Г. В. Лейбниц

ПИСЬМО ЛЕЙБНИЦА Н. МАЛЬБРАНШУ.
13—23 МАРТА 1699 Г.

...В моем предисловии к «Дипломатическому ко-
дексу международного права» ' я указал, что быть спра-
ведливым — значит быть милосердным, но так, чтобы
это согласовалось с мудростью; что мудрость есть зна-
ние о высшем благе; что милосердие — это всеобъем-
лющее благорасположение, а благорасположение —
привычка любить; что любовь есть склонность нахо-
дить удовольствие в благе, совершенстве, счастье дру-
гого человека, или (что то же самое) склонность со-

Речь идет о работе Лейбница «Codex juris gentium diploma-
ticus», вышедшей в 1698 г.


единять благо другого с нашим собственным благом.
И там же я добавляю... что такое определение служит
для решения трудной проблемы, а именно: каким об-
разом любовь может быть бескорыстной, в то время
как люди в своих поступках всегда руководствуются
только собственными интересами. Дело в том, что сущ-
ностью любви является наше благо, но не наша корысть.
То, что доставляет наслаждение, есть добро само по
себе, но не добро для корысти; оно принадлежит цели,
а не средствам. Я также указал там, что божественная
любовь, или радость, которую испытывает человек от
чувства счастья и высшего совершенства Бога, до такой
степени необходима для нашего истинно высшего блага,
что сама по себе является этим высшим благом. А зна-
чит, и все прочие любовные чувства, и все прочие
наслаждения подчинены любви к Богу и не могут иначе
дать прочного наслаждения, то есть такого, которое
необходимо для содействия высшему благу, каковое
в свою очередь является не чем иным, как долговре-
менной радостью.

Соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 3.
С. 335—336

А. де Рнвароль

ИЗБРАННЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Человеческое сердце не знает пределов, человече-
ский ум ограничен. Бога любят не всем умом, а всем
сердцем. Я много раз замечал, что люди бессердеч-
ные, а их куда больше, чем обычно полагают, отли-
чаются непомерным себялюбием и некоторым умствен-
ным убожеством, ибо сердце вносит поправки в любое
наше свойство; эти люди завистливы, неблагодарны и
немедленно превращаются в злейших врагов того, кто
им окажет услугу.


Любовь — это мелкая кража, которую удается со-
вершить природному порядку вещей у порядка обще-
ственного.

Почему любовь всегда так недовольна собой, а себя-
любие — так довольно? Да потому, что первая только
тратит, а второе только приобретает.

Размышления и афоризмы фран-
цузских моралистов XV/— XVIII
веков. М., 1987. С. 520

Ж. Жубер


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: