Достоинства и недостатки различных видов транспорта приведены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2.
Вид транспорта | Преимущества |
Железнодорожный | Возможность перевозок больших партий грузов, наличие сети железнодорожных линий, связывающих разные районы страны |
Автомобильный | Оперативный вид перевозок практически в любую точку страны, возможность экспедирования |
Водный (морской, речной) | Возможность перевозки больших партий грузов, широко используется при международной торговле |
Воздушный | Высокая скорость, незаменим в экстренных условиях |
Трубопроводный | Большие объемы транспортировки на большие расстояния |
Таблица 3.
Вид транспорта | Недостатки |
Железнодорожный | Медленный (250-500 км/сутки), недостаточная оперативность работы сортировочных станций, перевозка только в те районы, где есть ж/д пути,хищения и потери в процессе перевозки, длительные простои |
Автомобильный | Средняя стоимость перевозок по сравнению с перевозками другими видами транспорта, маленькие объемы перевозок, зависимость от состояния дорог |
Водный (морской, речной) | Низкая скорость доставки грузов, зависимость от работы порта, времени года и погоды |
Воздушный | Малые объемы перевозок, зависимость от погодных условий |
Трубопроводный | Транспортировка только жидких и газообразных грузов, сложность транспортировки других видов грузов |
Задача выбора вида транспорта решается во взаимосвязи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др.
|
|
Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта. Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта:
1. время доставки;
2. частота отправлений груза;
3. надежность соблюдения графика доставки;
4. способность перевозить разные грузы;
5. способность доставить груз в любую точку территории;
6. стоимость перевозки.
Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.
При выборе схем и форм товародвижения определяется наилучшая (оптимальная) комбинация затрат, при которой их общая величина будет наименьшей даже в условиях, когда один из важнейших компонентов (транспортные расходы) будет находиться на относительно высоком уровне.
Так, в ряде случаев, несмотря на более высокую стоимость авиационных перевозок по сравнению со стоимостью перевозок другими видами транспорта, они обеспечивают более низкие затраты на товародвижение и позволяют значительно быстрее доставить груз к месту назначения.
|
|
При решении конкретных задач оптимизации устанавливаются конкретные цели - максимизация прибыли, минимизация логистических затрат, поддержание уровня обслуживания, обеспечение сроков поставок и т.д.
Выбирая способ транспортировки своих товаров в процессе осуществления внешнеэкономической операции, участники сделки должны руководствоваться несколькими критериями.
Существует мнение, что их должно быть не менее 5.
Пример выбора критериев для выполнения перевозки товара и ранжирования их по видам транспорта приведен в таблице 4 ("1" - самый высокий балл, "5" - самый низкий).
Вид транспорта | Критерии ранжирования | ||||
Скорость и время доставки от пункта до пункта | Надежность, соблюдение графика | Способность перевозить различные виды грузов | Доступность, количество обслуживаемых географических пунктов | Стоимость одной тонно-мили | |
Ж/д | |||||
Водный | |||||
Автомобильный | |||||
Трубопроводный | |||||
Воздушный |
Таблица 4.
Больше всего преимуществ обычно предлагает автомобильный транспорт. На практике же фирмы полагаются на комбинацию способов перевозки, что позволяет им выполнить товародвижение более эффективно и с наименьшими издержками.
Необходимо также учитывать вид товара (скоропортящийся опасный, габаритный), транспортные возможности (контейнер, цистерна, сухогруз), а также другие факторы:
· хрупкое, чувствительное и дорогостоящее оборудование лучше всего перевозить самолетом;
· при выборе экспедиторской фирмы необходимо убедиться в ее возможности работы по системе МДП (ТIR);
· страхование товара обойдется не более чем в 1-2%, но в случае гибели груза вы получите финансовую компенсацию:
· если у вас опасный груз, то необходимо выполнить дополнительные требования, которые должны знать транспортные компании.
Комбинированные перевозки. Различаются следующие виды комбинированных перевозок:
- Унимодальная – один вид транспорта, единые фрахт и проездные документы, один диспетчерский пункт;
- Интермодальная – распределение ответственности за перевозку груза между всеми её участниками, различные тарифы и транспортные документы;
- Мультимодальная – один перевозчик основной, остальные вспомогательные, единая ставка фрахта и транспортные документы;
- Трансмодальная – один перевозчик основной, остальные вспомогательные, единая ставка фрахта и транспортные документы;
- Амодальная – один диспетчерский пункт, различные маршруты движения транспортных средств, единая сквозная ставка фрахта, единая ответственность за груз.
Расчет количества транспортных средств. Количество транспортных средств Ктс определяется исходя из объема перевозок и часовой производительности транспортного средства (ТС) по формуле:
Ктс = Q* Кн/qч* Тт, где
Q - грузооборот за расчетный период, т;
qч - часовая производительность ТС в расчетный период, ч;
Тт - время работы ТС в течение планового периода;
Кн – коэффициент неравномерности перевозок (Кн = 1,1 ÷ 3,0).
Часовая производительность транспортного средства определяется по формуле:
qч = qн * Кгр * 60/ Ттр, где
qн - номинальная грузоподъемность ТС, т;
Кгр - коэффициент использования грузоподъемности ТС;
Ттр – транспортный цикл, характеризующий затраты времени на погрузку, разгрузку, пробег ТС по маршруту (туда и обратно), мин.
Организация и планирование перевозок. Организация работы внутреннего транспорта включает:
· выбор системы планирования перевозок;
· осуществление соответствующих подготовительных работ;
· установление определенного порядка работы ТС;
· выполнения погрузо-разгрузочных работ.
В настоящее время предприятия применяют две разновидности системы планирования перевозок: по стандартным расписаниям и по заявкам.
|
|
Первая разновидность применяется при достаточно мощных и стабильных грузопотоках, вторая - при эпизодической потребности в транспортных средствах.
При работе транспорта по стандартным расписаниям выявляются рациональные маршруты, разрабатываются стандартные графики движения транспортных средств, определяются порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ, техническое оснащение мест погрузки и выгрузки.
Терминальные перевозки. Перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевозкой. В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиторские фирмы, использующие уникальные или специализированные терминалы и терминальные комплексы.
Грузовым терминалом называется специальный комплекс организационно взаимосвязанных сооружений, персонала и технических устройств, предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемкой, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников.
Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром.
Основные функции этих терминалов:
· маркетинговые исследования рынка транспортно-логистического сервиса;
· оформление договоров с клиентами, прием и обработка заявок;
· сбор и развоз грузов;
· краткосрочное хранение;
· консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки;
· информационно-компьютерная поддержка сервисных услуг терминала.
В последние годы на крупных терминалах осуществляются операции длительного хранения и таможенной обработки ("очистки") грузов.
Специализированные терминалы осуществляют операции транспортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например скоропортящихся, продовольственных, медикаментов и т.п. Специализация грузовых терминалов позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке грузов.
|
|
Технологический процесс терминальной транспортировки состоит из трех основных этапов:
1. завоз грузов на терминал и развоз их с терминала;
2. грузопереработка на терминале;
3. линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.
При транспортно-экспедиционном обеспечении распределения товаров важным условием обеспечения эффективного распределения является проектирование систем доставки, включающее планирование, организацию и выполнение доставки товаров от мест их производства до мест потребления с использованием оптимальных способов и методов, при условии обеспечения удовлетворения потребностей производственных и торговых фирм в эффективном распределении товаров.