Выбор вида транспорта

Достоинства и недостатки различных видов транспорта приведены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2.

Вид транспорта Преимущества
Железнодорожный Возможность перевозок больших партий грузов, наличие сети железнодорожных линий, связывающих разные районы страны
Автомобильный Оперативный вид перевозок практически в любую точку страны, возможность экспедирования
Водный (морской, речной) Возможность перевозки больших партий грузов, широко используется при международной торговле
Воздушный Высокая скорость, незаменим в экстренных условиях
Трубопроводный Большие объемы транспортировки на большие расстояния

Таблица 3.

Вид транспорта Недостатки
Железнодорожный Медленный (250-500 км/сутки), недостаточная оперативность работы сортировочных станций, перевозка только в те районы, где есть ж/д пути,хищения и потери в процессе перевозки, длительные простои
Автомобильный Средняя стоимость перевозок по сравнению с перевозками другими видами транспорта, маленькие объемы перевозок, зависимость от состояния дорог
Водный (морской, речной) Низкая скорость доставки грузов, зависимость от работы порта, времени года и погоды
Воздушный Малые объемы перевозок, зависимость от погодных условий
Трубопроводный Транспортировка только жидких и газообразных грузов, сложность транспортировки других видов грузов

Задача выбора вида транспорта решается во взаимосвязи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др.

Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта. Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта:

1. время доставки;

2. частота отправлений груза;

3. надежность соблюдения графика доставки;

4. способность перевозить разные грузы;

5. способность доставить груз в любую точку территории;

6. стоимость перевозки.

Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.

При выборе схем и форм товародвижения определяется наилучшая (оптимальная) комбинация затрат, при которой их общая величина будет наименьшей даже в условиях, когда один из важнейших компонентов (транспортные расходы) будет находиться на относительно высоком уровне.

Так, в ряде случаев, несмотря на более высокую стоимость авиационных перевозок по сравнению со стоимостью перевозок другими видами транспорта, они обеспечивают более низкие затраты на товародвижение и позволяют значительно быстрее доставить груз к месту назначения.

При решении конкретных задач оптимизации устанавливаются конкретные цели - максимизация прибыли, минимизация логистических затрат, поддержание уровня обслуживания, обеспечение сроков поставок и т.д.

Выбирая способ транспортировки своих товаров в процессе осуществления внешнеэкономической операции, участники сделки должны руководствоваться несколькими критериями.

Существует мнение, что их должно быть не менее 5.

Пример выбора критериев для выполнения перевозки товара и ранжирования их по видам транспорта приведен в таблице 4 ("1" - самый высокий балл, "5" - самый низкий).

Вид транспорта Критерии ранжирования
Скорость и время доставки от пункта до пункта Надежность, соблюдение графика Способность перевозить различные виды грузов Доступность, количество обслуживаемых географических пунктов Стоимость одной тонно-мили
Ж/д          
Водный          
Автомобильный          
Трубопроводный          
Воздушный          

Таблица 4.

Больше всего преимуществ обычно предлагает автомобильный транспорт. На практике же фирмы полагаются на комбинацию способов перевозки, что позволяет им выполнить товародвижение более эффективно и с наименьшими издержками.

Необходимо также учитывать вид товара (скоропортящийся опасный, габаритный), транспортные возможности (контейнер, цистерна, сухогруз), а также другие факторы:

· хрупкое, чувствительное и дорогостоящее оборудование лучше всего перевозить самолетом;

· при выборе экспедиторской фирмы необходимо убедиться в ее возможности работы по системе МДП (ТIR);

· страхование товара обойдется не более чем в 1-2%, но в случае гибели груза вы получите финансовую компенсацию:

· если у вас опасный груз, то необходимо выполнить дополнительные требования, которые должны знать транспортные компании.

Комбинированные перевозки. Различаются следующие виды комбинированных перевозок:

- Унимодальная – один вид транспорта, единые фрахт и проездные документы, один диспетчерский пункт;

- Интермодальная – распределение ответственности за перевозку груза между всеми её участниками, различные тарифы и транспортные документы;

- Мультимодальная – один перевозчик основной, остальные вспомогательные, единая ставка фрахта и транспортные документы;

- Трансмодальная – один перевозчик основной, остальные вспомогательные, единая ставка фрахта и транспортные документы;

- Амодальная – один диспетчерский пункт, различные маршруты движения транспортных средств, единая сквозная ставка фрахта, единая ответственность за груз.

Расчет количества транспортных средств. Количество транспортных средств Ктс определяется исходя из объема перевозок и часовой производительности транспортного средства (ТС) по формуле:

Ктс = Q* Кн/qч* Тт, где

Q - грузооборот за расчетный период, т;

qч - часовая производительность ТС в расчетный период, ч;

Тт - время работы ТС в течение планового периода;

Кн – коэффициент неравномерности перевозок (Кн = 1,1 ÷ 3,0).

Часовая производительность транспортного средства определяется по формуле:

qч = qн * Кгр * 60/ Ттр, где

qн - номинальная грузоподъемность ТС, т;

Кгр - коэффициент использования грузоподъемности ТС;

Ттр – транспортный цикл, характеризующий затраты времени на погрузку, разгрузку, пробег ТС по маршруту (туда и обратно), мин.

Организация и планирование перевозок. Организация работы внутреннего транспорта включает:

· выбор системы планирования перевозок;

· осуществление соответствующих подготовительных работ;

· установление определенного порядка работы ТС;

· выполнения погрузо-разгрузочных работ.

В настоящее время предприятия применяют две разновидности системы планирования перевозок: по стандартным расписаниям и по заявкам.

Первая разновидность применяется при достаточно мощных и стабильных грузопотоках, вторая - при эпизодической потребности в транспортных средствах.

При работе транспорта по стандартным расписаниям выявляются рациональные маршруты, разрабатываются стандартные графики движения транспортных средств, определяются порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ, техническое оснащение мест погрузки и выгрузки.

Терминальные перевозки. Перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевозкой. В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиторские фирмы, использующие уникальные или специализированные терминалы и терминальные комплексы.

Грузовым терминалом называется специальный комплекс организационно взаимосвязанных сооружений, персонала и технических устройств, предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемкой, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников.

Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром.

Основные функции этих терминалов:

· маркетинговые исследования рынка транспортно-логистического сервиса;

· оформление договоров с клиентами, прием и обработка заявок;

· сбор и развоз грузов;

· краткосрочное хранение;

· консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки;

· информационно-компьютерная поддержка сервисных услуг терминала.

В последние годы на крупных терминалах осуществляются операции длительного хранения и таможенной обработки ("очистки") грузов.

Специализированные терминалы осуществляют операции транспортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например скоропортящихся, продовольственных, медикаментов и т.п. Специализация грузовых терминалов позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке грузов.

Технологический процесс терминальной транспортировки состоит из трех основных этапов:

1. завоз грузов на терминал и развоз их с терминала;

2. грузопереработка на терминале;

3. линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.

При транспортно-экспедиционном обеспечении распределения товаров важным условием обеспечения эффективного распределения является проектирование систем доставки, включающее планирование, организацию и выполнение доставки товаров от мест их производства до мест потребления с использованием оптимальных способов и методов, при условии обеспечения удовлетворения потребностей производственных и торговых фирм в эффективном распределении товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: