Внутренний аудит

Внутренний аудит рассматривается как неотъемлемая часть общей системы внутреннего контроля. Его можно определить как независимая оценка деятельности, производимая внутри предприятия в качестве оказания ему услуги.

Институтом внутренних аудиторов США – внутренний аудит был определен так: «Внутренний аудит – независимая оценка внутри организации для проверки и определения эффективности ее деятельности. Цель внутреннего аудита – помочь членам организации эффективно выполнять свои обязанности. Внутренний аудит предоставляет им для этого данные анализа, оценки, рекомендации, советы и информацию о проверяемых объектах.

Аналогичное определение, но несколько иную трактовку приводит в своей работе Р.Адамс. Внутренний аудит – это «независимая оценка деятельности, производимая внутри организации в качестве оказания ей услуг. Это контроль, который осуществляется путем проверки и оценки адекватности эффективности других видов контроля».

Независимость важна для внутренних аудиторов так же, как и для внешних. И хотя в глазах общества внутренних аудиторов невозможно отделить от их работодателей, они сохраняют независимость своей деятельности и отчетности. Внутренние аудиторы являются независимыми при сборе ин­формации, т.е. свободны от указаний или запретов руководителей проверяе­мых объектов. Независимость укрепляется тем, что аудиторы имеют полно­мочия и обязанности представлять отчеты на высший уровень управления, аудиторскому комитету, Совету директоров. Это делается для того, чтобы обеспечить на практике независимость аудиторов от контроля или прямого влияния руководителей, функции, операции или результаты деятельности ко­торых могут проверять аудиторы, дает им возможность быть объективными в своих отчетах и не бояться потерять работу.

Внутренний аудит начал функционировать, прежде всего, на крупных и средних предприятиях.

Основная цель внутреннего аудита заключается в эффективности функционирования всех видов деятельности на всех уровнях управления, в защите законных имущественных интересов организации и ее собственников (акционеров).

Задачами внутреннего аудита могут быть:

· подтверждение достоверности информации, предоставляемой руководству;

· проверка правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров;

· контроль за наличием, состоянием и сохранностью активов;

· проверка эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

· экспертиза правильности ведения бухгалтерского учета и составле­ния финансовой отчетности, организации внутреннего контроля;

· разработка и предоставление руководству предприятия обоснован­ных предложений по улучшению постановки бухгалтерского учета, измене­нию структуры производства и повышению его эффективности и т.д. Кроме задач чисто контрольного характера, внутренний аудит решает задачи экономической диагностики, выработки финансовой стратегии, маркетинговых исследований, управленческого консультирования и др. В данном случае он понимается как совокупность различного рода аудиторских услуг по заказу руководства предприятия, оказываемых самостоятельными подразделениям предприятия. Специализированная служба внутреннего аудита не может быть одним из структурных подразделений учетно-финансовой службы. Иначе она не выполнит роль эксперта в оценке учетной политики.

Формирование регламентов — документов, вносящих организующее начало во внутреннее аудирование деятельности предприятия, является необходимым для управления. Основные из них: Положение о внутреннем аудите, Положение о структурных подразделениях службы внутреннего ауди­та, должностные инструкции аудиторов, стандарты и нормы внутреннего аудита, методические инструкции.

Действенность службы внутреннего аудита во многом зависит от того, насколько продуманно, подробно и обоснованно составлено Положение об этой службе, насколько в нем учтена политика предприятия. Положение о внутреннем аудите - это своеобразный контракт, где отражены права и обязанности службы внутреннего аудита, с одной стороны, и руководства, с другой.

В Положении необходимо также отразить цели аудита, его объем, определить его ответственность за состояние системы внутреннего контроля и за выявление злоупотреблений.

Положение должны готовить заинтересованные работники предприятия, в первую очередь, директор по экономике и финансам, председатель ревизионной комиссии и главный бухгалтер. Целесообразно, чтобы этот до­кумент утверждала высшая руководящая инстанция предприятия, например, правление акционерного общества или собрание акционеров, так как это су­щественно повышает независимость внутренних аудиторов.

Независимость внутреннего аудита связана четким определением прав и полномочий, согласованных с правлением; подотчетностью ревизионной комиссии или директору (подотчетность финансовому директору сужает независимость аудита); объем работы и финансирование службы внутреннего аудита не должны устанавливать сотрудники подразделений, деятельность которых будет проверять аудитор.

Объектом внутреннего аудита могут быть финансовая и производственная деятельность, компьютерная системы. Поскольку большая часть рас­ходов и потерь приходится на производственную сферу, из этого надо исхо­дить при формировании штатов службы внутреннего аудита, задачей которо­го являются специальные ревизии и проверки по заданию руководства и правоохранительных органов. Для их проведения часто приходится при­влекать специалистов. Это должно быть предусмотрено в Положения о внут­реннем аудите.

В целом обязанности внутреннего аудитора охватывает большой круг вопросов. Помимо ревизии наличия и правильности оформления всех бухгалтерских документов, он осуществляет проверку соблюдения администра­тивного порядка, выполнения директив и приказов, организует инвентариза­цию товарно-материальных ценностей, участвует в сопоставлении затрат с достигнутыми результатами, анализирует информацию управленческого ха­рактера в целях разработки мероприятий по совершенствованию организаци­онной структуры фирмы. Он вырабатывает общий план контроля за совер­шением хозяйственных операций, состоящий, в свою очередь, из прогнозов продаж (спроса и предложений), смет затрат, стандартных нормативных из­держек, прогнозов прибылей, программы ввода основных средств и форми­рования источников финансирования и т.д. Аудитор следит за деятельностью участков и цехов, сопоставляет фактические издержки с нормативными и сметными и сообщает руководству о результатах деятельности подразделе­ний и причинах упущений в работе. За внутренний аудит отвечает само предприятие.

Цели и задачи внутреннего аудита, определяемые требованиями руко­водства предприятия, воздействует на структуру службы и на организацию ее работы.

Структура службы внутреннего аудита, может состоять из следующих групп: сохранности и эффективности использования инвестиций, имущества, материальных, трудовых, денежных ресурсов, налогов, налогообложения и внешней финансовой отчетности; специальных проверок и ревизий; специальной группы. Основной структурной единицей является аудиторская груп­па. Она не постоянна и меняется в зависимости от задач той или иной про­верки. Такой метод улучшает работу персонала.

Остановимся на составе специальной группы. В нее могут входить спе­циалисты:

· по стандартам. Создаются внутренние стандарты для службы аудита. Они, прежде всего, отражают требования руководителей службы. Специа­лист по стандартам проверяет их соблюдение по форме и существу. Резуль­тат проверки сообщается только руководителю службы;

· ответственный за обучение персонала. Выбирается один из следующих вариантов обучения: привлечение специалистов со стороны; раз в месяц (в неделю) сбор всей службой и обсуждение возникающих проблем и новых документов; направление на работу в бухгалтерию или подразделения экономической службы в обмен на работника этих служб - обмен кадрами. Ка­ждый из вариантов имеет свои преимущества и недостатки. Наибольшую эффективность дает их сочетание;

· ответственный за ведение банка данных. Службе необходимо иметь свою библиотеку, все директивные документы (законы, инструкции, положения и т.д.), следить за происходящими изменениями и вовремя сообщать их персоналу службы, изучать передовой опыт.

В составе группы могут быть и другие специалисты, например, эксперт по юридическим вопросам.

Одной из основных проблем, стоящих перед службой внутреннего аудита, является комплектование кадрами. На фоне общей нехватки квалифицированных бухгалтерских кадров для аудиторских служб эта проблема сто­ит особо остро. Зачастую получается заколдованный круг: небольшая зар­плата - средние специалисты - средняя работа службы - руководство не ви­дит смысла повышать зарплату, без чего невозможно привлекать квалифици­рованных специалистов. Принимать заказы со стороны не позволяет доволь­но жесткий график службы.

Внутренний аудит осуществляет финансовые проверки как на самом предприятии, так и в его филиалах или дочерних фирмах, если таковые имеются. Поскольку эта служба полностью находится на содержании самого предприятия, то она должна экономически доказывать необходимость своего существования. Работа, советы службы внутреннего аудита способствуют устойчивости финансового положения данного предприятия или фирмы.

Важна роль внутреннего аудита на крупных предприятиях, под которыми имеется в виду национальные и транснациональные корпорации, рас­полагающие филиалами не только в своей стране, но и во многих других странах мира. Такие корпорации обычно имеют центральную ревизионную службу и соответствующие ревизионные отделы в филиалах, обычно подчиненные центральной ревизионной службе. Вместо традиционных проверок наличия и состояния средств предприятия, правильности оформления хозяй­ственных операций и ведения бухгалтерского учета стали изучать пути и средства улучшения работы предприятия, укрепления его финансовой дея­тельности и повышения рентабельности.

Для надлежащего исполнения своей роли служба внутреннего аудита должна подчиняться непосредственно руководству предприятия. На многих крупных немецких предприятиях руководитель отдела внутренней ревизии входит в состав высшего руководства, обеспечивая тем самым необходимую независимость органов внутренней ревизии. Обладая независимостью от руководителей подразделений предприятия, органы внутренней ревизии имеют доступ ко всем документам и данным его деятельности.

Внутренние аудиторы выполняют большой объем работ. Существенную долю нагрузки внутренних аудиторов составляют контроль за рацио­нальным использованием средств предприятия и рабочей силы, эффективно­стью применения систем оплаты труда.

Главное внимание внутренние аудиторы уделяют затратам на производство и реализацию продукции. Изучается обоснованность материальных и трудовых затрат, правильность начисления амортизации и износа, списания расходов по управлению и обслуживанию производства и их распределения между видами выпускаемой продукции. Значение этой работы нельзя недо­оценивать, так как от правильного исчисления себестоимости реализованной продукции зависит точность величины прибыли.

Не случайно, в литературе по аудиту часто отмечается, что внутренний аудит - это по сути внутрихозяйственный контроль за складывающимися на предприятии затратами по местам их формирования и центрам ответ-ственности. На каждом производственном участке и на каждом уровне управления обеспечивается конкретная (даже персональная) ответственность работников предприятия за произведенные затраты.

Служба внутреннего аудита контролирует состояние расчетов предприятия с поставщиками, покупателями, банками, финансовыми и профсо­юзными органами, со страховыми компаниями и отдельными физическими лицами, следит за своевременностью взыскания дебиторской и погашения кредиторской задолженности.

Наряду с контролем за кассовыми операциями на предприятиях стал осуществляться контроль за операциями с ценными бумагами, причем возникла необходимость следить за курсовой стоимостью их, динамикой и тен­денциями в их движении с тем, чтобы сделать своевременную покупку или продажу пакета ценных бумаг. В связи с этим появляются новые, ранее не применявшиеся приемы контроля за этими видами ценностей.

Естественно, что главный объект внимания — это система бухгалтер-ского учета на предприятии, ее организация, материальная база и кадровое обеспечение. Органы внутреннего аудита проверяют эффективность приме­няемых форм и методов учета, правильность первичной регистрации хозяй­ственных фактов, достоверность оценки, корреспонденцию счетов бухгал­терского учета и правильность заполнения учетных регистров, вплоть до Главной книги, и составление финансовой отчетности предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: