Дифференциация звуков. Цель данного этапа – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно их употреблять в собственной речи

Цель данного этапа – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно их употреблять в собственной речи.

Постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.[3,6,7] Для осуществления зрительного контроля перед ребенком должно быть зеркало, с помощью которого он сможет наблюдать разницу в артикуляции звуков.

Дифференциация изолированных звуков проводится с использованием картинок и символов. Например, звук Ж – жук, З – звонок и т.д. логопед поочередно показывает картинки-символы, а ребенок называет соответствующие им звуки или не называя их говорит, где находится при его произношении язык. Для дифференциации по акустическим признакам логопед называет поочередно звуки, прикрывая рот экраном, чтобы исключит зрительный контроль. Ребенок, услышав звук, должен показать соответствующую картинку или символ.

При дифференциации по моторным признакам ребенок переворачивает одну картинку за другой (из общей стопки), называет, говорит, какой в ней звук, затем кладет соответствующую картинку-символ. Затем логопед называет слова, различающиеся одним дифференцируемым звуком, например, кожа – коза. Ребенок одолжен найти соответствующие картинки и сказать, где звук З, а где звук Ж.

При дифференциации по моторным признакам ребенок переворачивает одну картинку за другой (из общей стопки), называет, говорит, какой в ней звук, затем кладет соответствующую картинку-символ. Затем логопед называет слова, различающиеся одним дифференцируемым звуком, например, кожа – коза. Ребенок одолжен найти соответствующие картинки и сказать, где звук З, а где звук Ж.

После этого ребенку предлагаются картинки, в названиях которых имеются 2 дифференцируемых звука – З и Ж. Например, железо, жезл. Ребенок называя их определяя, какой из двух звуков он произнес в слове первым. При дифференциации звуков в предложениях с отработанными ранее словами логопед вместе с ребенком составляет фразы, затем ребенок проверяет их. Далее они сообща придумывают потешки, в которых используются дифференцируемые звуки и слова с этими звуками (зу – жу; дала Зоя молока ежу). Подбираются стихотворения, рассказы, насыщенные нужными звуками, которые ребенок заучивает, пересказывает.

Работая над дифференциацией звуков, у ребенка должен формироваться фонематический слух. Ребенок должен не только правильно произносить тот или иной звук, но и правильно слышать его и не смешивать с другими звуками. Хорошо зная возрастные нормы развития речи детей, причины нарушения звукопроизношения и методику коррекционной работы с детьми, имеющих нарушения звукопроизношения, легче правильно спланировать работу по коррекции конкретных звуков (свистящих – С, С’, З. З’, Ц; шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ; соноров – Л, Л’, Р, Р’; заднеязычных – К, К’, Г, Г’, Х, Х’; звонких – В, З, Ж, Б, Д, Г; мягких - Т’, Д’, Н’).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: