Долгосрочное финансирование международной компании осуществляется в двух основных формах:
- от инвесторов (через покупку акций и облигаций международной компании);
- от кредиторов(в виде банковского кредита или через покупку облигаций- долгосрочных ценных бумаг).
По источникам долгосрочное финансирование компании подразделяется на
А).Внутренние источники долгосрочного финансирования – накопленные нетто-денежные потоки, возникающие при осуществлении международных операций.
Основа нетто-денежных потоков:
- нераспределенная прибыль;
- накопленная амортизация.
NCF= NP-DIV+Am, где
NCF- нетто-денежный поток; NP-чистая прибыль компании; DIV- выплаченные дивиденды; Am- амортизация.
NP = TR-OC-IP-Tax, где
TR- общая денежная выручка от операций компании; OC- операционные издержки; IP – процентные платежи; Tax- налоги.
Б).Внешние источники долгосрочного финансирования - банковское финансирование в виде банковского кредита в форме покупки банками долгосрочных ценных бумаг компании, не поступающих в открытую продажу, а размещаемых в частном порядке среди крупных инвесторов, и привлечение средств за счет эмиссии акций и облигаций.
|
|
Структура долгосрочного финансирования различна для фирм разных стран.
Для крупных американских и японских компаний характерна опора на самофинансирование и на средства инвесторов, мобилизованных посредством эмиссии ценных бумаг. Это связано со значительным развитием в англосаксонских странах и Японии рынков ценных бумаг.
Банковское финансирование преобладает в Германии, Франции и других странах континентальной Европы. Это связано с исторически сложившимися тесными связями банков и промышленных предприятий в данном регионе и с меньшей активностью фондового рынка.
В зависимости от типа взаимоотношений резидент-нерезидент и вида используемой валюты международное финансирование подразделяется на иностранное и евровалютное.
Банковское финансирование представлено в основном евровалютными синдицированными займами, предоставляемыми на базе роллверной ставки.
Небанковское финансирование с рынка ценных бумаг предполагает использование иностранных облигаций, еврооблигаций и евроакций.
Традиционно наибольшие рынки иностранных облигаций находятся в США и Швейцарии; иностранное облигационное финансирование активно используется также в Японии и Люксембурге.
Например, канадская корпорация заимствует капитал на рынке облигаций в США. При получении разрешения от Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку США она может продавать собственные облигации, деноминированные в $ американцам. Кроме иностранного происхождения заемщика эта облигация ничем не отличается от облигаций, выпущенных в обращение аналогичными корпорациями США. Но так как канадская корпорация является иностранной корпорацией, то эти облигации будут называться иностранными.
|
|
Чаще всего доступ иностранных компаний к местному рынку капитала ограничивается. Так, существуют правительственные рестрикции относительно сроков и сумм, которые могут получить иностранцы, и направлений их использования.
Еврооблигационное финансирование является альтернативным другим способам привлечения средств на длительные сроки. Еврооблигация- любая облигация, выраженная в валюте одной страны, а продаваемая в другой стране.
Например, британская фирма эмитирует облигации, выраженные в фунтах и продает их в Германии. Другим примером будет являться размещение во Франции облигаций Ford Motor Company, выраженных в $.
Еврооблигации представляют собой среднесрочные займы, выпускаемые международными банковскими консорциумами (Табл. 3).
Таблица 3.
Основные характеристики еврооблигационных займов
Показатели | Характеристики |
Общая сумма займа | от 50 до 100 тыс. долларов США |
Срок погашения | от 5 до 15 лет |
Процентные ставки | краткосрочная рыночная ставка, изменяющаяся каждые 6 месяцев |
Котировка | биржи Люксембурга, Лондона, Франкфурта |
Срок получения фондов | через 6 недель после передачи поручения руководителю консорциума |
Первоначально еврооблигации выпускались только многонациональными компаниями, международными финансовыми институтами, национальными правительствами, однако в настоящее время рынок еврооблигаций активно используется крупными национальными компаниями.
Эмиссии евроакций — это эмиссии, размещаемые одновременно на нескольких рынках международным синдикатом финансовых учреждений. Однако эта операция представляется рискованной из-за возможности перехода контрольного пакета акций компании к акционерам другой страны. Тем не менее, она желательна для фирм, которые планируют экспорт на иностранные рынки и развитие зарубежного производства, так как имя компании в этом случае становится широко известным за рубежом, что способствует продвижению ее продукции на этом рынке. При выпуске евроакций часто улучшается кредитная репутация фирмы-эмитента, что облегчает ей доступ к другим ресурсам.
Вопросы для самопроверки
1. Каковы особенности функционирования современной валютной системы?
2. Назовите и охарактеризуйте основные виды валютного риска.
3. Какие методы страхования валютных рисков Вы знаете?
4. Назовите и охарактеризуйте контрактные методы страхования транзакционного риска.
5. В чем особенности применения инструментов срочного валютного рынка для хеджирования валютных рисков?
6. Почему в настоящее время все большую популярность получают инструменты срочного валютного рынка по сравнению с контрактными методами страхования валютных рисков?
7. Каковы особенности современного мирового рынка ссудных капиталов и тенденции его развития?
8. Назовите и охарактеризуйте внутренние и внешние источники краткосрочного финансирования международной фирмы.
9. Что собой представляет классификация банковского финансирования по видам используемых валют? Какое прикладное значение она имеет?
10. В чем особенности долгосрочного финансирования международной фирмы? Назовите и охарактеризуйте основные способы его осуществления.
11. Что собой представляют нетрадиционные методы финансирования внешней торговли? Назовите факторы, способствующие их распространению.
Основная рекомендуемая литература
1. Международный менеджмент. Учебник для вузов/Под ред. С.Э. Пивоварова, Д.И. Баркана, Л.С. Тарасевича, А.И. Майзеля.- СПб: Издательство «Питер», 2000. с.312-339; 358-378; 393-445; 459-467.
|
|
2. Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя cреда и деловые операции. Пер.с англ., 6-е изд. - М.: “Дело Лтд” 1993. 256-270; 290-318.
3. Гриффин Р., Пастей М. Международный бизнес, 4-е изд./Пер. с англ. Под ред. А.Г. Медведева.-СПб.: Питер, 2006.Гл.7, 8.
4. Современная внешнеэкономическая деятельность/ Под ред. д.э.н., профессора Б.М. Смитиенко – М.: МГУП, 2000. Раздел II.