"Юности честное зерцало, или Показание к житейскому
обхождению. Эта книга педагогического содержания,
имевшая целью приучить юношество "к приличным манерам в
обществе, - предназначалась для обучение в школах. Издана
в Петербурге в 1717 г.
Книга делится на 2 части. В первой части помещены
азбука, слоги, цифры, религиозные наставления. Во второй
части в 63 параграфах изложены правила поведения.
Некоторые из них переведены с неизвестного иностранного
источника, другие же составлены в России и отражают нравы
русского общества XVII в. В некоторые параграфы этого
поучения включены русские пословицы времён Петра 1.
В подготовке книги принимали участие ближайшие
сподвижники Петра I Я.В. Брюс и переводчик И.В. Паузе.
В.Н. Татищев в инструкции для учителей уральских
заводских школ "Учреждение коим порядком учители русских
школ имеют поступить" рекомендовал эту книгу для
использования в школах наряду с букварем Феофана
Прокоповича.
1. Во-первых, наипаче всего должны дети отца и матерь
|
|
в великой чести содержать. И когда от родителей что им
приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед
ними не вздевать, и возле их не садитися, и прежде оных
не заседать, при них в окно всем телом не выглядывать, но
все потаенным образом с великим почтением, не с ними
вряд, но, немного уступя позади оных в стороне стоять,
подобно яко паж некоторых или слуга...
3. У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже
прекословить, и других их сверстников в речи не впадать,
но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не
повторять, на стол, на скамью или на что иное не
опираться и не быть подобным деревенскому мужику, который
на солнце валяется, но стоять должны прямо...
12. Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив,
прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник, для
того, что бодрый господин ободряет и слуг...
15. Имеет отрок наипаче всех человек прилежать, как
бы себя мог учинить благочестна и добродетельна, ибо не
славная его фамилия и не высокий род приводит его в
шляхетство, но благостные и достохвальные его поступки...
18. Младый шляхтич, или дворянин, ежели в екзерциции
(в обучении) своей совершен, а наипаче в языках, в конной
езде, танцовании, в шпажной битве и может добрый разговор
учинить, к тому же красноглаголив и в книгах научен, оный
может с такими досуги прямым придворным человеком быть.
22. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в
словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив,
также имеет оной стретившего на три шага не дощед и шляпу
приятным образом сняв, а не мимо прошедши, назад
оглядываясь, поздравлять. Ибо вежливу быть на словах, а
|
|
шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно, и
лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный
кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого, он
есть спесивый болван...
63. Младый шляхтич или отрок всегда должен быть охочь
к научению всякого добра, и что ему прилично быть может,
и не имеет дожидаться, пока кто его о том попросит, или
потребует, или чтоб за ним для того в дом прибегали. А
наипаче платить возмездие служащим, ибо а том есть
великий грех и порок, когда кто у кого кровию заслуженную
трудом выработанную мзду наемничу удержит.
Когда получится тебе с другими за столом сидеть, то
содержи себя в порядке по сему правилу:
Во-первых, обрежь свои ногти да не явится ко бы оные
бархатом обшиты. Умой руки и сяди благочинно, сиди прямо
и не хватай первый в блюдо, не жри, как свиния, и не дуй
в ушное, чтоб везде брызгало, не сопи егда яси, первый не
пий, будь воздержан, избегай пьянства; пий и яждь,
сколько тебе потребно, в блюде будь последний. Когда тебе
предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому
и возблагодари ему. Руки твои да не лежат долго на
тарелке, ногами везде не мотай, когда тебе пить, не
утирай (рта) губ рукою, но полотенцем, и не пий, пока еще
пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи
костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но
зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы
чистишь; хлеба приложа к грудям не режь, ешь, что пред
тобою лежит, а инде не хватай. Ежели перед кого положить
хощешь, не примай перстами, как некото-рые народы ныне
обыкли. Над яствою не чавкай, как свиния, часто головы не
чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают
крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже.
Когда яси яйцо, отрежь напред хлеба и смотри, чтобы при
том не вытекло, и яждь скоро. Яичной скорлупы не
разбивай, и пока яси яйцо, не пий, между тем не замарай
скатерти, и не облизывай перстов, около своей тарелки не
делай забора из костей, корок, хлеба и прочего. Когда
предстанешь ясти, возблагодари бога, умой руки и лицо и
выполощи рот.
___ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ ТАТИЩЕВ (1686-1750).
Выдающийся русский энциклопедист: историк, географ, экономист, философ,
этнограф, лингвист. В своих трудах он охватил практически все области
общественно-политических знаний своего времени.
В.Н.Татищев был видным государственным деятелем, артиллеристом,
инженером, организатором горно-металлургической промышленности. Вместе
с Феофаном Прокоповичем, Антиохом Кантимиром входил в «Учёную
дружину» - кружок предшественников расцвета русского Просвещения.
Татищева отличала вражда к суевериям и религиозному ханжеству, любовь
к науке и искусству. В.Н. Татищев автор сочинения «История Российская»,
«Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах» и др.
ИВАН ТИХОНОВИЧ ПОСОШКОВ (1652-1726) - русский
экономист и публицист. Сторонник преобразований Петра 1, выступал за
развитие промышленной торговли, предлагал усилить исследования
полезных ископаемых.
Родился в Москве в зажиточной семье ремесленников. К концу жизни владел
винокуренными заводами и десятками крепостных крестьян.
И.Т. Посошков является автором книг: «Домашнее о ратном поведении»
(1701), «Книга о скудности и богатстве» (1724, изд. В 1842). В этой книге
И.Т. Посошков изложил критику на социально- экономические и
политические пороки правительства и социальный строй. Об этой книге
стало известно царю, по указу которого он был взят в Тайную канцелярию,
где вскоре и умер.
АНТИОХ ДМИТРИЕВИЧ КАНТЕМИР (1708-1744) – русский поэт-
сатирик, дипломат. Родился в семье молдавского господаря (князя) Д.М.
Кантемира), видного политического деятеля, советника Петра 1. Попав в
|
|
Россию в трёхлетнем возрасте А.Д. Кантемир обрёл в ней свою подлинную
родину. А.Д. Кантемир получил блестящее образование в Петербургской
Академии наук. В 1725 г. поступил на военную службу. С конца 1731 г. - на
дипломатической работе. Он 6 лет был российским дипломатом-резидентом
в Лондоне, затем ещё 6 лет был послом России во Франции. А.Д. Кантемир
отстаивал интересы России за границей, где проявил себя талантливым
дипломатом.
Как поэт он является автором «Писем о природе человека», переводчиком
любовных песен с англ. и франц. языков. В 1730 г. перевёл трактат
Фонтенеля «Разговор о множестве миров», в котором отстаивалась
гелиоцентрическая система воззрения Коперника. Антиох Кантемир написал
9 сатир, которых мужественно бичевал пороки российской
действительности. Сатиры Кантемира не были опубликованы при жизни, но
по свидетельству М.В. Ломоносова получили распространения в
многочисленных рукописях.
ГЕОРГИЙ КОНИССКИЙ (1717-1795) – украинский писатель,
церковный деятель, белорусский епископ, профессор поэтики и
философии.
Автор проповедей, стихов, богословских статей, учебников и речей.
Автор соч.: “Общая философия” Натурфилософия, или физика (1749). Следуя
духу гуманизма эпохи Возрождения, Корнисский выдвигает идеал активно
мыслящего человека. Стремление человека к добрым знаниям - высшая
ценность.
НИКОЛАЙ НИКИТИЧ ПОПОВСКИЙ (1730-1760) - русский
просветитель, философ и поэт. Профессор красноречия и магистр
философии Московского университета. Был любимейшим студентом М.В.
Ломоносова.
Николай Поповский является автором стихотворений и переводов
античных и европейских автором. Он перевёл на русский язык сочинения
Дж. Локка о воспитании и поэму английского поэта Александра Попа
“Опыт о человеке”. Н.Поповский был основателем газеты “Московские
ведомости”, которая издавалась в Московском университете с 1756 г.
МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ЩЕРБАТОВ (1733-1790) – князь, русский
историк, публицист, почётный член Петербургской Академии наук. Идеолог
|
|
корпоративных устремлений дворянства. Является автором многочисленных
сочинений, многие из которых были опубликованы через сто лет после его
смерти. Основные труды Михаила Щербатова: “Путешествие в землю
Офирскую”, “История России с древнейших времён”, “Разговор о
бессмертии души” (1788), “О способах преподавания разных наук”.
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ РАДИЩЕВ (1749-1802) -русский
дворянин, крупный мыслитель, философ-утопист.
Образование получил в Пажеском корпусе, затем учился в Лейпцигском
университете. По возвращении в Россию работал протоколистом в
Сенате; затем обер-аудитором (дивизионный прокурор), помощником
управляющего столичной таможни. В 1783 г. написал оду “Вольность” -
первое революционное стихотворение в России. В этой оде он
приветствовал победивший американский народ, славил его революцию.
В этой оде изложена теория народной революции. В 1789 г. опубликовал
статью “ Беседа о том, что есть сын отечества”.
С 1790 по 1797 гг. находился в ссылке в Сибири за выпуск книги
революционного содержания “Путешествие __________из Петербурга в Москву”.
В ссылке работал над философским сочинением “О человеке, о его
смертности и бессмертии”. Проблемы смерти и бессмертия решал с
материалистических позиций.
По возвращении из ссылки он в своих проектах юридических реформ
(1801-1802) вновь выступал за уничтожение крепостного права. Угроза
новых репрессий привела Радищева к самоубийству.
ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ АНИЧКОВ (1733- 1788) – русский просветитель,
философ, профессор Московского университета. Родился в семье мелкого
канцелярского чиновника. Первоначальное образование получил в семинаре
при Троице-Сергиевой лавре, по окончании которой учился в Московском
университете, где углубленно изучал философию и математику, затем
философию. В 1769 г. представил диссертацию «Рассуждение из натуральной
Богословии о начале и прошествии натурального Богопочитания», которая
была осуждена за атеизм и признана «вольнодумной». Все её экземпляры
были сожжены на Лобном месте в Москве. Литературное наследие
Дмитрия Аничкова состоит из соч.: «Слова» и «Рассуждения».
СЕМЁН ЕФИМОВИЧ ДЕСНИЦКИЙ (1740 Нежин-1789, Москва) –
русский просветитель, профессор права Московского университета, член
Российской Академии наук. Он положил начало исторической школе права
в России.
Семён Десницкий родился на (в) Украине, происходил из нежинских мещан.
Учился в Троице-Сергиевской семинарии, затем в Московском университете
и в Петербурге. В 1761 г. продолжил учёбу в Англии, в университете г.
Глазго, где слушал лекции Адама Смита. Там же защитил магистерскую, а
затем и докторскую диссертации. По возвращении в 1767 г. в Россию назначен
профессором права Московского университета, где до 1787 г. вёл научную и
преподавательскую деятельность.
Соч.: «Слова о юриспруденции и нравоучительной философии».
ЯКОВ ПАВЛОВИЧ КОЗЕЛЬСКИЙ (1728-1794) – русский
просветитель. Преподаватель математики и механики в
Артиллерийском и инженерно шляхетском кадетском корпусе.
Последние годы жизни провел в своём имении под Полтавой. Автор соч.
«Философические предложения» (Пбг., 1768).
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ БРЯНЦЕВ (1749 Вологда-1821, Москва) –
профессор логики и метафизики Московского университета. Его соч.: «О
критерии истины» (1787), «Слово о связи вещей во вселенной» (1790).
ПЁТР ЯКОВЛЕВИЧ ЧААДАЕВ (1794-1856) – русский мыслитель и
публицист. Он - человек странных ориентаций. Блестяще начав военную
службу, очень скоро уходит в отставку, симпатизируя декабристам и, будучи
членом тайных обществ активного участия, в их деятельности не принимал. В
1823 г. он выехал за границу и три года провёл в странствиях по Западной
Европе, где познакомился с религиозно-философскими идеями французских
и немецких мыслителей. В 1829- 1831 гг. Чаадаев создаёт на французском
языке свой главный труд из восьми частей, за которым закрепилось
название «Философических писем». В этой книге Чаадаев пишет об
исторической отсталости России, её отлучённости от всемирного
воспитания рода человеческого. За эту книгу Чаадаев «высочайшим
повелением» был объявлен сумасшедшим. «Апология сумасшедшего»
написана им в 1837 г. как ответ на оскорбительные обвинения в
анипатриотизме. При жизни автора «Апология сумасшедшего» не издавалась.
Сочинения Чаадаева оказали влияние на развитие диалектической философии и
этической мысли.
АКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ (1817-1860) –русский
публицист, историк, философ, лингвист, поэт. Родился в семье
русского писателя С.Т.Аксакова (1791-1859).
К.С.Аксаков был противником крепостного права, но сторонником
сохранения самодержавия в России. Его соч.: «О некоторых современных
собственно литературных вопросах».
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ГЕРЦЕН (1812, Москва-1870, Париж, кладбище
Пер-Лашез, позднее его прах был перевезён в Ниццу) -– русский
революционный демократ, писатель публицист, мыслитель-материалист. За
свои революционно-диссидентские взгляды дважды был сослан (1835-1840,
1841-1842).
.
В 1833 Герцен окончил физико-математическое отделение Московского
университета. В июле 1834 г. вместе с Огарёвым и некоторыми другими
участниками кружка студентов вольнодумцев были арестованы. Его в 1835 г.
ссылают в Пермь, оттуда - в Вятку, в конце 1837 г. он переводится во
Владимир. В 1840 г. Герцен возвращается в Москву, а в мае переезжает в
Петербург, к месту службы в канцелярии Министерства внутренних дел. В
июле 1841 г. за резкий отзыв в частном письме о полиции он был выслан
в Новгород. В 1847 г. Герцен уехал с семьёй за границу, где был очевидцем
революции С 1847 г. в эмиграции. В Лондоне создал русскую типографию
(1853 г.), где вместе с Огарёвым издавал русскую революционную газету
«Колокол» «Колокол» (1857-1867). Он был против привнесения в
социалистические учения элементов из буржуазных теорий: резко критикуя
черты авторитаризма в учении Г. Бабефа, идею всеобщей регламентации у
Э. Кабе, порядки фурьеристского фаланстера (Ш.Фурье), антигуманизм
теорий Прудона и т.п. Этические взгляды Герцена отражены в его работах:
«Капризы и раздумья» (1847), «Несколько замечаний» об историческом
развитии чести» (1846). 1848 г. во Франции и Италии. В 1849 г. переехал в
Женеву (Швейцария). В 1850 г. поселился в Ницце. В том же году на
требование царского правительства вернуться в Россию ответил отказом. В
1850 г. издает соч.«С того берега», «Былое и думы»(1850), а также в статьях
«Западные арабески», «Раздумья по поводу затронутых вопросов», «Джон
Стюарт Милль и его книга «On Liberty». С августа 1852 г. Герцен живёт в
Лондоне. Здесь он основал в 1853 г. Вольную русскую типографию для
издания антимонархических изданий. Публикует альманах «Полярную
звезду» (1857- 1867).
Его соч.: «Письма об изучении природы».
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ БАКУНИН (1814-1876) - русский
мыслитель и политический деятель. Его соч.: «Федерализм, социализм м
антитеологизм», «Государственность и анархия».
КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ (1818-1885) –
русский философ и историк.
Окончил юридический факультет Московского университета. Был дружен с
В.Г.Белинским. Служил в Петербургском университете.
Его соч.: «Из «Нашего умственного строя».
НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828-1889) –
русский писатель, публицист.
Его соч.: «Что делать?» «Эстетические отношения искусства к
действительности», «Исследования о внутренних отношениях народной
жизни».