Основные приемы и методы экономического анализа

Метод экономического анализа определяется содержанием и особенностями изучаемого предмета, а также конкретными целями и задачами, которые ставятся перед анализом.

Характерными особенностями метода экономического анализа деятельности экономического субъекта являются:

- использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность предприятия,

- изучение причин изменения этих показателей,

- выявление и измерение взаимосвязи между ними с целью повышения экономической эффективности деятельности.

Показатель есть индикатор, характеризующий состояние или динамику развития изучаемого экономического процесса.

Каждое экономическое явление, каждый процесс чаще определяется не одним, обособленным, а целым комплексом взаимосвязанных показателей. От того, насколько показатели полно и точно отражают сущность изучаемых явлений, зависят результаты анализа. Так как в анализе используется большое количество разнокачественных показателей, необходима их группировка и систематизация.

По своему содержанию показатели делятся на количественные и качественные.

Количественные показатели отражают количественные характеристики объекта исследования, экстенсивную сторону исследуемого процесса. Качественные показатели показывают существенные особенности и свойства изучаемых объектов, характеризуют интенсивную сторону анализируемых процессов. Изменение количественных показателей обязательно ведет к изменению качественных показателей и наоборот.

Одни показатели используются при анализе деятельности всех отраслей национальной экономики, другие – только в отдельных отраслях. По этому признаку они делятся на общие и специфические.

Показатели, используемые в экономическом анализе, по степени синтеза делятся также на обобщающие, частные и вспомогательные (косвенные). Первые применяются для обобщённой характеристики сложных экономических явлений. Частные показатели отражают отдельные стороны, элементы изучаемых явлений и процессов. Вспомогательные (косвенные) показатели используются для более полной характеристики того или иного объекта анализа.

Аналитические показатели делятся на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели выражаются в денежных, натуральных измерителях или через трудоёмкость. Относительные показатели дают соотношение каких-либо двух абсолютных показателей. Они определяются в процентах, коэффициентах или индексах. Абсолютные показатели делятся, в свою очередь, на натуральные и стоимостные. Натуральные показатели выражают величину явления в физических единицах измерения (масса, длина, объём и т.д.). Стоимостные показатели характеризуют величину сложных явлений в денежном измерении.

При изучении причинно-следственных отношений показатели бывают факторными и результативными. Если тот или иной показатель рассматривается как результат воздействия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвязей он называется результативным. Показатели, которые определяют поведение результативного показателя и выступают в качестве причин изменения его величины, называются факторными.

По способу формирования различают показатели нормативные; плановые; учётные; отчётные; аналитические (оценочные), которые исчисляются в ходе самого анализа для оценки результатов и эффективности работы предприятий.

Все показатели, которые используются в анализе, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это вытекает из реально существующих связей между экономическими явлениями, которые они описывают. Комплексное изучение экономики предприятий предусматривает систематизацию показателей, потому что совокупность показателей, какой бы исчерпывающей она ни была, без учёта их взаимосвязи, соподчиненности не может дать настоящего представления об эффективности хозяйственной деятельности. Для этого необходимо изучить факторы, под влиянием которых изменяется тот или другой показатель.

В экономических исследованиях под фактором обычно понимают движущие силы какого-либо процесса, явления, определяющие его характер или отдельные черты.

В экономической литературе принята следующая группировка факторов:

1. По степени воздействия на результаты работы объектов факторы подразделяются на основные и второстепенные.

2. По степени количественного измерения влияния факторов на совокупный результативный показатель они делятся на поддающиеся и не поддающиеся количественной оценке.

3. По времени воздействия факторы бывают постоянные, влияющие непрерывно на весь изучаемый период, и временные, действующие на определенный период.

4. По охвату действием различаются общие и специфические факторы.

5. По степени детализации они делятся на простые, являющиеся результатом действия одной причины, и сложные, возникающие из-за комплекса причин.

6. По характеру действия факторы делятся на объективные, не зависящие от результатов работы объекта, и субъективные, зависящие от них.

7. По способу определения подразделяются на прямые, влияние которых изучается непосредственно без специальных приемов, и расчетные, действие которых измеряется при помощи специальных расчетов.

8. По действию на результаты хозяйственной деятельности факторы могут быть положительными и отрицательными.

9. По степени действия факторы могут быть первого, второго, третьего, n-го порядка.

10. По направлениям путей развития факторы можно подразделить на интенсивные и экстенсивные.

11. По уровням объекта управления факторы можно подразделить на: технико-экономические; ресурсов; процессов; социально-организа­ционные; социально-психологические; физиологические и др.

12. По цели измерения влияния на результаты хозяйственной деятельности факторы разделяют на количественные и качественные, сложные и простые, прямые и косвенные, измеримые и неизмеримые.

Метод экономического анализа – это системное, комплексное, органически взаимосвязанное изучение экономической и социальной деятельности экономических субъектов специальными приемами с объективной оценкой результатов их работы, а также обеспечения необходимой информацией для принятия оптимальных управленческих решений.

Под методикой исследования понимается совокупность приемов, способов и средств, используемых для проведения экономического анализа в предварительно установленной последовательности для достижения поставленной цели.

Первичная обработка информации при исследовании проводится с помощью специальных способов и технических приемов, которые представляют собой важные элементы методики экономического анализа.

Все приемы экономического анализа подразделяются на две группы:

- формализованные (количественные);

- неформализованные (качественные).

Качественные методы экономического анализа предусматривают анализ причинно-следственных связей экономических событий и хозяйственных процессов и выявление неиспользованных и перспективных резервов повышения эффективности деятельности. К этим приемам, прежде всего, относятся различные методы факторного анализа.

Методы факторного анализа подразделяются на:

- функциональные (методы детерминированного факторного анализа);

- корреляционные, дисперсионные (методы стохастического факторного анализа).

Количественные методы экономического анализа позволяют исследовать факторы, выявленные в процессе качественного анализа, в динамике и пространстве, а также осуществлять прогнозные расчеты.

К количественным методам относятся:

- статистические;

- бухгалтерские;

- экономико-математические.

К статистическим методам экономического анализа относят:

- метод сравнения;

- абсолютные и относительные показатели;

- расчет средних величин;

- ряды динамики;

- сводка и группировка;

- балансовый метод;

- графический прием.

Самым распространенным методом анализа является метод сравнения. Этот прием дает возможность рассматривать одно экономическое явление в сравнении с другим, позволяет оценить результаты хозяйственной деятельности, помогает определить пути ее улучшения.

Сравнение используется в следующих ситуациях:

Первая ситуация: сопоставление плановых и фактических показателей. Это сопоставление способствует определению процента выполнения плана за месяц, квартал или год, позволяет установить отклонения от целевых параметров:

а) сравнение фактических данных за прошлые периоды с плановыми данными текущего периода используется для проверки обоснованности плановых показателей;

б) сопоставление фактических данных с информацией прошлых периодов;

в) сопоставление фактических показателей с нормативными.

На базе такого сравнения выявляется экономия (перерасход) ресурсов при изготовлении продукции, оценивается эффективность их применения и определяются возможности увеличения объема выпуска и снижения себестоимости изготавливаемой продукции;

г) сопоставление показателей анализируемого экономического субъекта с показателями аналогичных по специализации предприятий со средними данными по отрасли.

Экономический анализ использует следующие виды сравнительного анализа:

1) горизонтальный;

2) вертикальный;

3) трендовый;

4) динамический;

5) статический;

6) одномерный;

7) многомерный.

Горизонтальный сравнительный анализ необходим для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, уровня прошлого года).

Вертикальный сравнительный анализ изучает структуру экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом (структура себестоимости, удельный вес амортизируемого оборудования в общей их сумме).

Трендовый анализ используется для изучения относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании основной тенденции динамики показателей.

Динамические (временные) сравнения используют для изучения изменения исследуемых показателей во времени, а статические (пространственные) сравнения – для оценки уровня показателей одного периода по различным экономическим субъектам.

Одномерный сравнительный анализ позволяет сопоставить один или несколько показателей по одному объекту или сопоставить несколько объектов по одному показателю.

Многомерный сравнительный анализ позволяет сопоставить результаты деятельности нескольких экономических субъектов (подразделений) по широкому спектру показателей.

Все виды сравнительного анализа проводятся с условием сопоставимости сравниваемых показателей, обеспечивающих:

- единство показателей: объемных, стоимостных, качественных, структурных;

- единство периодов времени, по которым осуществляется сравнение;

- сопоставимость производственных условий;

- сопоставимость методики расчета показателей.

Другим статистическим методом экономического анализа является использование абсолютных, относительных показателей и средних величин.

Абсолютные показатели отражают количественное измерение фактов хозяйственной жизни в единицах меры, веса, объема, продолжительности, площади, стоимости.

Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого факта хозяйственной жизни с величиной другого факта хозяйственной жизни или с величиной этого же факта, но взятого за другое время или по другому объекту анализа. Относительные величины рассчитываются делением одной абсолютной величины на другую.

В экономическом анализе используют разные относительные величины, в частности:

1) относительная величина планового задания, которая определяется как отношение планового уровня показателя текущего года к фактическому его уровню в прошлом году или к среднему за три – пять предыдущих лет;

2) относительная величина выполнения плана, которая представляет отношение фактического к плановому уровню показателя отчетного периода в процентах;

3) относительные величины динамики, характеризующие изменение показателей за определенный промежуток времени, рассчитываются как отношение величины показателя текущего периода к его уровню в предыдущем (за месяц, квартал, год). Относительные величины динамики показывают темп роста (прироста) и выражаются в процентах или коэффициентах. Относительные величины динамики являются базисными, когда каждый следующий уровень динамического ряда сравнивается с базисным годом, и цепными, когда уровень показателя следующего относится к предыдущему;

4) показатели структуры характеризуют относительную долю (удельный вес) части в общем, выраженную в процентах или коэффициентах, например удельный вес собственного капитала в общем капитале, удельный вес рабочих в общем количестве персонала;

5) относительные величины координации представляют собой соотношение частей целого между собой – отражают пропорции заемного и собственного капитала. Например, соотношение заемного и собственного капитала, соотношение активной и пассивной части основных производственных фондов;

5) относительные величины интенсивности характеризуют степень распространенности, развития явления в соответствующей среде, например, степень заболеваемости персонала, процент рабочих высшей квалификации;

6) относительные величины эффективности – это соотношение эффекта с ресурсами или затратами, например размер прибыли на рубль затрат, на одного рабочего, на рубль выручки, на рубль вложенного капитала.

Средние величины в экономическом анализе служат для обобщения количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку.

Преимущество средних величин связано с возможностью обобщения характеристики совокупности однородных массовых явлений, которые дают возможность выявлять тенденции и закономерности развития экономических явлений и процессов.

Недостаток средних величин проявляется в том, что за общими средними показателями при их общей положительной оценке могут скрываться отдельные упущения и просчеты в организации и ведении бизнеса. Так, средний показатель загрузки промышленного оборудования в компании холдингового типа может скрывать низкую эффективность его экстенсивного использования на отдельных предприятиях, входящих в холдинг. Поэтому при анализе требуется дополнять средние величины среднегрупповыми и индивидуальными показателями.

При этом применяют следующие средние величины:

- простые и взвешенные среднеарифметические;

- среднегеометрические;

- среднехронологические;

- среднеквадратичные;

- мода;

- медиана.

В аналитических расчетах чаще применяется средняя арифметическая, простая и взвешенная, среднегеометрическая.

Средняя арифметическая простая рассчитывается по формуле:

где, Х ариф. – средняя арифметическая простая;

хi – индивидуальное значение признака каждой единицы совокупности;

n – число единиц совокупности.

Средняя арифметическая взвешенная:

fi – частота повторения единиц совокупности.

Средняя геометрическая (производная от средней арифметической взвешенной) применяется в том случае, когда не известна частота повторения единиц совокупности, а известно произведение значения признака и частоты (М):

х - значение признака.

Средняя хронологическая используется в том случае, если исходные данные представлены на определенную дату:

х – значение признака;

n – количество исходных значений.

Следующим статистическим методом экономического анализа является метод группировки, состоящий из этапа сводки и группировки.

Сводка – процесс научной обработки первичных статистических данных, включающий выборку материала; разработку системы показателей для характеристики групп и подгрупп; подсчет итогов по группам и в целом; отображение обработанного материала в виде таблиц.

Группировки позволяют изучить характеристику связей и зависимостей между изучаемыми показателями и явлениями, обнаружить в них те или закономерности или тенденции.

Группировка предполагает классифицирование изучаемых явлений по определенным признакам. Эти признаки не должны быть случайными, необходимо раскрыть сущность, природу явления.

Основные виды группировок: типологические, структурные и аналитические.

Типологические группировки – это распределение единиц разнородной совокупности на качественно однородные группы. В основе таких группировок лежит атрибутивный признак (качественный), в частности, классификация субъектов по отраслевому признаку, формам собственности.

Структурные группировки – это распределение единиц однородной совокупности на группы и подгруппы по количественному признаку.

Структурные группировки используют при изучении состава самих экономических субъектов по объему выпускаемой продукции, численности персонала, объему дебиторской или кредиторской задолженности, по срокам ее возврата. Состав и структура может рассматриваться как в статике, так и в динамике.

В ходе анализа сложных экономических явлений целесообразно производить группировку не по одному, а по нескольким признакам.

Аналитическая группировка предназначена для выявления связи и зависимости между изучаемыми показателями, объектами, явлениями. Эта группировка составляется по двум или более взаимосвязанным признакам.

Построение аналитических группировок из двух взаимосвязанных показателей связано с рассмотрением одного показателя в качестве факторного признака, а другого – в качестве результативного.

При этом следует учитывать, что один и тот же показатель в зависимости от изучаемой ситуации может быть и результативным признаком для ряда факторных, и факторным для изучаемого результативного. Например, в случае выявления влияния различных факторов на изменение прибыли от продаж (результативный признак) факторными признаками являются выручка от продажи товаров, себестоимость проданных товаров, коммерческие и управленческие расходы. В то же время, являясь факторным признаком для прибыли от продаж, будет результативным признаком для объема проданных товаров и их цены.

По сложности построения различают простые и комбинированные группировки.

Простые группировки позволяют изучать взаимосвязь между сгруппированными явлениями по одному признаку.

Комбинированные группировки позволяют разделить изучаемую совокупность по одному признаку, а затем внутри каждой группы – по другому признаку. Эти группировки могут быть двух- и трехуровневые, что позволяет изучать разнообразные и сложные взаимосвязи. Построение многоуровневых группировок трудоемко и трудно воспринимается, поэтому изучение сложных взаимосвязей проводят с помощью несколько простых группировок.

Методика построения группировок представляет собой следующую последовательность:

- определяется цель проведения анализа;

- осуществляется сбор данных по всей совокупности объектов;

- ранжируется совокупность по выбранному для группировок признаку;

- выбирается интервал распределения совокупности и проводится деление на группы;

- определяются среднегрупповые показатели по группировочным и факторным признакам;

- проводится анализ полученных средних величин;

- определяются взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат.

При построении комбинированной группировки этот порядок можно расширить за счет повтора последних трех пунктов.

Следующим статистическим методом экономического анализа является балансовый метод.

Балансовый метод используется для изучения соотношений двух групп взаимосвязанных показателей, итоги которых должны быть равны между собой. Название метода взято по аналогии с бухгалтерским балансом, как одного из методов взаимосвязи большого количества показателей двумя равными итогами - валютой баланса. Особенно широко применяется метод при анализе правильности размещения и использования имущества, источников финансирования деятельности и обязательств.

Балансовый метод используется при изучении функциональных аддитивных связей, в частности, при анализе товарного баланса, обеспеченности трудовыми и финансовыми ресурсами, сырьем, а также при анализе полноты их использования.

Балансовый способ повсеместно используется для проверки полноты и правильности произведенных расчетов в факторном анализе.

В некоторых случаях балансовый метод служит для определения величины влияния отдельных факторов на прирост результативного признака. Например, когда из трех факторов известно влияние двух, то влияние третьего можно определить, вычитая из общего прироста результативного показателя результат влияния первых двух факторов:

Yc = Yобщ - Ya - Yb.

Следующим статистическим методом экономического анализа является графический прием.

В экономической литературе встречаются разные точки зрения на то, куда относить графический прием – к методам анализа или к способам представления результатов уже проведенного анализа.

Поскольку метод представляет собой инструмент воздействия на какое-либо явление или процесс с целью его изучения, поэтому графики можно подразделить на два основных вида:

- на констатирующие какой-либо факт хозяйственной жизни, что является наглядным, простым к восприятию чего-либо малоинформативного для проведения анализа;

- на информативные, которые характеризуют сущность, состав, структуру изучаемого явления.

Типичные примеры первого вида графиков – столбиковые, квадратные и круговые диаграммы.

К информативным диаграммам следует отнести: секторные, линейные, спиральные диаграммы.

Линейные диаграммы используются чаще всего для изображения динамических рядов и при изучении связи между явлениями, экономическими процессами или показателями.

Применение экономико-математических методов позволяет более точно учесть влияние факторов на результативные показатели, заменить приближенные расчеты точными расчетами с использованием математических приемов и решения многомерных задач.

К экономико-математическим методам относят:

1) методы элементарной математики, используемые при традиционных экономических расчетах, например, при обосновании потребности в ресурсах, определении сумм затрат на производство, разработке планов, при балансовых расчетах;

2) классические методы математического анализа: дифференцирование и интегрирование, вариационное исчисление, которые применяются в факторном анализе;

3) методы математической статистики, которые используются при изучении изменения анализируемых показателей, когда связь между анализируемыми показателями имеет стохастический характер (случайный). В экономическом анализе из математико-статистических методов часто используются методы множественного и парного корреляционного анализа;

4) методы математического программирования, представляющие основной прием при решении задач по оптимизации деятельности экономического субъекта;

5) эконометрические методы, которые базируются на синтезе знаний экономики, математики и статистики и основой являются экономический модели в виде схематического представления экономического явления или процесса с помощью научной абстракции и отражением их специфики. Распространение получили матричные (балансовые) модели;

6) методы исследования операций, которые предусматривают количественную оценку полученных решений и выбор из них наилучшего (теория игр, теория массового обслуживания и др.).

Наиболее востребовано математическое моделирование экономических процессов, которое позволяет дать характеристику и количественное описание внутренней структуры и внешних связей исследуемого объекта.

В факторном анализе используют детерминированные (функциональные) и стохастические (корреляционные) модели.

Детерминированные факторные модели позволяют исследовать связь результативного показателя (функции) с факторами (аргументами).

Для этого необходимо выполнить условия:

- включаемые в модель факторы и сами модели должны реально существовать и не быть абстрактными величинами и явлениями;

- факторы должны находиться в математической и причинно-следственной связи с исследуемыми показателями;

- показатели факторной модели имеют количественное измерение;

- сумма влияния отдельных факторов должна быть равна общему приросту результативного показателя.

В детерминированном анализе выделяют часто встречающиеся типы факторных моделей, таких как:

1. Аддитивные модели (модели сложения):

∑ хi = х1+ х2 + х3+ … + хn.

Аддитивные модели применяются, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей.

2. Мультипликативные модели (модели умножения):

Пхi = х1 × х2× х3 × …× хn.

Мультипликативные модели используются в случае, когда результативный показатель является произведением нескольких факторов. Например, выручку от реализации продукции можно представить как произведение количества реализованных изделий на их цену.

3. Кратные модели (модели деления):

х12.

Кратные модели используются в случае, когда результативный показатель представляет собой отношение одного факторного показателя к другому факторному показателю. Например, материалоемкость, фондоотдача.

4. Смешанные (комбинированные) модели представляют собой сочетание в различных комбинациях выше приведенных моделей:

х1/ (х- х3);

х1× (х23).

Стохастический факторный анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной).

Методы решения сложных проблем, когда из-за недостаточности информации нельзя четко очертить границы применения формализованных методов, оценить допустимые ошибки, получили название «эвристических».

Эвристика (нахожу, отыскиваю, открываю) наука о творческом мышлении. Эвристические методы основаны на опыте, интуиции исполнителя. Для того чтобы использовать эвристические методы в экономическом анализе у экономического субъекта должна быть благоприятной атмосфера для творческой мысли и должна существовать эффективная система обмена идеями.

При применении эвристических методов достигается творческий поиск решения экономических задач.

Наиболее часто используемые методы:

- прием мозгового штурма (мозговой атаки);

- прием синектики;

- метод ассоциаций и аналогий;

- метод коллективного блокнота;

- метод контрольных вопросов;

- метод Дельфи.

Все факты хозяйственной жизни находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, одни из которых непосредственно связаны между собой, а другие – косвенно. В связи с этим методологически важно изучить и измерить влияние факторов на величину исследуемых экономических показателей.

Под факторным анализом понимается переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.

При проведении исследования используются следующие виды факторного анализа:

- детерминированный (функциональный);

- стохастический (корреляционный).

При проведении детерминированного факторного анализа применяют следующие приемы:

- цепных подстановок;

- абсолютных разниц;

- относительных разниц;

- индексный;

- интегральный.

Первые четыре приема основаны на принципе элиминирования. Элиминировать – это означает устранение, отклонение, исключение воздействия всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. В основу этого приема положено правило, когда факторы независимо друг от друга изменяются, т.е. при изменении первого, другие не подлежат изменению, затем изменяются два фактора и т.д. Это показывает влияние каждого фактора на величину результативного показателя.

Метод цепных подстановок используется в случае функциональной связи между частными (факторными) и обобщающим показателями.

Влияние любого частного показателя на обобщающий показатель определяется при замене базового значения фактора на его фактическую величину, а остальные частные показатели остаются без изменений. Такая замена называется подстановкой. По формуле определяется новое значение, из которого вычитают предшествующий показатель. Результат этого действия показывает влияние фактора.

При использовании этого метода необходимо:

1. Установить взаимосвязь между изучаемыми показателями с написанием формулы расчета.

2. Отделить количественные показатели от качественных.

3. Установить логическую последовательность подстановки, поскольку произвольное ее изменение может привести к неправильным результатам, т.е. сначала определяют влияние количественных факторов, а затем качественных факторов.

4. Использовать базисное значение соответствующего факторного показателя, если влияние какого-либо фактора еще не определено. Использовать отчетное (фактическое) значение соответствующего факторного показателя, если влияние фактора установлено.

5. Совпадение суммарного совокупного влияния всех факторов с отклонением фактического результативного показателя от его базисного уровня, учитывая, что при расчете влияния факторов знак плюс (+) - это всегда увеличение, а знак минус (-) – уменьшение независимо от того имеет ли изучаемое изменение факторного показателя положительный или отрицательный характер.

При расчете влияния на результативный показатель количественного фактора качественный фактор остается неизменным, при определении влияния качественного фактора количественный фактор меняется.

Метод абсолютных разниц является модификацией способа цепных подстановок. Особенно эффективно этот метод используется в том случае, когда исходная информация уже содержит данные по абсолютным отклонениям факторных показателей. Метод абсолютных разниц не требует расчета условных величин результативного показателя, как это делается при использовании метода цепных подстановок. Здесь сразу определяются отклонения результативного показателя за счет отдельных факторов.

Метод относительных разниц является одной из модификаций способа цепной подстановки и применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя в мультипликативных моделях. Он используется в случаях, когда исходные данные содержат определенные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах. Его применение эффективно, когда исходная информация содержит уже определенные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах или коэффициентах.

Для расчета влияния первого фактора на величину результативного показателя необходимо базовую величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженный в процентах, и результат разделить на 100.

Для определения влияния второго фактора необходимо к базовой величине результативного показателя добавить его изменение за счет первого фактора. Полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора в процентах и результат разделить на 100.

Индексный метод использует относительные показатели, получаемые отношением фактического анализируемого показателя к его уровню в базисном периоде (в прошлом году, по плану, по другому объекту).

Алгоритм расчета:

- Iу индекс результативного показателя;

- а, b - факторы, влияющие на индекс.

Здесь использована двухфакторная модель вида у = а×b. Индексный метод позволяет провести разложение по факторам не только относительных, но и абсолютных величин обобщающих показателей:

- абсолютный прирост результативного показателя:

∑ а1b1 - ∑а0b0,

- прирост показателя за счет фактора а:

уа = ∑а1b0 - ∑ а0b0,

- прирост показателя за счет фактора b:

уb = ∑а1b1 - ∑а1b0.

При построении моделей в факторном анализе необходимо обратить внимание на очередность расположения факторов. В первую очередь анализируется влияние количественных факторов, отражающих размер, величину показателей, а затем качественных факторов, характеризующих экономическую эффективность деятельности экономического субъекта.

Интегральный метод предполагает расчеты на основе базовых значений показателей. При этом дополнительный прирост результативного показателя, образованного от взаимодействия факторов, распределяется между этими факторами поровну.

Для двухфакторной модели алгоритм расчета влияния факторов на результативный показатель будет иметь следующий вид:

При интегральном методе расчет количественных значений влияния факторов на обобщающий показатель не будет совпадать с теми значениями, которые были получены при расчетах способами цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц.

По завершении расчетов оформляются выводы по результатам анализа.

Вывод строится по следующей схеме:

а) указывается отклонение результативного показателя от базисного значения;

б) выделяются факторы, оказавшие положительное влияние на результативный показатель, и оценивается размер их влияния;

в) выделяются факторы, оказавшие отрицательное влияние на результативный показатель, и оценивается размер их влияния;

г) определяется сумма резервов роста эффективности деятельности экономического субъекта;

д) вносятся предложения для управленческих решений.

Факторный анализ проводится как для текущей оценки деятельности, так и для определения динамики развития экономического субъекта.

Корреляционный факторный анализ используется при наличии достаточно большого количества наблюдений о величине исследуемых факторных и результативных показателей (в динамике или за текущий год по совокупности однородных объектов).

Использование корреляционного анализа дает возможность:

- определять изменение результативного показателя под воздействием одного или нескольких факторов в абсолютном выражении, т.е. определять на сколько единиц изменяется величина результативного показателя при изменении факторного на единицу;

- выявлять относительную степень, зависимость результативного показателя от каждого фактора.

Для изучения стохастических зависимостей применяются способы парной и множественной корреляции.

Парная корреляция представляет собой связь между двумя показателями, один из которых является факторным, а другой – результативным.

При использовании способов парной корреляции одной из основных задач является подбор соответствующего типа уравнения, которое отражает характер изучаемой прямолинейной или криволинейной связи. Это достигается путем сопоставления параллельных рядов, группировки данных и линейных графиков. Размещение точек на графике показывает характер образовавшейся зависимости между изучаемыми показателями: прямолинейной или криволинейной.

Наиболее простым уравнением, которое характеризует прямолинейную зависимость между двумя показателями, является уравнение прямой:

Ух = а + b × х,

Где У результативный показатель;

х – факторный показатель;

а и b – расчетные параметры уравнения регрессии.

Довольно часто в экономическом анализе для исследования криволинейной зависимости используется гипербола:

Ух = а + b/ х.

Гипербола описывает зависимость между двумя показателями, когда при увеличении одной переменной значения другой увеличиваются до определенного уровня, затем прирост снижения.

При более сложном характере зависимости между изучаемыми явлениями используется сложные параболы третьего, четвертого порядка, а также квадратические и иные функции.

Множественная корреляция возникает от взаимодействия нескольких факторов с результативными показателями.

Решение задачи многофакторного корреляционного анализа осуществляется на компьютере по типовым программам.

В современных условиях наиболее действенной и результативной является методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. Такой анализ, во-первых, объединяет в единое целое управленческий и финансовый анализ, во-вторых, ретроспективный и предшествующий прогнозный анализ, в-третьих, обобщает результаты тематических анализов в единое целое.

В системе комплексного экономического анализа хорошо сочетаются: внутрипроизводственный анализ, который позволяет выявить внутренние резервы производства, связанные с лучшим использованием и модернизацией имеющихся ресурсов; анализ хозяйственных отношений, который дает возможность оценить готовность и надежность партнерских связей; анализ состояния рынка с учетом конкурентной среды; анализ достаточности собственных ресурсов для развития производства и возможности и целесообразности разных способов привлечения дополнительных, в том числе заемных, средств.

Комплексный анализ хозяйственной деятельности предполагает изучение всех сторон производственно-хозяйственной деятельности экономического субъекта в их взаимообусловленности и взаимосвязи. В комплексном анализе важным является его системность, увязка отдельных разделов – блоков анализа между собой, вывод результатов анализа каждого блока на обобщающие показатели эффективности.

При проведении комплексного анализа выделяют, как правило, шесть этапов:

1) Целевой – объект исследования представля­ется как система, для которой определяют цели и условия функцио­нирования. Деятельность экономического субъекта необходимо рас­сматривать как систему, состоящую из взаимосвязанных элемен­тов: ресурсов, производственного процесса и готовой продукции;

2) Параметрический – осуществляется отбор показателей, характеризующих производственную деятельность, т.е. разрабатываются качественные характеристики экономики субъекта;

3) Модельный – составляется общая схема (модель) системы, устанавливаются ее главные компоненты, функ­ции, взаимосвязи. Знание факторов производства, их взаимосвязей, умение определить их влияние на отдельные показатели деятельности позволяют воздействовать на уровень показателей посредством управления факторами;

4) Факторный – определяются все основные взаимосвязи и факторы, дающие количественные характеристики;

5) Расчетно-аналитический - строится модель системы на основе информации, полученной на предыдущих этапах. В нее вводят конкретные данные о работе экономического субъекта с получением па­раметров модели в числовом выражении. Методы горизонтального, вертикального, трендового, сравнительного, факторного анализа и анализа финансовых коэффициентов позволяют представить картину деятельности субъекта, его уровень по сравнению со средними фактическими данными по стране, отрасли; темпы роста основных показателей; напряженность бизнес-плана; неиспользован­ные резервы, пути роста эффективности хозяйственной деятельности

6) Оценочный – осуществляется работа с моделью с целью объективной оценки результатов хозяйственной деятельности, комплексного выявления резервов для повышения эффективности производства и определения путей совершенствования хозяйствен­ной деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: