Подготовительные упражнения

Прежде чем приступить к подготовительным упражнениям, выясните, может ли ребенок произносить звук по подражанию. Например, предварительно дав образец, предложите ему воспроизвести рокот мотора (звук р), шум листьев на дереве или шипение змеи(звук ш) и т.д.

Если вызвать звук по подражанию не удастся, проведите подготовительные упражнения. Они должны быть направлены на развитие у ребенка правильного восприятия звука на слух (умение отличать правильно произносимый звук от неправильного), укрепление органов артикуляционного аппарата и уточнение их движений, выработку сильной воздушной струи и т.д.

Чем лучше и четче будет проведена такая подготовительная работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки. Ее продолжительность зависит от степени нарушения подвижности мышц артикуляционного аппарата, состояния речевого слуха, а также от индивидуальных особенностей развития ребенка и может колебаться от трех занятий до целого ряда занятий в течение нескольких недель.

Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых как для правильного произношения всех звуков, так и для конкретного звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не количество, а правильный подбор и качество выполнения.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым движением, чтобы логопед мог контролировать его качество, а ребенок – ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используя зрительный контроль. После того как ребенок научился выполнять движения, зеркало убирают и функции контроля берут на себя его собственные кинестетические ощущения (ощущения движений и положений органов артикуляционного аппарата). С помощью наводящих вопросов логопеда малыш определяет, что делает язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий). Это дает детям возможность делать свои первые «открытия», вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность. Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы –«качели», движения узкого кончика языка то к левому, то к правому углу рта – «маятник») и подбирается картинка, образ (образ – наглядное представление о чем-либо). В данном случае картинка служит образом для подражания предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики. Названия упражнений и картинку заносят в тетрадь ребенка. (см.приложение 1)

Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так при формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык. Последовательно даются следующие упражнения: (см. приложение 2)

Одновременно с артикуляционной гимнастикой и упражнениями для выработки направленной воздушной струи отрабатывается мелкая моторика рук. Для этого используются упражнения (см. приложение 3), это могут быть настольные игры «Мозаика», различные игры с пальчиками.

Одним из важных направлений на подготовительном этапе является отработка опорных звуков – сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования произносимых ребенком правильно). Отработка опорных звуков предусматривает следующее уточнение артикуляции звука и его правильного произношения в изолированном, а затем в слогах, словах, предложениях.

Для звука С опорными будут являться звуки И, Ф. звуки С, И – одинаковые по способу образования (переднеязычные), кончик языка при их произнесении находится за нижними резцами. Отрабатывая звук И, нужно добиться положения широкого кончика языка за нижними резцами и подъема передней части спинки языка к альвеолам. Звуки С, Ф – одинаковы по способу образования (щелевые). Отрабатывая звук Ф, нужно добиться направленной воздушной струи, идущей в узкую щель, образованную нижней губой и верхними резцами. Соединив эти два отработанных элемента, можно добиться правильного произношения звука С.

Для Ш опорным является Т, С. Звуки Ш, Т – одинаковые по месту образования (переднеязычные), кончик языка при их произнесении находится вверху. Отрабатывая звук, нужно добиваться умения поднимать кончик языка к альвеолам. Звуки Ш, С – одинаковы по способу образования (щелевые). Отрабатывая С, нужно добиваться направленной воздушной струи, идущей по середине языка. Соединив эти два отработанных элемента, можно добиться правильного произношения звука Ш.

Для Л опорными являются Т, Ы (Т дает подъем кончика языка к альвеолам, а Ы – подъем с задней части языка к небу), для Р – Д и С (Д отрабатывает подъем напряженного кончика языка вверх, С – направленную воздушную струю).

К следующему этапу – постановке звука – можно переходить, когда ребенок научится довольно быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать профессиональное звучание от искаженного.

Постановка звука.

Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.

Различают три основных способа постановки звука.

Первый способ – по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движение, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучание данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база осознанного воспроизведения ребенком звука.

Дополнительно используются тактильные вибрационные ощущения, например, тыльной стороной руки проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука Ч или вибрация голосовых связок при звонких звуках. При этом способе широко используются опорные звуки. Например, ребенку предлагается произнести звук И (логопед контролирует вместе с ним артикуляцию перед зеркалом, нужно сблизить зубы и пустить по языку ветерок так, чтобы получился свист). В результате свистящий звук С. [4]

Второй способ – с механической помощью[1,2]. Он используется, когда ребенку недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата, принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка к верхним зубам, для выработки вибрации кончика языка логопед может использовать шпатель или специальный зонд. При этом способе также часто пользуются опорными звуками. Например, предложив ребенку произнести звук С, логопед шпателем поднимает широкий передний край языка за верхние зубы и ставит звук Ш. (см.приложение5)

В случаях тяжелого нарушения звукопроизношения логопеду бывает необходимо провести курс массажа органов артикуляционного аппарата пальцами (Е.А. Дьякова. Логопедический массаж). И только после этого проводить работу по постановке звуков с механической помощью.

Третий способ – смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели – постановки правильного произношения изолированного звука.

Для каждого звука, который ставит логопед, он должен подобрать предметную картинку, символ и перерисовать ее в тетрадь ребенка. Поскольку звук для ребенка – предмет абстрактный, картинка – символ, должна по двум-трем параметрам соответствовать этому звуку, чтобы ребенку легче было их соотнести, а в дальнейшем и запомнить картинку, обозначающую этот звук.[6]

Звукоподражание, которое мы соотносим с предметом (или животным, птицей) изображенным на картинке, также должно напоминать нужный звук. Например, РРР – рычит тигр, ЖЖЖ – жужжит жук и т.п.

В названии предмета (животного, птицы) или действия, им производимого, должен звучать соответствующий звук. Например: ЗЗ вонок, Ч – кузне Ч ик стреко Ч ет и т.д. желательно, чтобы картинка-символ была соотнесена с движениями основных определенных движений артикуляционного аппарата, подсказывала ребенку направление движений. Например, воздух из шланга насоса выходит вниз, и кончик языка опущен за нижние зубы (звук С), жужжит пчела – кончик языка поднимается вверх (звук Ж).

Картинку-символ ребенок раскрашивает. Логопед так подбирает цвет карандаша, чтобы в названии цвета тоже был данный звук или же чтобы цвет отражал какой-либо артикуляционный признак звука. Например, для раскрашивания картинки с жуком (звуком ребенку предлагается желтый карандаш, картинки с тигром (звук Р) – оранжевый, картинки с насосом (звук С) – синий - кроме наличия звука С в названии, этот цвет холодный, как струя воздуха, образующаяся при артикуляции С).

Очень важно, чтобы изображение предмета на картинке по форме напоминало соответствующую букву. Картинки-символы для каждого звука должны быть постоянными, чтобы не дезориентировать детей.

Таким образом, при постановке звука должны одновременно работать все анализаторы: зрительный (ребенок видит предмет и положения органов артикуляционного аппарата), слуховой (слышит звук), двигательный (ощущает движения губ, языка), тактильный (ощущает воздушную струю, вибрацию голосовых связок). Все это дает возможность осознанно усвоить данный звук и соответствующую ему букву.

К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

Автоматизация звука [3,6]

Цель данного этапа – добиться правильного произношения звучания фразовой речи.

Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (потешки, стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. (см.приложение 6)

При автоматизации звука в слогах нужно соединять закрепленный согласный с гласным А, Ы, О. У сначала в прямые слоги: СА, СЫ, СО, СУ, затем в обратные: АС, ЫС, ОС, УС, далее в слоги, где звук находится между гласными: АСА, АСЫ, АСО, АСУ, ЫСА, ЫСЫ, ЫСО, ЫСУ и т.д., и наконец, которые не нарушены у ребенка: СТА, СПА, СМА. СНЫ, СКО, СФУ.

Автоматизацию звука в слогах проводят в форме игровых упражнений, игр. Автоматизация звука в словах – это выработка навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается 30 картинок. Принцип их подбора соответствует принципу подбора слогов, т.е. берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные звуки (прямые, обратные, со стечением согласных). Чтобы автоматизация звука в словах произносилась успешно, ребенку должно быть предложено не менее 60-90 картинок. В тетради ребенка на каждой странице логопед рисует по 6-8 картинок. За одно занятие дается 10-16 слов, при этом каждое проговаривается 4-5 раз с выделением автоматизированного звука (произносится более длительно). Например, логопед говорит: «Я сейчас нарисую ССС анки. Что я нарисую? – «ССС анки». «Что я рисую?» - «ССС анки». «Что я нарисовала?» - «ССС анки». «какое слово мы напишем под картинкой?» - «ССС анки». (Логопед подписывает картинку печатными буквами, выделяя автоматизированный звук определенным цветом). «Что ты дома будешь раскрашивать?» - «ССС анки».

Для автоматизации звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях логопед подготавливает соответствующий материал. Иногда он вместе с ребенком сам придумывает чистоговорки. Например: «Са – са – са – у Сони длинная коса», - говорит взрослый. Потом он называет слоги (са – са – са), а ребенок в рифму придумывает свое предложение. (см. приложение 4)

Некоторые дети после введения звука в потешки, стихотворения начинаю правильно употреблять его в изолированной речи. Другим же необходима автоматизация звука в рассказах. Логопед подбирает небольшие по объему рассказы, насыщенные словами с нужным звуком. Взрослый читает рассказ, потом задает ребенку вопросы, требуя правильных ответов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: