Анти-сенека, или рассуждение о счастье

Хотя и не существует безусловной и абсолютной
добродетели и это слово, подобно многим другим,
представляет собой пустой звук, все же существует
относительная добродетель, связанная с обществом,
служащая для него украшением и опорой. Кто обла-
дает этой добродетелью в наибольшей степени, тому
больше всего выпадает в удел то счастье, которое со-
провождает добродетель. Те, кто пренебрегает ею и не
знает радости быть полезным, лишены этого рода счастья.
Возможно, что они за то, что не живут для других,


вознаграждаются удовольствием жить только для самих
себя, служить себе самим родителями, друзьями, лю-
бовницей и всей Вселенной. Подобные люди, считая
себя несчастными в жизни, не будут заботиться о ее
сохранении только потому, что она столь же полезна
их семье, сколь тягостна им самим; как я наблюдал,
пагубная гордость заставляет таких людей искать смерти.
В глазах хороших от природы людей счастье увели-
чивается от того, что им делишься с другими. Словно
сам обогащаешься тем добром, которое делаешь, как
бы участвуешь в доставленной тобой радости. По край-
ней мере было бы достойно человека, если бы проис-
ходило так. Недостаточно, чтобы добродетель была
красотой души; чтобы побудить нас к практическому
применению этой красоты, надо еще, чтобы душе льстило
быть прекрасной, в особенности чтобы ее считали та-
ковой и чтобы она находила в этом удовольствие.
В этом отношении она походит на хорошенькую жен-
щину, любящую ухаживание и преклонение, льстящие
ее тщеславию, но вынужденную, кроме того, любо-
ваться собой и своими прелестями... Для женщины не-
важно, что она некрасива, лишь бы ее считали хорошень-
кой; для мужчины несущественно, что он глуп, лишь
бы его считали умным, и что он порочен, лишь бы
его считали добродетельным. Разве не говорят постоян-
но, что для любовных связей достаточно только осто-
рожности и самое важное — вести их так, чтобы.не
вызвать подозрений. Счастье так же зависит от мнения
других, как и от своего собственного. Тщеславие ока-
зывает'человеку больше услуг, чем самое справедливое
и обоснованное самолюбие. Вы можете справиться об
этом у бесчисленного множества плохих авторов, рас-
ценивающих свои заслуги по доходу от продажи своих

книг.

Олицетворим добродетель. Честь ее можно срав-
нить с алмазом, который она носит на пальце: грубые


любовники любят не ее самое, а ее алмаз, который
хотят получить, не проходя через жестокие испытания.
И такая удача очень часто выпадает на долю тех, кто
ее меньше всего достоин. Так домогаются руки урод-
ливой старухи ради висящих в ее ушах драгоценностей
или ради овладения ее богатством...

Разрешите мне набросать небольшую картину обще-
ственных добродетелей. Добродетели эти разнообразны.
Врач, сохраняющий при помощи своего искусства лю-
дей, делает больше, чем если бы он создавал их за-
ново. Отец семейства воспитывает нежных и призна-
тельных детей; он дает им вторую жизнь, более цен-
ную, чем первая. Полный внимания и уважения к своей
супруге муж уважает себя в ее лице и старается сплести
для нее цепи из цветов. Любовник никогда не в со-
стоянии достаточно оценить то, что делает для него
его любовница, не обязанная ему ничем и жертвующая
ему всем. Истинный друг, услужливый без низкопок-
лонства, правдивый без грубости, предусмотрительный,
скромный и обязательный, защищает своего друга и
дает ему хорошие советы, не ожидая награды от него.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: