Этикет рабочего помещения

Состояние служебного помещения и рабочего места сотрудника влияет на эффективность его работы.

Рассмотрим сначала требования к служебному помещению.

Организация рабочих мест в служебных помещениях бывает двух видов:

* зальная;

• кабинетная.

Зальная структура допускает размещение практически неограниченного числа рабочих мест в одном зале. Между столами или группами столов ставят легкие перегородки; обычно они не доходят до потолка и лишь визуально создают некоторую иллюзию изолированности; сотрудникам приходится работать в условиях "речевого коктейля".

Зальная система организации труда экономически более выгодна, чем кабинетная. Кроме того, она позволяет менеджеру осуществлять визуальный контроль за подчиненными. Однако для тех, кто работает в большом зале, условия труда более тяжелые, чем при кабинетной структуре служебных помещений.

Большое количество людей и оборудования, сосредоточенное в одном помещении, хотя и достаточно просторном, без сомнения создает вполне ощутимые неудобства для работающих при зальной организации труда. Не все могут справляться с работой в таких условиях, это надо иметь в виду как тем, кто нанимается на работу, так и менеджерам и сотрудникам службы управления персоналом, осуществляющим наем.

Еще один способ организации труда в служебном помещении: несколько столов ставятся вместе - четыре или шесть.

Поверхность каждого стола является индивидуальным сектором работы, однако специфическая расстановка столов - впритык друг к другу, - во-первых, позволяет экономить место и, во-вторых, дает возможность менеджеру видеть, чем занимаются подчиненные, а также, консультируя одного из них, давать одновременно пояснения и другим; сотрудникам, сидящим за такой группой столов, легче обсуждать возникающие вопросы, принимать совместные решения. Иногда в помещении с большой площадью (зале) столы ставятся такими группами. Каждая группа сотрудников занимается сходными или близкими по содержанию проблемами.

Однако зальная организация рабочих мест, как и совместное размещение столов, допустимы, если условия работы не предполагают потока посетителей к каждому из сотрудников.

Трудно вообразить себе посетителей (клиентов - потенциальных или реальных), бродящих в лабиринтах рабочих мест сотрудников.

Но два главных критерия оценки эффективности организации рабочих мест - экономичность (попросту дешевизна) и возможность постоянного контроля за сотрудниками в зале - перевешивают.

Кабинетная система может быть представлена помещениями двух видов.

Первый - в помещении, состоящем из одной комнаты, размещаются столы сотрудников, однако, поскольку площадь комнаты не превышает 25-40 кв. метров, там ставится не более 5-8 сто-лов. В таких условиях каждому из сотрудников удобно работать с посетителями. Однако, чтобы проконтролировать работу подчиненных, менеджеру надо пройти по ряду таких комнат, выясняя, чем заняты его подчиненные. Это приводит к психологичес-кому дискомфорту как для менеджера, так и для подчиненных, чьи рабочие места размещены по кабинетной системе.

Второй вид кабинетной системы - помещение для одного лица - менеджера.

Стандартный кабинет менеджера предполагает наличие трех зон - рабочей, совещательной и зоны неформального общения.

В рабочей зоне находится стол менеджера; рабочий стол может быть дополнен различными техническими средствами - компьютером, факсом и т.п. Однако техническое оборудование не обязательный атрибут рабочей зоны - чем выше ранг менеджера, тем маловероятнее наличие техники в рабочей зоне его кабинета - для работы с техникой есть секретариат. В совещательной зоне находится достаточно большой стол, так как часто со-вещания проводятся прямо в кабинете менеджера, а не в отдельной совещательной комнате. На столе обычно лежит стопка листов бумаги - для участников совещания, лежат ручки или карандаши - чтобы можно было сделать запись. Иногда на столе для совещаний находятся схема структуры организации, календари, транспортная схема и тому подобные информацион-ные материалы. Во время совещания (через 5-10 минут после начала) может быть подан кофе - он не сервируется отдельно, а подается секретарем (это входит в его обязанности) каждому из участников совещания. (Заметим, что к кофе не принято пода-вать выпечку.)

Зона неформального общения - это несколько кресел, журнальный столик с пепельницей (если менеджер позволяет курить в своем кабинете), иногда здесь же - бар. Мебель и площадь зоны неформального общения зависят от должностного уровня менеджера, масштаба его деятельности и деятельности организации.

В современном деловом мире принято стены служебных помещений разного назначения красить или оклеивать обоями светлых нейтральных тонов - светло-серым, бежевым и т.п.

Пол в служебном помещении все чаще стали делать из плит-ки, - во всяком случае, в коридорах, холлах плитка преобладает.

Паркет - дорогостоящее покрытие, поэтому паркетный пол - для отдельных кабинетов менеджеров, для парадных служебных помещений, в остальных случаях - стандартное напольное покрытие с меньшим или большим ворсом или, что уже встречается значительно реже, - линолеум.

Вполне уместны украшения в служебных помещениях, однако их допустимый перечень весьма ограничен - это эстампы, картины, гравюры, однако содержание вышеперечисленных предметов изобразительного искусства не должно носить агрессивный или провоцирующий уныние характер. Чаще всего это пейзажи, натюрморты, излучающие спокойствие, уравновешенность.

Украшением стен служебного помещения и одновременно официальным "аксессуаром" имиджа организации может служить лицензия, диплом или другой документ, свидетельствующий о высоком уровне исполнения служебных обязанностей или о реализации направлений деятельности.

Прекрасным украшением служебных помещений всех типов могут быть цветы. Они не только украшают, но и создают неформальную атмосферу, смягчают психологическую напряженность, если ситуация близка к конфликту. Но не любое растение уместно в служебном помещении. Предпочтительны крупнолиственные цветы, хорошо выглядят также небольшие вечнозеленые деревья в кадках (деревянных или керамических), стоящих на полу.

Принято также использовать как украшение небольшие скульптуры - такие предметы обычно присутствуют в кабинетах менеджеров достаточно высокого уровня.

В служебных помещениях для рядовых исполнителей есть потребность иметь в доступном виде различные информационные материалы; имеет смысл оформить их таким образом (красивая рамка), чтобы они одновременно служили и украшением.

Следует также отметить, что неуместно украшать служебное помещение или отдельное рабочее место различными картинками или открытками, присланными "любимой подругой" (другом) и наклеенными на стену.

Недопустимы на рабочем месте предметы личного характера - фотографии членов семьи (хотя бы и в рамках), всякие умилительные фигурки и тому подобные мелкие вещи.

Следует помнить, что украшения в служебном помещении не должны быть в избытке, наоборот, их небольшое количество призвано оттенять строгость и официальность обстановки. Отдельные кабинеты также нельзя превращать в будуар, завешивая стены сплошь картинами, устанавливая повсюду аквариумы и даже мини-фонтаны.

В настоящее время в мировой практике принято оборудовать рабочие помещения организации стандартной мебелью, выпускаемой сериями, комплектами - на разные вкусы, большей или меньшей стоимости. Частные компании иногда используют для служебных кабинетов менеджеров высшего уровня мебель не стандартную, а изготовленную индивидуально, иногда даже вручную, т.е. дорогую мебель, чтобы подчеркнуть должностной ранг хозяина кабинета.

Организация служебных помещений, размещение в них рабочих мест, расположенность различных отделов и служб организации вблизи или вдали друг от друга (например, на разных этажах или в разных концах длинного коридора) - все это оказывает влияние на уровень этичности, проявляющийся в поступках, характере взаимоотношений, поведении отдельных сотрудников и всего коллектива в целом.

Итак, правильная организация труда повышает уровень этичности в организации, так как способствует уменьшению числа конфликтов, снятию психологической напряженности при служебных контактах в процессе совещании, совместных решении различных вопросов и просто в процессе выполнения служебных обязанностей при повседневной рутинной работе.

55. Психогигиена труда

Труд, деятельность оказываются органической потребностью человека и при благоприятных условиях — важным фактором для сохранения и укрепления его общего и психического здоровья.

Рядом исследований показано, что лишение трудовой занятости, вынужденное бездействие сопровождаются ухудшением психического состояния человека и учащением соматических недугов. Этот вопрос поднимался, в частности, в 1970 г. на XVII Международном конгрессе по прикладной психологии в связи с обсуждением проблем безработицы.

Трудом можно не только укрепить психическое здоровье, развить способности у здоровых людей, но и лечить психически больных. Трудовая терапия широко применяется в психиатрической практике в Советском Союзе и в социалистических странах. Как и всякое лечебное воздействие, трудовая терапия строго дозируется, в зависимости от тяжести психического состояния изменяется степень сложности трудовых процессов.

Труд приносит радость только в том случае, если он соответствует индивидуальным особенностям личности. Отсутствие определенных качеств и способностей затрудняет или делает невозможным выполнение той или иной работы. Так, человек, не имеющий музыкального слуха, не может стать певцом или композитором. Для некоторых видов труда необходимы достаточная физическая сила или волевые качества личности, быстрота психического реагирования и пр. Обеспечить такого рода соответствие может тщательно проведенный профессиональный отбор, предусматривающий как профессиональную ориентацию определенных контингентов населения (обычно учащихся средних школ), так и специальное медицинское и психологическое обследование.

Даже при идеальном соответствии способностей человека избранной профессии труд может стать источником патологии, если он оказывается чрезмерным по интенсивности или продолжительности. Так бывает в тех случаях, когда завышаются нормы, допускаются злоупотребления сверхурочными работами, если производственная нагрузка неравномерно распределена на протяжении дня, недели, месяца, квартала или года. При такой трудовой деятельности создаются условия для утомления, невротизации.

Известно неблагоприятное влияние шума на состояние человека. При этом имеет значение как сила звука, так и его частота. Выявлено, что 20-минутное воздействие шума с частотой 4000 Гц нарушает на целый день способность к сосредоточению внимания при умственной работе. У работающих на шумных производствах имеются более высокий риск падения слуха, заболевания гипертонической болезнью, появления эндокринных расстройств, нарушений пищеварения, неврозов.

Неблагоприятно сказывается на трудовых процессах и состоянии организма дефицит времени. В эксперименте испытуемым предлагалось решить математическую задачу в сроки, заведомо недостаточные для этого. Закономерной реакцией было значительное повышение артериального давления на длительное время. При отсутствии ситуации нехватки времени при решении более трудной задачи у испытуемых регистрировалось лишь незначительное и кратковременное повышение артериального давления.

Фактором, улучшающим работоспособность и препятствующим утомлению, является положительное эмоциональное отношение к выполняемой работе, чувство удовлетворения ее результатом. Это достигается моральным или материальным поощрением, заботой об эстетике труда и рабочего места, созданием благоприятного психологического климата в коллективе. Немаловажное значение имеет склонность человека к определенной профессии. Рядом исследований, специально посвященных вопросам реабилитации социально дезадаптированных больных шизофренией с эмоциональным дефектом, было показано, что приобщение их к труду и включение в коллектив возможны только в том случае, если работа вызывает у них интерес, а в коллективе с кем-то из его членов устанавливаются взаимоотношения сопереживания.

Эмоциональное утомление, сопровождающееся неизбежным падением работоспособности, снижением интереса к выполняемой деятельности, появлением сонливости и расстройств внимания, приводит к возможности нарушений правил безопасности и к увеличению риска несчастных случаев на производстве. Обычной причиной этого является сенсорная депривация при однообразии трудовых операций (конвейерное производство, вождение транспорта, присутствие на малоинтересных уроках, лекциях, конференциях и др.). Преодолению монотонности труда способствуют смена деятельности, организация коротких перерывов для производственной гимнастики, введение функциональной музыки (музыки с неожиданно изменяющимися силой звука, мелодией, ритмом). Повышает работоспособность правильно оборудованное рабочее место. Выявлено, что при кратковременной работе красный цвет повышает производительность труда, а синий — снижает; для длительной работы оптимальным является зеленый цвет. Контрольные цвета (желтый и черный) особенно подходят для маркировки опасных участков на предприятии. Это стимулирует внимание, повышает психическую активность. То же происходит при восприятии вертикально поставленных предметов или незавершенности оформления помещения; восприятие горизонтальных форм и законченности, регулярности оформления интерьера успокаивает, может вызвать пассивность. Повышает интерес и препятствует утомлению глубокое проникновение в содержание труда, морально-политическое воспитание работающих с развитием отношений взаимопомощи, взаимовыручки, а также заинтересованности в качестве изделия, включая и его эстетическое оформление.

Важным условием благотворного действия труда на человека является коллективизм. Через коллектив, отношение к нему человек приобщается к социальным проблемам всего общества и государства. В буржуазном обществе широко распространено мнение, что коллективизм будто бы нивелирует личность, не дает развиваться ее способностям, подавляет самостоятельность.

56. Здоровьесберегающие технологии труда

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Здоровьесберегающая педагогика по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология это

условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)

рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями)

соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка

необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим

57. Нравственно- психологические основы конфликтов и пути их преодоления

???????????????

58. Этика разрешения конфликтов

В психологической литературе обычно выделяют такие сущностные свойства конфликта, как: противоречие между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов; противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту; негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу.

Структуру конфликта образуют: стороны или участники конфликта (количество участников и масштаб распространения); предмет конфликта (из-за чего возник); представления участников конфликта о самих себе, о противостоящих сторонах. В своем развитии конфликт проходит следующие стадии: предконфликтную ситуацию; конфликтное взаимодействие; разрешение конфликта.

Администрации и специалистам кадровых служб при разрешении конфликта следует руководствоваться следующими принципами.

1. Разрешение конфликта с учетом сущности и содержания

противоречия.

2. Разрешение конфликта с учетом его целей.

3. Разрешение конфликта на основе учета эмоционального состояния сторон.

Существуют различные методы преодоления конфликтов, которые широко рассматриваются в учебниках по конфликтологии:

1. формирование в коллективе определенного общественного

мнения о конфликтующих сторонах;

2. обращение к «третейскому судье»;

3. организация сотрудничества конфликтующих сторон;

4. административные санкции.

Нормативное регулирование конфликтов делает систему более стабильной, определяет долговременный порядок, разрешение конфликтов и тем самым является эффективным средство функционирования развитых организационно-экономическим систем. Использование норм для урегулирования конфликтов имеет свои особенности, так как они действуют в специфической обстановке, в процессе противоборства сторон.

Наибольшее значение при регулировании конфликтов имеют нравственные нормы поведения людей. И это естественно, поскольку почти любой конфликт так или иначе затрагивает нравственные представления о добре и зле, правильном и неправильном поведении, справедливости и несправедливости, вознаграждении и наказании, чести, достоинстве и порядочности, и т. д.

Важное значение для управления конфликтами имеют нормы права. В отличие от нравственных и религиозных правовые нормы однозначны, закреплены в законах и других актах, санкционированы государством. Правовая оценка предпосылок и самого конфликта имеет официальный характер» и не может быть изменена под давлением одной из сторон или общественных настроений и пристрастий. Это относится и к конфликтам, подпадающим под действие норм международного права.

Законный путь разрешения почти любого конфликта всегда существует (например, обращение в суд). Но во многих случаях конфликтующие стороны стремятся избежать суда или вмешательства других посредников.

Результаты конфликта подлежат правовой оценке в тех случаях, когда при фактическом разрешении конфликта пострадала та или иная сторона или были нарушены общественные либо государственные интересы. Если А, вымогая премию, все же добился того, что Б подписал приказ о его премировании, хотя для этого не было основания, такой приказ в принципе подлежит отмене.

Юридические пути предупреждения конфликта при всей их важности подчас чреваты новыми конфликтами. Целесообразно использовать такие способы их предотвращения, как взаимопонимание, переговоры, обычное обращение в таких областях, как семья, соседство, окружающая среда, социальная защита. Все чаще для решения споров привлекаются не юристы, а посредники, консультанты, специалисты-психологи.

Важно при предупреждении и разрешении конфликтов опираться на документальную основу.

59. Стресс и методы борьбы с ним

Стресс может быть вызван различными неприятностями. Стоит заметить, что добрые поступки, релаксация, физические упражнения, эфирные масла помогают победить стресс, но ни в коем случае не стоит бороться со стрессом с помощью еды.

Чтобы понять, почему стресс настигает нас, нужно понять cстрессовое состояние, которое часто смешивается с тревогой и депрессией.

Стресс - это естественная реакция нашего организма на внешние раздражители. Зачастую шум, конфликтные ситуации на работе и в семье являются причинами возникновения стресса. Следует отметить, что, пока наш организм способен ответить на данные раздражители, беспокоиться не стоит, но если организм поддается этим агрессорам и не выдерживает их "напора", стоит насторожиться.

Тревога, сопротивление, бессилие

Стресс имеет три фазы - тревогу, сопротивление и бессилие. Тревога - это немедленная реакция на раздражитель. Тревожный сигнал начинается на уровне гипоталамуса, который отвечает за наши эмоции. В ответ на тревожный сигнал надпочечники вырабатывают адреналин и нервные клетки норадреналина, которые позволяют человеку инстинктивно реагировать на стрессовую ситуацию - как психологически, так и физически. У человека начинается ускорение сердечного и дыхательного ритмов, увеличивается приток крови к мышцам и мозгу, и это провоцирует бессонницу. Для борьбы с этими неприятными симптомами гипоталамус стимулирует синтез другого гормона - кортизола, который дает активный отпор стрессу за счет повышения синтеза сахара. Таким образом, для защиты наш организм мобилизует все свои энергетические резервы. На этой стадии нередко появляются некоторые психосоматические симптомы, такие как артериальная гипертония, боли, давление (крапивница). В конце концов продолжительное сопротивление и интенсивное напряжение защитной системы организма приводят к тому, что наш организм ослабевает до такой степени, что становится бессильным против стресса и превращается в благоприятную почву для развития различных заболеваний.

