ФИЛОФЕЙ – игумен псковского Елеазарова монастыря.
Сохранились христианские этические послания Филофея великому князю
московскому Василию III.
«Послание старца Елеазарова монастыря Филофея Василию III» (1115). В
этом послание старец призывает князя к миру и миролюбию: «Не преступай,
княже, заповедей Божиих».
ИОСФИФ ВОЛОЦКИЙ (в миру Иван Савин) родился в семье небогатого
дворянина. В конце 1450 г. принял постриг в Пафнутьево-Борисовском
монастыре. В 1479 г. основал Волоколамский монастырь, где был игуменом.
Иосиф Волоцкий активно поддерживал политику великого князя Василия
III (1505-1533).
Соч. Иосифа Волоцкого «Слова об осуждении еретиков» новгородских.
МАКСИМ ГРЕК (ок. 1475-1556) – русский философ-богослов,
уроженец Греции. Максим Грек (в миру Михаил Триволис) происходил из
знаменитого греческого рода. Один из его предков был патриархом
константинопольским. Некоторое время Максим Грек жил в Италии, где
познакомился с гуманистами того времени. В начале 16 в. поселяется в
|
|
Ватопедском монастыре на Афоне, где принимает монашество. С этого
времени Максим Грек целиком посвящает себя богословию. В 1516 г.. по
приглашению великого князя московского Василия III приезжает в
Москву. На Руси он остаётся до конца жизни. Около Максима Грека
группируется кружок образованных русских людей. Он сближается с
партией нестяжателей - противников монастырского землевладения. В
результате борьбы официальной церкви с нестяжателями Максим Грек был
обвинён в ереси и осуждён церковным собором в 1525 г. на заточение в
Иосифо-Волоколамский монастырь. На Соборе 1531 г. против Максима Грека
был выдвинут ряд новых обвинений, в частности в «порче» богослужебных
книг. Его сослали в Тверской Отроч монастырь. Только в 1551 г. по
ходатайству игуменов Троице-Сергиевской лавры Артемия обвинения
против Максима Грека были сняты, и его перевели в Троице-Сергиеву
лавру, где он провёл остаток дней своей жизни. После смерти Максим Грек
был канонизирован, а его труды дозволены к изучению. Сочинение Максима
Грека: «Послание о Фортуне», «Из послания Фёдору Карпову», «Из диалога
«Беседа души и ума».
Этика, этикет и эстетика русского «Домостроя» (16 в.) по заветам
Сильвестра.
СТЕФАН ЯВОРСКИЙ (1658-1722) – русский и украинский церковный
деятель, публицист, проповедник,
профессор философии и богословия, президент Славяно-греко-латинской
академии (1701), митрополит Муромский и Рязанский, местоблюститель
патриаршего престола, президент Синода. Родом из мелкопоместной
шляхты. Окончил Киевско-Могилянскую духовную академию (1684), учился
в высших духовных учебных заведениях в России. С 1689 г. постригся в
|
|
монахи. Церковным словом он отзывался на политические события своего
времени в первую половину царствования Петра I и поначалу очень
угождал монарху. Но когда выяснилось, что консерватор Стефан Яворский
является противником петровских нововведений, то царь реформировал
патриаршество в Синод и назначил президентом синода С. Яворского (1721).
Однако, С. Яворский не имел влияния на синодальные дела. Литературное
наследие С. Яворского составляет более 250 проповедей и большой
богословский трактат «Камень веры» (1718).
ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ (1681-1736) - русский государственный и
церковный деятель, профессор богословия, писатель, оратор, поэт,
драматург.
Сподвижник Петра I, глава «Учёной дружины птенцов гнезда Петрова».
Сочинения Феофана Прокоповича: «Духовный регламент» церковного совета
Синода, учреждаемого вместо патриаршества. «Первое учение отрокам» –
букварь с приложением церковно-поучительного материала.