил так под давлением обстоятельств. Как сказал Брайс,
«он узаконил анархию и назвал это конституцией»10.
С 1273 года ослабленная Империя пыталась восстановить свои силы. Из девяти императоров с Рудольфа фон Габсбурга (правил 1273-1291 гг.) до Сигизмунда Люксембургского (правил 1410-1437 гг.) только трое удостоились настоящей коронации. Два — Адольф Нассауский в 1298 г. и Венцель Люксембургский в 1400 г. — были смещены курфюрстами. Генрих VII (правил 1308-1313 гг.), последняя надежда Данте, в подражание своим предкам прошел по Италии; его не допустили в Рим, и он умер от лихорадки в Пизе. Наследовавший ему Людвиг Баварский (правил 1314-1347 гг.) поссорился с папой, штурмом взял Рим в 1328 г., но его действия только спровоцировали появление новых антипап и антикоролей. Карл IV Люксембургский (правил 1346-1378 гг.) принес некоторую стабильность. Поднявшись от положения антикороля до императора, он использовал средства Империи на благо своей любезной Богемии. Некоторое время Германией правили из замка Карлштейн. В вопросах высокой политики соперниками выступали четыре ведущих рода — Виттельсбахи из Баварии, которым принадлежали также Хайнаулт и Голландия; Люксембурги, которые владели Люксембургом, Брабантом и Богемией с 1310 г., Силезией с 1333 г. и Лаузицем (Лужицей) и Бранденбургом до 1415 г.; Веттины Саксонские и Габсбурги Авст-
рийские, владения которых простерлись на юге от Зундгау до Крайны. Вопросы местной политики были в руках вездесущих хищных прелатов, богатых городов Империи и бесчисленных мелких рыцарей. Это было время Raubritter (рыцарей-разбойников) и Faustrecht (права сильного). В Германии позднего средневековья не было таких твердых национальных монархий, как во Франции или в Польше. И до того, как в 1438 г., 1440 г. и 1486 г. императорами трижды подряд были избраны Габсбурги, Германия не начала даже по видимости превращаться в наследственную монархию. Впрочем, и потом у императоров не было особой свободы действий. Если партикуляризм вообще является мерилом феодального строя, то Германия была самой феодальной страной.
|
|
Гогенштауфены оставили по себе дурную память и в Италии. На севере воюющие общины заменили немецкий гнет местным. Все города Ломбардии и Тосканы подпали под власть того или другого из главных соперников: Милана, Флоренции и Венеции. Это было время безудержного обогащения в коммерции и время культурного расцвета, но и время бесконечной борьбы. В цене были как художники и поэты, так и умелые фехтовальщики и отравители. В центральной Италии конкордат, подписанный в 1275 г. между Империей и папским престолом, положил конец претензиями Империи на подчинение наследия св. Петра. Папская область, которая помимо Рима включала Романью, Пентаполис и мархи (графства) Аркона и Кампанья, оказалась свободной, но беззащитной. И ее без конца тревожили склонные к беспорядкам граждане Рима. На юге папские клиенты из Анжуйского дома, которых призвали, чтобы заменить Гогенштауфенов, становились просто
невыносимыми. Сицилийская вечеря 30 марта 1282 г., когда мятежные жители Палермо перерезали около 4 000 своих французских угнетателей, привела к введению арагонского правления на Сицилии, к окружению анжуйцев в Неаполе и к двадцатилетней войне. [КОНКЛАВ]
Флоренция находилась в самом центре грозовых туч и солнечных лучей Италии позднего средневековья. Благодаря шерсти изумительного Аппенинского contado, Флоренция в XIII в. становится цветущим городом, где обитало примерно 100000 душ очень бурного темперамента. Золотая монета Флоренции флорин получает хож- Христианский мир в кризисе, ок. 1250-1493 291
|
|