Когда пора бить тревогу? Как определить, что у человека действительно стресс?

В отличие от тревожности и депрессии стресс проходит вместе с причиной, которая его вызвала. Например, человек, у которого стресс был вызван работой, легко от него избавляется во время отпуска. Однако стоит насторожиться, если стресс не проходит даже в новой обстановке, независимо от того, ликвидирована причина, вызвавшая стресс или нет. В этом случае речь идет уже не о стрессе, а о тревоге. И если симптомы еще заметны и состояние ухудшается, тревога перерастает в депрессию. От стресса и тревоги депрессия отличается тем, что в депрессивном состоянии у человека снижается активность, ощущается упадок сил, пропадает интерес ко всему.

Вы ощущаете хроническую усталость, вас мучает бессонница, вы равнодушны ко всему, что происходит вокруг, мелочи выбивают вас из колеи, вы не можете сосредоточиться на работе, у вас одно желание - остаться в одиночестве, чтобы никто вас не беспокоил, у вас появились раздражительность и агрессия, вы беспрерывно курите и употребляете алкоголь либо другие возбуждающие вещества? Стоит насторожиться, если вы обнаружили у себя хотя бы три или четыре признака из вышеперечисленных. Стресс может вызвать сердечно-сосудистые заболевания, артериальную гипертонию, инфаркт, язву, колит, болезнь Крона, астму, различные дерматиты, экзему, поскольку стресс ослабляет иммунитет. Со стрессом наш организм либо борется, либо поддается ему. Часто причинами стресса являются следующие факторы: загрязнение окружающей среды, пробки на дорогах, посторонние шумы на дорогах, натянутые профессиональные отношения.

Есть люди, у которых от стресса пропадает аппетит, и они начинают худеть, поскольку биологические реакции, которые провоцирует стресс, потребляют много энергии. Таким образом, можно сказать, что стресс является средством для похудения. Но у большинства людей стресс вызывает обратную реакцию, то есть люди борются со стрессом с помощью еды: они употребляют большое количество шоколада, пирожных, конфет и другие продукты с богатым содержанием сахара и жиров, нередко злоупотребляют алкоголем. Все это может привести к значительной прибавке в весе и даже к ожирению. Эти непреодолимые желания могут привести к булимии почти треть женщин, страдающих стрессом. Что касается мужчин, то они меньше подвержены этому соблазну.

Способы борьбы со стрессом: правильное питание, релаксация и физические упражнения

Ошибка - стараться устранить источник стресса, правильное решение - научиться управлять стрессом и подчинять его своей воле. Главное - не бороться со стрессом с помощью чрезмерного употребления пищи, это только ухудшает психологическое состояние. Стоит отметить, что существуют продукты, которые содержат питательные вещества и противодействуют стрессу. Наиболее известный из них - магний, но не стоит искать его только в шоколаде, который богат этим минералом, липиды и углеводы также содержат магний в больших количествах. Кроме того, богаты магнием сухофрукты и злаки. Специалисты рекомендуют употреблять продукты, содержащие витамин В1, который благотворно влияет на нервную систему, и витамин С, который борется со слабостью.

Что касается физических упражнений и релаксации, то они являются прекрасным средством против стресса. Прогуляйтесь, подышите свежим воздухом, полюбуйтесь природой, послушайте пение птичек, почитайте интересную книжку, побалуйте себя, займитесь шопингом - вот увидите, положительные эмоции помогут вам победить стресс. Наполните свою жизнь приятными моментами, займитесь йогой, медитацией, релаксацией, начните посещать тренажерный зал. Все эти несложные рекомендации очень эффективны. Кроме того, физические упражнения не только снимают напряжение и активно противодействуют стрессовому состоянию, они помогают избавиться от лишнего веса. Однако спорт должен доставлять удовольствие, а не наоборот, поэтому выбирайте тот вид спорта, который походит именно вам.

Рефлексия помогает победить стресс, самое главное - уметь разделять реальные причины возникновения стресса, научиться определять настоящие приоритеты, т.к. во время стресса даже незначительные проблемы кажутся непреодолимыми. Следует совершить небольшую прогулку в наше сознание, чтобы освободить его от выдуманных проблем, которыми мы забили наш рассудок. Старайтесь всегда оставаться оптимистами и, даже если вам не очень хочется, улыбайтесь как можно чаще! В вас должно быть как можно больше позитивного. Ни в коем случае нельзя злоупотреблять таблетками. Существуют различные антидепрессанты, подавляющие депрессию, и медикаменты, снижающие тревогу, но при легкой форме стресса их применение не оправданно. При сильном стрессе принимать такие препараты следует с большой осторожностью. Бензодиазепин, антидепрессанты и препараты, снижающие тревогу, вызывают сонливость, нарушение памяти, расстройство внимания и провоцируют привыкание. Если избежать употребления данных препаратов невозможно, необходимо их принимать в умеренных дозах и с перерывами. Что касается бета-блокаторов, они блокируют действие адреналина и норадреналина и уменьшают неприятные симптомы, такие как учащенное сердцебиение, дрожь, повышенное потовыделение. Но они имеют множество противопоказаний, поэтому их можно применять только в крайних случаях - например, чтобы побороть страх и волнение перед каким-либо важным событием.

Можно выделить четыре основных метода борьбы со стрессом: релаксация, противострессовый распорядок дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса.

Использование этих методов при необходимости доступно каждому.

Одним из эффективных средств защиты от стресса является релаксация. Согласно теории Г. Селье, автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз: импульс, стресс, адаптация. Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек может помешать воздействию стрессового импульса, за-держать его или ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в ор-ганизме.

Дыхание может стать затруднённым и тяжёлым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического, таким образом, ауто-регуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

Обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации помогает метод ау-тоанализа личного стресса посредством ведения 'дневника стрессов'. Метод этот требует фик-сации в дневнике в течение нескольких недель того, когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро опреде-лять, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной возникнове-ния стресса.

Неожиданно оказываясь в стрессовой ситуации, для начала нужно собрать в кулак всю свою во-лю и скомандовать себе остановиться, чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Что-бы суметь выйти из состояния острого стресса и успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи, чтобы в критической ситуации быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе:

1. Релаксация;

2. Рациональное восприятие окружающей обстановки;

3. Смена обстановки;

4. Заняться любой (отвлекающей) деятельностью. В условиях стрессовой ситуации это выпол-няет роль 'громоотвода', помогая отвлечься от внутреннего напряжения. ьких недель сделать с определенными промежутками девять звонков по телефону, отвечая на вопросы компьютера (он говорит заранее записанным голосом врача-психотерапевта) и выполняя его "домашние задания". Из экспериментальной группы в 60 человек почти половина отметила у себя улучшение или даже значительное улучшение.

60. Правила вручения подарков

Приятному процессу вручения подарка предшествует сложное и ответственное мероприятие - его поиск. Сами того не осознавая, за прошедшие века, люди создали «неписаный сборник правил», определяющий процесс выбора и вручения подарков. На самом деле, всё не так сложно. Нужно уяснить лишь несколько ключевых правил этикета, которые помогут Вам всегда приносить радость близким, преподнося им именно те подарки, которые они ждали.

Первое с чего Вы должны будете начать – это определить, кому предназначен выбираемый Вами подарок. Вы обязательно должны учесть все тонкости характера лица, которое будет принимать его, социальную роль этого человека, «уровень» Ваших взаимоотношений.

1. Так называемые «нейтральные подарки», вручение которых абсолютно любому человеку не станет чем-либо выходящим за рамки приличия. В их число можно смело отнести цветы, сувениры, живопись и прочие произведения какого-либо искусства, книги подарочного издания, подарочные ручки и другое...

2. Что является оптимальным решением для вручения коллегам по работе? Тут, как раз таки, стоит опять упомянуть о «нейтральных подарках». В добавок к списку ранее приведенных в статье примеров, относящихся к этой категории товаров, добавим, скажем, подарочные упаковки дорогого кофе, чая (где в упаковке помимо основного ингредиента имеют место быть фирменные чашки, блюдца и т.п.), качественные кондитерские изделия (коробка конфет, торт), ну и, конечно, ряд таких же «невинных» вещей, имеющих отношение к профессиональной деятельности человека или Вашей компании в целом. Такие подарки, как сумка, платок, одежда приемлемы лишь в том случае, когда на них нанесена фирменная символика компании, в которой работает принимающий дары человек.

3. Что касается покупки в качестве подарка предметов гардероба, косметики или парфюмерии (одеколон, пудра, очищающие средства по уходу за кожей, крема, духи, шампуни, лосьоны и др.), то подобные вещи допустимы лишь для вручения друзьям того же пола или близким родственникам, причем Вы заведомо должны знать о том, что покупаемые Вами вещи не являются возбудителя аллергии у принимающего их в дар человека. Что касается кухонной утвари (кастрюля, кофеварка, чайник) и других бытовых предметов (утюг, гладильная доска), то подобные предметы дарятся лишь близким родственникам при наличии просьбы с их стороны. Предметы постельного белья, как правило, дарятся родственникам на такое торжество как свадьба.

4. Что касается вопроса о выборе подарка для маленького ребенка, то тут выбор Ваш, пожалуй, будет ограничен лишь банальными правилами приличия в обществе и традициями семьи. Игрушки, настольные игры, развивающая литература, сладости – список можно продолжать бесконечно. Единственное, чего не стоит вручать, так это деньги и домашних питомцев, уход за которыми может причинить их новым хозяевам массу хлопот (допустимо лишь после получения согласия со стороны родителей, опекунов и прочих, ответственных за деяния и существование ребенка лиц).

5. Учитывайте возраст виновников торжества. Так, например, людям преклонного возраста не следует дарить декоративные шарфы ярких, молодежных расцветок, и наоборот...

6. Не забывайте и о том, что некоторые люди могут быть суеверными, а потому подарок в виде носового платка, иконы, пустого кошелька, ножей, жемчуга и пр. могут, мягко говоря, не понравиться принимающему их в дар лицу. Посуда также может стать поводом для беспокойства некоторых людей.

7. Подарки с юмористической составляющей более уместны при вручении оных на девичник, мальчишник, 1-е апреля и прочих аналогичных праздников...

8. Стоимость подарка может варьироваться в достаточно широких пределах, однако, следует учитывать и материальное состояние принимающего подарок человека. Согласно проведенному социологическому опросу, человек, вручающий, казалось бы, безвозмездный по определению подарок подразумевает получение чего-либо взамен. Именно поэтому «ответное дарение» может слишком сильно отразиться на бюджете человека.

9. На такие торжества как Новый год и Рождество следует заранее подготовить подарок для взаимного обмена.

10. При посещении какого-либо отдаленного от постоянного места проживания близких Вам людей принято приобрести там «местный» сувенир.

11. Перед вручением подарка обязательно проверьте, нет ли на нём цены. В случае обнаружения оной немедленно сорвите, сотрите, затрите ее (при вручении техники этого можно не делать, так как, возможно, ей понадобится гарантийное обслуживание). Теперь поговорим об упаковке... Вручать подарки принято в специальной подарочной упаковке (уложить и правильно оформить Вам могут специалисты или сотрудники специализированных магазинов). Подарки должны вручать от Вас лично, за исключением, разве что, таких праздников как день Святого Валентина, 1-го апреля и т.п.

При выборе и вручении подарка ни в коем случае:

1. Не стоит дарить недостаточно близким людям таким личные подарки как, например, предметы косметики для женщины или галстук для мужчины. Несмотря на то, что они могут быть подобраны настолько качественно, насколько это возможно, подобные дарения лучше оставить при себе, по той причине, что они как бы намекают на чрезмерную близость или желание в таковой. Уместным это будет либо если дарящий и принимающий человек находятся в браке или каждый из них уже ранее имел достаточно близкие взаимоотношения друг с другом (поцелуй, совместный сбор и подготовка к светскому мероприятию и пр.).

2. Не стоит в ответ дарить аналогичные вещи. Так, например, на подаренный Вам утюг стоит ответить чем-нибудь другим. Хотя, в случае, когда, скажем, Ваши интересы совпадают (разведение цветов), то почему бы не подарить какое-нибудь растение?

3. Не стоит дарить мужчинам, скажем, кондитерские изделия, а женщинам – спиртные напитки. Это одна из тех ситуаций, когда не стоит руководствоваться принципом, что оба пола равны. Говорить реакции на такие «неправильные» подарки мы не будем – сами догадаетесь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: