Этикет взаимоотношений между начальником и подчиненными

Иерархия – порядок подчинения низших должностей, чинов, званий, категорий и высшим по точно определенным степеням.

Подчиненный:

1. Субординация

Субординация отражает реальное распределение полномочий и ответственности работников организации. Кроме того, ее соблюдение не позволяет отношениям принимать близкий, панибратский или кампанейский характер, что не очень хорошо сказывается на результатах работы. Иерархические взаимоотношения в организации предполагают соблюдение ряда конкретных правил:

прежде всего, ко всем без исключения коллегам по работе следует обращаться «на Вы»;

при встрече словесное приветствие произносит подчиненный, а руку подает вышестоящее должностное лицо – если сочтет нужным;

в кабинете руководителя подчиненный не садится без приглашения шефа.

2. Стук в дверь.

Принято считать, что стучать в дверь кабинета руководителя, прежде чем войти не нужно. И это правильно! Вы можете стучать сколько угодно в кабинет врача на прием, к которому записаны, а тем более, если не записаны, потому, что это место общественное и там могут быть другие пациенты в весьма неприглядном виде. У Вас отношения в данном случае с врачом услуга – спрос и он, то есть врач должен Вам ее предоставить. Тем более что сейчас почти во всех поликлиниках есть функция «зажженной лампы», когда горит сигнал «входить» или «не входить».

А вот с Вашим непосредственным руководством у Вас другие отношения приказ – исполнение, поэтому вернее и проще всего, если Вас представит и проводит к начальству секретарша, даже если Вы решаете проблему в рабочем порядке. Большинство руководителей не любят стука и считают, что в основе такого поведения лежит неуверенность подчиненного в том, чем занят руководитель в данный момент.

3. Вставать или не вставать.

Вставать в присутствии руководителя нужно в трех случаях:

руководитель имеет обыкновение раз в день заходить к подчиненным, чтобы пожелать доброго утра;

руководитель обходит подразделения и представляется работникам в качестве их нового шефа;

руководитель входит вместе с гостем или делегацией.

Если руководитель постоянно заходит к Вам в течение рабочего дня, не следует каждый раз вскакивать с места. Иное дело, когда руководитель или Ваш коллега будет вынужден стоять перед Вами, обсуждая какой – то вопрос, – тут следует встать.

4. Спокойствие, только спокойствие!

Подчиненному не следует также эмоционально проявлять свое недовольство шефом. Если Вы считаете, что к Вам отнеслись несправедливо, необходимо спокойно и аргументировано заявить об этом.

Руководитель:

не должен утомлять подчиненных мелочным контролем: он должен представлять, кто на что способен.

должен информировать подчиненных о стратегии организации, перспективных планах руководства – в допустимых пределах, конечно.

должен поощрять тех, кто хорошо работает. Если нет возможности выдать денежную премию, нужно поощрить словом: человек имеет право знать, что его старания замечены. Работник вряд ли уйдет из организации, где это условие соблюдается, даже если в другом месте ему предложат больший оклад.

должен делать замечания. Это, можно сказать, его обязанность: ведь тот, кто работает спустя рукава и не получает замечаний, в конце концов расслабляется.

Руководители: начальники, директора, шефы, боссы, шишки…

Они заботятся о нас и опекают, они – наши проводники в нелегкой корпоративной жизни и защитники наших интересов. Их первыми мы узнаем в организации, предприятии, они курируют и опекают нас на протяжении рабочих будней, они принимают нас на работу и отпускают на волю, к ним мы приходим со своими проблемами.

Но когда нас просят оценить качество и эффективность их работы, большинство, не колеблясь, ставит «неуд» или в лучшем случае «удовлетворительно»? Почему так происходит? Что мешает подчиненному и руководителю понять друг друга? Как часто руководители видят в сотруднике личность, а не штатную единицу? Как часто с Вами готовы общаться по – человечески, а не формально, прикрываясь приказами и распоряжениями? Как часто мы готовы понять, что у начальника тоже работы по горло и, не обижаясь, не фыркая, прийти позже, соблюсти необходимые процедуры, а не ломиться в открытую дверь? Способны ли мы понять, что нас таких замечательных и уникальных у директора – целое предприятие?

«Ты меня уважаешь?»

Самым наиценнейшим активом любой компании является преданный и благодарный сотрудник, вне зависимости от его ранга. В задачу руководителя в такой ситуации входит построение доверительного и взаимоуважительного отношения с каждым сотрудником. Необходимо подчеркивать, что все рабочие, вне зависимости от статуса по карьерной лестнице – одна большая и дружная семья. Только так можно добиться нормального отношения, основанного на рациональности поведения и мышления.

Качество работы, стиль поведения, который руководитель вводит в обиход не только самого себя, но и всех остальных работников, влияет на психику. Таким образом, даже самый непослушный старается любезно отвечать на задаваемые ему вопросы, и с уважением относиться к своим сослуживцам. Причиной такого изменения с его стороны является хороший пример в лице самого руководителя. Шефу необходимо постоянно и обязательно с расчетом проявлять доверие ко всем своим сотрудникам. Так создается атмосфера взаимного доверия, которая необходима для плодотворной работы.

«Берем пример»

Смотря, как справляется с поставленными задачами руководство, подчиненные работники так же начинают относиться к выполняемой ими работе. Чтобы не возникало проблем и недоразумений, представителям управления необходимо относиться к своей работе с повышенной ответственностью, т.к. они находятся под постоянным присмотром своих подчиненных, для которых они являются первым примером для подражания.

«Друг ты мне или не друг?»

В дружбе с руководством есть некоторые плюсы:

«защищенный тыл». Начальник знает, что ему есть на кого опереться и на кого рассчитывать, а подчиненный всегда может воспользоваться дополнительной поддержкой и особым отношением – к его мнению прислушаются, его идею поддержат.

обмен конфиденциальной информацией, причем в любое – рабочее и нерабочее – время. При этом можно не бояться утечки информации на сторону. К тому же друг может стать "ушами и глазами" начальника и честно рассказать о настоящем положении дел в коллективе, а также донести информацию до остальных работников в нужной начальнику форме.

дружба на работе благотворно влияет не только на эмоциональное состояние сотрудников, но и на эффективность их работы.

неформальные отношения придают рабочему процессу как бы семейную атмосферу.

Минусы в дружбе с руководством:

друга труднее заставить делать работу как следует и еще труднее уволить.

между друзьями, стоящими на слишком разных уровнях карьерной лестницы, часто возникают непонимание и неловкость: одному неловко требовать, другому неловко подчиняться.

от манипуляций при таких отношениях могут пострадать обе стороны: друга – подчиненного можно попросить поработать и в выходной, взвалить на него самую неприятную работу, заставить разгребать последствия собственных ошибок, друга – начальника можно беззастенчиво эксплуатировать, пользоваться его связями и ресурсами для устройства своей карьеры.

52. Этикет взаимоотношений между работниками учреждения и посетителями

Этикет служебных взаимоотношений обязывает сотрудника быть одинаково уважительным ко всем посетителям, готовым принять участие в их делах и просьбах. Абсолютно недопустимо проявлять к одному подчеркнутую любезность, а с другим вести себя гордо и высокомерно.

Культурный сотрудник доброжелательно уладит дело посетителя, любезно пояснит, что и как необходимо сделать, растолкует действующее законодательство по его вопросу, поможет оформить необходимые документы независимо от того, знакомый перед ним или нет.

Деловой этикет предъявляет такие же серьезные требования и к культуре поведения посетителей. Тот, кто пришел в учреждение, обычно ведет себя как гость в доме малознакомого хозяина: без разрешения сотрудников не заходи в кабинет, не стучит дверьми, вежливо здоровается с теми к кому обращается, терпеливо ждет, если они заняты неотложным делом, не устраивает сцен в случае отказа.

53. Этикет взаимоотношений между сотрудниками учреждения

Сотрудник - сотрудник: координация

Общий этический принцип общения «по горизонтали», т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.

Отношения друг к другу сотрудников должны быть предельно вежливы и корректны. Если в коллективе царит доброжелательная атмосфера, то настроение поднимается, работа спорится, любое дело выполняется намного быстрее и легче.

Вот несколько принципов этики делового общения между коллегами:

Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую нужно уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.

Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого.

Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.

Если круг ваших обязанностей пересекается с вашими коллегами, это весьма опасная ситуация. Если управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами.

В отношениях между коллегами из других отделов вам следует отвечать самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих подчиненных.

Если вас просят временно перевести в другой отдел вашего сотрудника, не посылайте туда недобросовестных и неквалифицированных - ведь по нему там будут судить о вас и вашем отделе в целом. Помните, может случиться, что с вами поступят таким же безнравственным образом.

Не относитесь с предвзятостью к своим коллегам. Насколько возможно отбрасывайте предрассудки и сплетни в общении с ними.

Называйте своих собеседников по имени и старайтесь делать это почаще.

Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте все многообразие приемов и средств, чтобы показать доброе отношение к собеседнику. Помните - что посеешь, то пожнешь.

Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить.

Не преувеличивайте свою значимость и деловые возможности. Если они не оправдаются, вам будет неудобно, даже если на это были объективные причины.

Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.

Старайтесь слушать не себя, а другого.

Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все выплывет наружу и встанет на свои места.

Посылайте импульсы ваших симпатий - словом, взглядом, жестом дайте участнику общения понять, что он вас интересует. Улыбайтесь, смотрите прямо в глаза.

Если кто-то в работе допускает ошибки, то важно тактично указать на них сослуживцу. При этом объяснять и указывать на недостатки в работе следует спокойно и по-деловому.

Вести себя на работе нужно уравновешенно и тихо. Необходимо научится избегать того, что могло бы помешать работе людей, работающих рядом. Нельзя кричать, шуметь, громко смеяться, хлопать дверьми, заниматься посторонними разговорами, отвлекающими от работы, делать двусмысленные и циничные замечания и т.п.

В случае какого-либо инцидента нужно откровенно поговорить и выяснить все обстоятельства дела.

В отношении женщин-сотрудников действуют все правила делового этикета, плюс правила взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Сослуживцы должны пропускать ее вперед, встречая в дверях или у лифта, первыми приветствовать ее и т.д., но это ни в коем случае не означает, что они должны выполнить за нее часть работы. Мужчины-коллеги могут разговаривать с женщиной-сотрудницей сидя, не вставая со своего места.

Для женщины нужно помнить, что информацию несут не только слова, но и одежда, прическа, положение тела, жесты и т.д. Одеваться и причесываться нужно скромно, избегать всего вызывающего и провоцирующего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: