Платон (427–347)

В 408 г. до н. э. произошла встреча Сократа и Платона. Сократ дал Платону многое, но главное – это твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни. В первый период своего творчества, названный «сократическим», Платон философствует преимущественно в манере своего учителя. Поиск истины ведется в области антропологии, исследуются такие этические категории, как дружба, мужество, любовь, справедливость и т. д. Но постепенно он приходит к собственному пониманию того, чем должна заниматься философия. Особую ценность философии он видит в том, что она имеет своим предметом «подлинно сущее», то, что «действительно есть». Предметом философского познания являются, согласно Платону, не отдельные преходящие вещи (знание о них Платон, вслед за Парменидом, называет всего лишь мнением), а то, что лежит в основе этих преходящих вещей. Сделать это не просто. Платон указывает, что большинство людей воспринимает не саму справедливость, добро, красоту и т. д., но лишь их различные конкретные проявления. «Их духовный взор, – пишет он, – не способен видеть природу красоты самой по себе и радоваться ей». В отличие от них философы – это «те, кто способен подняться до самой красоты, видеть ее саму по себе».

Такое понимание предмета философии непосредственно подводит нас и объясняет нам центральный пункт его философии – теорию идей. Ведь понятие о красоте, понятие о добре, понятие о справедливости и т. д., и называются у Платона идеями. Таким образом для Платона идея – это совокупность всех существенных свойств предмета, его смысл. Рассмотрим основные положения, теории идей Платона:

а) Все что существует имеет свою идею. Если бы не было идей, то было бы невозможно отличить один предмет от другого и вся действительность превратилась бы в какой-то непознаваемый мрак;

б) Следует различать идею вещи и саму вещь. Например, стол, его можно покрасить, сжечь, распилить, измерить и т. п. Но можно ли то же самое сделать с идеей стола? Конечно нет. Идея вещи, вскрывая смысл вещи (т. е. отвечая на вопрос «что такое эта вещь?») вовсе не сводится к совокупности материальных свойств вещи, а есть нечто нематериальное, невещественное.

Открытие Платоном самого факта существования идей, их невещественного характера, их необходимости для познания является выдающейся заслугой Платона. Без этого открытия невозможно никакое осмысленное человеческое познание, а значит никакая философия, никакая наука. Этим, прежде всего, велик Платон, что навсегда обеспечило для него огромную роль в истории последующей культуры.

Открыв, неведомый до него мир идей, Платон испытал огромный эмоциональный подъем, он откровенно восторгается этим новым, удивительным миром, всячески восхваляет его и доходит до прямого его обожествления. Это нашло свое выражение, во-первых, в том, что он признал полную изолированность мира идей по отношению к миру вещей, представил его как нечто вечно существующее на небесах. Во-вторых, Платон первым четко сформулировал тезис о примате идеи над материей.

Идеи определяют жизнь материального мира. Это вечные образцы, модели, по которым строится все многообразие вещей, образованных из бесформенной, темной, текучей, бесконечной материи. Сама материя ничего не может породить. Она только принимает в себя идущие от идей световые истечения (эманации). Сила этого света, исходящего от идей, оживляет темную материальную массу, придает ей ту или иную видимую форму, по образцу вечных и неизменно-прекрасных форм мира идей.

Учение об идеях Платон также проводит в своей социальной философии. Он наивно верил, что достаточно правильно усвоить идеи, как общественная жизнь тоже станет идеальной. Поэтому, например, во главе сконструированного им идеального государства стоят именно философы, которые более других способны хорошо усваивать вечные идеи. Среди этих вечных идей, которыми необходимо руководствоваться правителям, Платон первое место отводил справедливости. Таким образом, платоновское идеальное государство – это, прежде всего, справедливое государство. Из тех типов государства, которые реально уже были, он считалправильными монархию, аристократию и политию, а неправильными тиранию, олигархию и демократию. Такое предпочтение понятно: возможны «мудрый монарх», образованная аристократия и свободные граждане полиса, т. е. есть шансы, что хотя бы они могут усвоить вечные идеи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: